Тема: Понятие о сложноподчиненном (СПП) предложении. Главные и придаточные предложения (9 класс)

Тема: Понятие о сложноподчиненном (СПП) предложении. Главные и придаточные предложения (9 класс) - фрагмент

Цели:

Предметные:

Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП,

видами придаточных.

Находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.

Метапредметные:

Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль. *,

Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point.

Личностные:

Развивать умение работать в группе малого состава.

Воспитывать любовь к региональной литературе.

Оборудование:

Компьютерные программы: "Репетитор. Тесты по пунктуации", "Русский язык. Семейный наставник", "КиМ".

Раздаточный материал для работы в группе: предложения для конструирования и схемы к ним; тексты

для проведения комплексного анализа.

Стихотворение "Дом, который построил Джек" С. Маршака

Предварительная подготовка:

Определение тем и создание презентаций к уроку в программе Power Point. •

Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.

Выразительное чтение стихотворения " Дом, который построил Джек" С. Маршака.

Форма урока — мозговая атака.

Ход урока

  1. Слово учителя

Сегодня мы приступаем к изучению сложноподчиненного предложения. Это для вас не совсем новый материал, так как первые сведения вы получили ещё в пятом классе. Но "сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!", поэтому думаю, что после урока вы узнаете, что многое для вас - новое, неизведанное. Да и знакомство со сложноподчинённым предложением будет более продолжительным, нежели со сложносочинённым. Я думаю, к концу урока вы поймёте, почему. Мы работаем уже в привычной вам форме - у нас мозговая атака.

Но прежде повторим изученное.

II. Индивидуальные задания

3 чел. — Компьютерная программа— «Репетитор. Тесты по пунктуации» повторение ССП.

3 чел. — Компьютерная программа "Семейный наставник" —" Правописание суффиксов причастий"

2 чел. — "Русский язык. Базовый курс". "Зарядка для ума, 3 уровень, повторение пунктуации в ССП".

III. Фронтальный опрос — цифровой диктант. Цель — повторить пунктуацию при ССП и простых
предложениях с однородными членами.

ССП О и О

Писатель должен много писать, но не должен спешить.

В поезде экстренной работы не было, и Данилов отпустил часть персонала.

Все ушли, и разговоры спрятала ночная мгла.

Я всю жизнь провёл на берегу озера и знаю на нём каждый островок.

Подул ветерок с заречья, и сразу же из-за туч выглянуло солнце.

От восхода до заката вёсел плеск да скрип каната. ;

Холодно, и за весь май деревья не успели расцвести.

Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл

Пришёл из школы ученик и запер в ящик свой дневник.

Большие совы бесшумно взвивались с дороги, и лошади, всхрапывая, шарахались в сторону.

(ключ: ССП 2, 3, 5, 7, 10, О и О 1, 4, 6, 8, 9)

Итак, как я уже говорила, мы приступаем к изучению новой темы.

Цели к урокам поставлены следующие: '

  1. Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных.

Итак, как я уже говорила, мы приступаем к изучению новой темы.

Цели к урокам поставлены следующие: '

  1. Познакомиться со сложноподчинённым предложением, структурой СПП, средствами связи в СПП, видами придаточных.

  2. Находить СПП в текстах разных стилей и типах речи, выяснять их роль.

  3. Развивать умение работать с компьютером и компьютерными программами Power Point.


Знакомство с новой темой пройдёт в форме презентации. Напомним себе, каково лексическое значение данного слова

Презентация — это: 1. официальное представление вновь созданного проекта, продукции.

2. Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас, конечно, интересует первое значение слова. И представим мы с творческой группой необходимые теоретические сведения, а вы продемонстрируете умение использовать теорию на практике. Но предварительно вспомним, что мы уже знаем о сложных предложениях?

  • чем сложносочинённые предложения отличаются от сложноподчинённых?

  • каковы средства связи в сложносочинённых предложениях?, в сложноподчинённых?, в бессоюзных?

Работа по цепочке с помощью CD "Русский язык в 8-9 классах.- р ССП Ч. 1 , слайд 8. CD " К и М". Задание: определить типы сложных предложений, средства связи.

5. Слово учителя: ,

Так сложилось, что до сих пор в среде лингвистов не сложилось единого мнения о классификации придаточных предложений. Каково видение авторов учебно-методических комплектов, узнаем из презентации.

Презентация "Взгляд на СПП авторов школьных учебников".

Итак, мы будем знакомиться с более объемной классификацией. Аня говорит, что это удобно -соответствие каждого придаточного определённому члену предложения облегчает определение типа придаточных. Что ж, посмотрим.

Разнообразно не только значение, но и строение СПП. Знакомясь со следующим материалом, вы должны зарисовать в тетрадь схемы сложноподчинённых предложений, что значительно облегчит вам работу в дальнейшем.

Презентация '"Структура СПП".

- Каково же строение сложноподчинённых предложений? Чем отличается структура
сложноподчинённого предложения от сложносочинённого?

Игра "Кто быстрей и правильней?" (Работа в группах малого состава).

Вам предлагаются конверты, в которых находятся части сложных предложений. Придаточные не деформированы, а главные части разрезаны на слова. Ваша задача - собрать предложения так, чтобы каждой схеме соответствовало своё предложение. Итак, кто быстрей и правильней?

1 группа:

Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять её надолго. Тот день, когда ты оторвёшься от коллектива, будет началом конца. Морозка смотрел, как бегут меж лодок белые кружочки пены.


2группа:

При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой

Я не знаю, где разница между товарищем и другом.

Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.

3 группа:

Оба шалуна поняли, что далеко зашли, и испуганно бросились по горной тропинке вверх. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

4 группа:

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. Человеку, который сам ничего не знает, нечего рассказывать людям. Пока ходить я умею, я буду идти вперёд

Средства связи придаточных предложений гораздо разнообразнее, нежели в сложносочинённых.
Поначалу это может вызвать затруднения, но при выполнении определённых условий не составит труда научиться определять, каким средством связано придаточное . Познакомимся со средствами связи в
СПП. При прослушивании вы должны зафиксировать основные положения презентации, которые будут
продемонстрированы. Будьте предельно внимательны, так как это поможет вам при выполнении
следующего задания

Презентация "Средства связи в СПП".

Ещё раз напомним себе: как отличить союз от союзного слова? ( Высказывания учеников).

А теперь закрепим наши знания на практике. Вам предлагается:

а) записать предложения,

б) определить средство связи

Самостоятельная работа с самопроверкой: тема«СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ч.1», слайд 3. CD " К и М".

В ходе первого выступления нам уже сказали о разнообразных видах придаточных. Сейчас вас более подробно познакомит следующий докладчик. Зафиксируйте необходимые сведения следующим образом, заполнив таблицу: Тип придаточного Основные вопросы Примеры

Презентация "Виды придаточных предложений".

Разнообразие значений и форм выражения придаточных не могло не восхищать мастеров слова. . Не только прозаики, но и поэты используют их как средство выразительности. Ярким примером является стихотворении, которое вам сейчас предложат ваши одноклассники:

Чтение "Дом, который построил Джек" С. Я. Маршак.

6. Наше золотое правило: «Лучшая теория — это практика». Применим полученные теоретические сведения в практическом ключе. Вам для работы предлагаются тексты различные по жанру, стилю. Объединяет их то, что они принадлежат перу амурских авторов. Работаем в группах, можете создать микрогруппы. Задания на раздаточном материале

7.Заслушивание сообщений.

8.Подведение итогов: итак, вы убедились на практике, что сложноподчинённые предложения - это огромная, и пока ещё малоизученная страна. Поэтому у нас будет возможность "побродить" по ней в поисках новых знаний. Пожелаем же нам доброго пути!

9. Выставление оценок. Дом задание: § 237, упр. 339.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ