Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, , ши.» 3 Класс
Конспект открытого урока
письмо и развитие речи
в 3 «К» классе VIII вида
Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, , ши.».
Цель:
- продолжить формирование навыков правописания гласных букв в сочетаниях жи-ши;
- учить строить предложения и составлять из них текст;
- формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи – ши, расширять словарный запас;
- формировать навыки самоконтроля,
- совершенствовать точность воспроизведения словесного материала, развивать слуховое восприятие,
- воспитывать аккуратность при оформлении записей в тетрадях и на доске.
Задачи:
Обучающие:
- освоить знания о правописании слов с сочетаниями жи – ши.
Развивающие:
- развивать самостоятельность при работе с информацией, развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение при работе в паре.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Картинки (карандаш, груша, мышка), таблички с глаголами (дышать, сказать, показать, решать, написать, положить, деформированные предложения, карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
Учитель: Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.
Минутка красивого письма:
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учитель: У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У.
Написание строчной и заглавной У.
Учитель: Пропишите эти буквы и слова в воздухе, а потом напишите в тетрадь
У у,
ут, ву, су,
утка,
улица,
ульяна.
Разминка для рук.
«Ёжики» - левой рукой.
- Помоги ежатам дойти до мамы.
«Мыши» - правой рукой.
- Помоги мышам добежать до норки.
3. Проверка домашнего материала:
Учитель: . Запишите сколько букв и сколько звуков в каждом слове.
Заяц - ___букв, ___звуков.
Медведь - ____букв, ____звуков.
Лисица -____букв,____звуков.
Учитель: Раздели слова для переноса.
Щука, белуга, карп, акула, карась.
4. Словарная работа:
Учитель: Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку в словах, которые вы написали.
Загадка:
Чёрный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом проведёт, там заметку кладёт.
Учитель: Что это за слово?
Дети: карандаши.
Учитель: А если это один предмет, то, как мы скажем?
Дети: карандаш.
Учитель: Посмотрите ещё раз, как оно пишется. Прочитайте по слогам и запишите его в тетрадь с маленькой буквы.
Учитель: Поставьте ударение. Назовите ударный слог.
Учитель: Назовите безударные гласные, подчеркните.
Учитель: Можно ли их проверить?
Дети: Это слово не проверяется, оно словарное.
Учитель: К слову карандаш подберите словосочетания.
Дети: Синий карандаш, маленький карандаш, и т.д.
Учитель: Прочитайте скороговорку. Медленно и громко, тише и быстрее, шёпотом.
Не живут ужи, где живут ежи. (Запись на доске).
5. Подготовка к работе на основном этапе:
Учитель: Посмотрите внимательно на доску, что вы видите?
Дети: буквы.
Учитель: Назовите эти буквы.
Дети: Ж Ш А И У Ы
Учитель: На какие две группы можно разделить эти буквы?
Дети: гласные и согласные.
Учитель: Какое задание можно предложить, используя эти слова?
Дети: составить слоги.
Учитель: запишите на одной строке слоги с буквой Ж, а на другой – с буквой Ш.
жа жу жи ша шу ши
Учитель: Что заметили?
Учитель: Какая гласная оказалась лишней? Почему?
Учитель: Определение темы и целей урока. – Ребята, кто уже понял, какая тема урока? Дети: Правописание сочетаний жи – ши.
6. Постановка темы и цель урока:
Учитель: Запасливые мыши
Жили мыши не тужили
Шишки на зиму сушили.
Из шиповника с малиной
Чай варили витаминный.
Учитель. К нам на урок пришли запасливые мыши. Они принесли для нас много заданий. А на какую тему задания принесли мыши, вы должны догадаться сами, посмотрев на стихотворение, которое написано на доске.
Ученики. Здесь слова на правописание с сочетаниями жи, ши.
Учитель. Как пишутся слова с сочетаниями жи, ши?
Ученики. В словах с сочетаниями жи, ши пиши букву и.
Учитель. Значит, на сегодняшнем уроке мы закрепим правописание слов с сочетаниями жи, ши.
Учитель. Мыши тоже принесли задания на эту тему. Они проверят как усвоили вы этот материал. За каждый правильный ответ они дадут вам шишки, которые собрали на зиму.
Учитель: Я буду говорить слова действия, вы их изменять с помощью слогов жи – ши.
дышать – дыши
сказать – скажи
показать – покажи
решать – реши
написать – напиши
положить – положи
7. Наблюдение над слогами-слияниями жи, ши.
Написать транскрипцию слогов-слияний жи, ши. ( жы шы . )
Учитель: Что заметили?
Дети: Звуки ж и ш твёрдые, после них слышится гласный звук ы.
Учитель: Звуки ж , ш -всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать букву и. Так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.
Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
Учитель: Давайте выучим это правило.
Учитель: В русском языке сочетание жи ,ш- это орфограмма.
Учитель: Назовите изображённые предметы. Есть ли в словах-названиях предметов только твёрдые согласные звуки?
Учитель: Какой звук слышится в конце каждого слова?
Прочитайте: ежи, мыши, лыжи, карандаши, камыши.
Учитель: Какая буква написана в конце каждого слова?
Учитель: Спишите слова, подчеркните сочетания жи, ши.
Учитель: С какой же буквой будем писать сочетания жи, ши?
Учитель: Как же в русском языке будут называться сочетания жи, ши?
Дети: орфограммой.
Учитель: Прочитайте в учебнике вывод, и скажите, совпадает ли он с нашим выводом.
Дети: Да.
8. Физминутка:
Учитель: Котик.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котик в огород.
Всполошится весь народ.
( Дети изображают «котика». Медленно шагая, как бы крадучись. )
9. Закрепление пройденного:
Игра «Найди домик».
Учитель: Вам надо распределить слова в три столбика ( домика): «Что?», «Какой?», «Что делает?».
На доске:
Ш_рокий, ш_пит, уж_н, ш_на, сторож_т, рыж_й.
Учитель: Что обозначают слова каждого столбика?
Учитель: Какую букву вставили?
Вывод: Сочетания жи-ши встречаются в разных частях речи.
Работа по теме:
Учитель: пробежала лисичка к нам на урок, своим хвостом заметала следы, буквы не заметила и хвостом все слова рассыпала.
(На карточках прикреплены слоги рассыпанных слов: лы-жи,сне-жин-ка, пу-шин-ка, жи-те-ли, кру-жи-лись).
Учитель: Соберем эти слова.(2 человека у доски собирают слова.)
Учитель: Какая орфограмма встретилась в этих словах?
Учитель: Запишем слова, выделяя орфограмму жи-ши.
Учитель: Назовите двусложное слово. С этим словом придумайте предложение.
Учитель: Спишите пословицу, выделяя орфограмму зеленой ручкой.
На доске: Упругие шины у нашей машины.
Учитель: Что вы прочитали?
Дети: скороговорку.
Учитель: Какая орфограмма снова встретилась?
Учитель: Как ее напишем?
Учитель: Запомнили скороговорку. Повторите.
Учитель: Запишите ее по памяти.
Учитель: Поменялись тетрадями и проверили у соседа карандашом.
Картинный диктант: «Один – много»
( Учитель показывает картинки в ед. числе, а дети записывают слова во мн. числе.)
Картинки: карандаш, груша, мышка.
Учитель: Как вы написали? Теперь проверим на доске.
( Один ученик пишет на доске ).
Работа с деформированными предложениями:
Учитель: Дополни предложения:
В лесу живут ……. (ежи )
На ёлках растут ……( шишки )
С неба падают …….. (снежинки )
Учитель: Подчеркните сочетания жи-ши.
Учитель: составить и записать словосочетания:
колючий
ландыши
душистые
ёжик
Жирный
шишки
еловые
гусь
вкусные
машина
большая
груши
Учитель: Повторим «Рифмовку-запоминалку» с сочетанием жи-ши.
Жилет, животное, живот,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Кружить, служить, спешить, смешить
Все сочетанья ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
Физминутка:
Была тишина. Была тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! (Дети хлопают в ладоши.) И вот уже дождик – тихонько, ты слышишь? (Дети хлопают тихонько в ладоши.) Закапал, закапал, закапал по крыше. (Дети тихонько стучат пальчиками по парте) Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! (Дети начинают хлопать в ладоши, сначала громко ,потом всё тише и тише.)
Продолжение работы по теме урока:
Учитель: Запишите предложения:
Женя Жданов – журналист. Его друг Саша Шитов живёт в Житомире.
Учитель: Мне принёс Незнайка письмо? (конверт с письмом)
Учитель: Сколько в слове письмо букв?
Учитель: А сколько звуков?
Учитель: Почему?
На доске:
Дорогой друк!
Как ты жывёшь? Я лублу делать уроки. Напиши мне, что лубишь ты?
Учитель: Вот, что было бы, если б мы писали так, как слышим. Давайте, исправим ошибки.
( Работа выполняется коллективно. )
Кроссворд:
1. Механическое устройство, которое движется или совершает какую – нибудь работу (Толковый словарь Ожегова) (машина).
2. Экзотическое животное с очень длинной шеей (жираф).
3. Одушевлённый предмет, но не человек (животное).
4. Человекообразная обезьяна (шимпанзе).
Работа с деформированным текстом:
Учитель: Посмотрите, ребята, что вы видите на доске?
Дети: слова.
На доске: шины, на, поменял, водитель, машины, колёсах тихо, в, снежинки, воздухе, кружились
Учитель: Какое задание можно выполнить с этими словами?
Дети: составить предложения.
Водитель машины поменял шины на колёсах.
Снежинки тихо кружились в воздухе.
Учитель: Запишите эти предложения, диктуя себе по слогам. Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните.
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Ключика он не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать!
Итог урока:
Учитель: С какой же новой орфограммой мы сегодня познакомились?
Учитель: Расскажите правило.
( Дети хором читают стихотворение, которое выучили в начале урока. )
Все сочетанья жи и ши
только с буквой и пиши.
Учитель: Запомни.
Чижи, ужи, ежи, стрижи
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги жи и ши.
Карточка № 1.
Учитель: Запишите предложения.
Женя Жданов – журналист. Его друг Саша Шитов живёт в Житомире.
Карточка № 2.
Учитель: Слушайте слова: кружится, тушит, бежит, сушит, служит, дышит, сторожит, вышивает.
Учитель: Запишите слова в 2 столбика: с ЖИ и с ШИ.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова? Что они обозначают? Поставьте ударение, выделите безударные гласные.
Карточка № 3.
Учитель: Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните односложные слова.
У Маш…ж…л рыж…й кот. Хвост пуш…стый, ж…вот беленький.
Учитель: Найдите проверочные слова к словам «кот», «хвост».
Учитель: Подчеркните орфограммы и основу в первом предложении.
Карточка № 4.
Учитель: Запишите слова во множественном числе: камыш, ландыш, карандаш, шалаш.
Учитель: Какие это слова? (Словарные).
Карточка № 5.
Учитель: Разделите слова на слоги: ш…рокий, душ…стый, больш…е, ж…лая, ж…вописная.
Карточка № 6.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам текст, а затем задам ряд вопросов. А вы запишите текст по вопросам.
У лужи.
Животные собрались у лужи. Жираф видит ландыш. Шимпанзе кидает шишки. Заяц прячется в камыши.
Учитель: Кто собрался у лужи?
Учитель: Что видит жираф?
Учитель: Где прячется заяц?
Карточка № 7.
Диктант.
У Маши жил рыжий кот Васька. У него пушистый хвост, беленький живот.
Карточка № 8.
Учитель: Спишите, вставьте пропущенные буквы:
…знь, све…, …сы, …гун, …лет, ку…, малы…, …ло, ро…, …вель, зада…, схва…, …лан
Карточка № 9.
Учитель: Слушайте слова: кружится, тушит, бежит, сушит, служит, дышит, сторожит, вышивает.
Учитель: Запишите слова в 2 столбика: с ЖИ и с ШИ.
Карточка № 10.
Слова:
Кружится, тушит, бежит, сушит, служит, дышит, сторожит, вышивает.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова?
Учитель: Что они обозначают?
Учитель: Поставьте ударение, выделите безударные гласные.
Учитель: Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните односложные слова.
Карточка № 11.
Учитель: Запишите слова во множественном числе: камыш, ландыш, карандаш, шалаш.
Карточка № 12.
Учитель: Разделите слова на слоги: ш…рокий, душ…стый, больш…е, ж…лая, ж…вописная.
Карточка № 13.
Учитель: Спишите, вставьте пропущенные буквы:
У Маш…ж…л рыж…й кот. Хвост пуш…стый, ж…вот беленький.
Карточка № 14.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам текст, а затем задам ряд вопросов. А вы запишите текст по вопросам.
У лужи.
Животные собрались у лужи. Жираф видит ландыш. Шимпанзе кидает шишки. Заяц прячется в камыши.
Вопросы:
Кто собрался у лужи?
Что видит жираф?
Где прячется заяц?
Карточка № 15.
Учитель: Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, малыш…, морж…, уж…н.
Карточка № 16.
Учитель: Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), весёлые (чиж), цветные (карандаш), высокие (камыш).
Карточка № 17.
Творческая работа в группах:
Каждой группе выдаётся конверт со словами, из которых надо составить пословицу и объяснить её смысл.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Жить – Родине служить.
• Терпенье и труд всё перетрут.
• Глуп тот, кто живёт чужим умом.
• Не спеши языком, торопись делом.
Карточка № 18.
Учитель: запишите скороговорку по памяти в тетради.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Карточка № 19.
Отгадайте загадки.
1. Кто живёт на крыше,
а в чулане живут-…
2. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …
3. Пол полям бегут ручьи
На дорогах- …
4. Скоро выйдут муравьи
После зимней …
Карточка № 20.
Учитель: Найдите лишнее слово:
Вершина, лужи, тишина,
Душистый, ландыши, весна.
Шиповник, чижик, зашипит,
Пушистый, котик, сторожит.
Карточка № 21.
Учитель: Составить рассказ «Зима»
У. -Скоро наступит какое время года?
Д. – Скоро зима.
У. – Какая погода зимой?
Д. – Зимой холодно. Идёт пушистый снег. Реки и озёра покрыты льдом.
У. – Как живут животные зимой?
Д. – Медведь спит в берлоге. Заяц надел белую шубу, грызёт молодые ветки деревьев. Белка живёт в дупле, грызёт орешки, шишки, ест грибы, ягоды.
Ответы на вопросы.
- Где прячется белка от мороза?
- Расскажите о гнезде белки. Найдите это место в тексте.
- Как спит белка в гнезде?
- Белка чем питается?
- Откуда она берёт орехи и жёлуди?
Карточка № 22.
Словарная работа.
Лазейка- шатак ,хушак.
Пурга- вайла сил- таман.
Кладовая- чалан, келет.
Живопись- вид искусств, от слова живо пишу красками.
шины – резиновые у машины.
шипеть- чайник шипит.
жимолость- растение.
шипанзе- обезьяна
Стужа- студёный, морозный.
Карточка № 23.
Учитель: Читаем по одному предложению, находим слова на жи-ши и объясняем правописание, говорим на какой вопрос они отвечают.
Закружит (что делает?)
Спешит (что делает?)
пушистым (каким?)
шишку (что?)
Карточка № 24.
Учитель: Вставь буквы.
Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живёт,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Карточка № 25.
Учитель: Я буду показывать картинку, а вы писать что там изображено.
Картинный диктант.
Жираф, шишка, ёжик, кувшин, пружина, шиповник, машина.
Учитель: Выполняем письменно.
Карточка № 26.
Учитель: Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Лу…, ,…молость, чи…, лы…, мы…, камы…, …панзе, …пы, ма…на, …шка, ё…ки, пру…на.
Карточка № 27.
Учитель: Продолжи рассказ.
Тишина в лесу. Легко скользят (лыжи). Вершины сосен покрыты мохнатыми шапками. Белка в дупле грызёт (шишки). В норе спит (ёжик).
Учитель: Выполняем письменно.
Карточка № 28.
Учитель: Письмо по памяти.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ