Тема урока: «Практикум. Односоставные предложения» 8 класс
Тема урока: «Практикум. Односоставные предложения».
Модуль: «Эти нелёгкие односоставные предложения».
Тип урока: повторение и систематизация изученного об односоставных предложениях.
Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации.
Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение (работа с модулем), компьютерная технология.
Цели урока: ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучению русского языка: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Эти нелёгкие односоставные предложения».
ориентированные на развитие ценностного отношения учащихся к предмету: содействовать осознанию ценности изучения русского языка; воспитание любви к русскому языку.
связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать предложение, текст; обеспечить развитие у школьников умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
связанные с обеспечением развития у школьников культуры самоуправления учением: создать условия для развития у школьников умения работать во времени; создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
ориентированная на развитие у школьников рефлексивной культуры: обеспечить развитие у школьников умение объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений на язык общих положений.
обобщение и систематизация учебного материала, выделение наиболее общих понятий и научных идей, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний;
закрепление общеучебных умений и навыков: осмысление специфики односоставных предложений;
усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их вид.
Задача урока: содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, печатные материалы (модули), личные карты, толковые словари.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ
Номер учебного элемента
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
Управление обучением (содержание, формы, методы).
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.
УЭ – 1
Цели и задачи модуля. Актуализация целей.
Методическое руководство.
Необходимые знания и умения.
Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ – 2
Учебный модуль. Цель элемента.
Входной контроль.
Пояснения к учебному материалу.
УЭ – 3
Обобщение. Цель элемента.
Источники информации, алгоритмы решения заданий.
УЭ – 4, 5, 6
Контроль
Проверка по ключу, эталону.
средств обучения для развития личностной и познавательной сферы учеников.
Ход урока
I. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Сообщение темы урока.
типа урока (
III. Этап постановки целей урока.)
IV. Работа по модулям.
УЭ 0. Постановка целей урока.
Работая над темой «Односоставные предложения», вы уже узнали: какие предложения называются односоставные, познакомились с их структурой, видами, научились определять их в предложении.
Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.
Попробуйте сами сформулировать цели урока
УЭ 1. Проверка творческого домашнего задания. (слайд 5 презентации)
1. Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.
Темы:
«На уроке литературы, истории, химии»
«Большая перемена»
«Поход в театр»
«Как мы однажды»
УЭ 2. Актуализация знаний о типах односоставных предложений.
Входной контроль
Определим типы односоставных предложений.
Определим модульный состав предложений
УЭ 3. Актуализация знаний о типах односоставных предложений.
Модуль 1
Прочитайте слова М.В. Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».
– О каком типе односоставных предложений идет речь?
Давайте определим способ выражения главного члена
В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного наклонения. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений А. Фета и М. Лермонтова. (слайд 11 презентации).
Люблю грозу в начале мая.
(Ф.И. Тютчев)Синие горы Кавказа, приветствую вас!
(М.Ю. Лермонтов)Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
(М.Ю. Лермонтов)
Прочитайте слова филолога А .Пешковского: (слайд 12 презентации).
«Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
– О каком типе односоставных предложений идет речь?
В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. Рассмотрим примеры таких предложений из стихотворений В. Высоцкого и А.Пушкина. (слайд 13 презентации).
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.Я не люблю,
Когда мне лезут в душу…
(В. Высоцкий)Ведут ко мне коня.
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
(А. Пушкин)
Модуль 4 – это Безличные предложения.
В чем особенность безличного предложения?
Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию). Рассмотрим таблицу, изображённую на слайде
Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
Рассмотрим примеры таких предложений из произведений К.Паустовского и С.Есенина.
В саду пахло ночным холодом.
Гремело сразу со всех сторон. (К. Паустовский)
Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (С.Есенин)
УЭ 4. Практический блок 4.
Найти безличные предложения и записать их
Укажите грамматические признаки глаголов-сказуемых в безличных предложениях.
Найдите безличные предложения.
Запишите номера ответов на листочках.
Вечерело.
Вокруг была глухомань.
Хотелось выйти на воздух.
Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.
Лучше этого места нет.
Звезды одиноко горели над соснами.
Не спалось.
Ночь погасила цвета.
Проверка
УЭ 5. Ответьте на проблемный вопрос.
Почему назывные предложения чаще всего употребляются в художественной литературе Творческое задание для работы в парах (слайд 21 презентации).
При помощи назывных предложений, распространяя их согласованными и несогласованными определениями ( стр 79) Написать мини-сочинение «Зимний лес»
(Выборочная проверка)
УЭ 6. Выходной контроль (тест) (слайд 22 презентации).
Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:
определенно-личные –
неопределенно-личные –
обобщенно-личные –
безличные –
Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.
Проверка
УЭ 7. Реализованы ли на уроке интегрирующая и комплексная дидактическая цели?
А теперь подведем итоги урока
Закончите фразы:
Я научилась (-ся)…
Я запомнила (-ил)…
Я рада (рад)…
Мне хочется сказать…
Теперь я …
ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
На уроке было интересно;
Было интересно, но не все;
Скучно, тоскливо.
V. Итог урока.
Домашнее задание (дифференцированное).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ