Употребление в речи и правописание сложных слов
Русский язык.
Тема: Употребление в речи и правописание сложных слов.
Цель:
(обучающее) -развитие умения писать сложные слова с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы;
(развивающие)-активизировать расширять словарный запас у обучающегося,
способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков;
(воспитательные)-продолжить развитие положительных личностных качеств (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, учебники, тетради, тетради на печатной основе, компьютеры для учащихся, презентация к уроку.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
Ι. Актуализация знаний.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1.Организационный момент. Слайд
Учитель: Я очень рада видеть ваши любознательные глаза, лучезарные улыбки и надеюсь на наше взаимопонимание, взаимоуважение и взаимоподдержку. А урок, я думаю, будет добрым и полезным.
2.Чистописание. Слайд а б в г д е е ж з и к л м н о п р
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет. (С. Маршак)(Тетрадь для чистописания с.53)
-Как понимаете высказывание?
3. Индивидуальная работа. 2 ученика у доски.
а) Разобрать слово добросердечность по составу.
б) Сделать фонетический разбор слова добродушие.
Проверка.
А кто внимательно прослушал мое приветствие и ответы товарищей, тот назовет тему урока.
– Сформулируйте тему урока-обобщения. (Правописание сложных слов с орфограммами-буквами о – е.) Слайд
-Поставьте цель, чему бы вы хотели научиться на уроке? Слайд
– Составим план урока.
План (Вспомнить, какие слова называются сложные слова.
Упражнение в образовании слов, развитие умений использовать их в речи.
Развитие правописных умений.)
Учитель составляет план вместе с детьми.
4.Вспоминаем ,то, что знаем.Работа а парах на компьютерах. Слайд
У детей слайд
а) Слова, у которых два корня, называются….
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных…
в) После твердых согласных пишется соединительная буква…
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква …
д) После букв ж и ш пишется…
Проверка. Самопроверка на экране. Слайд
-А с какими сложными словами мы будем работать, вы узнаете в ходе урока.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
1. На экране даны слова: Слайд
Сам_любивый, труд_любивый, слаб_вольный, туг_дум, серд_больный, мил_сердный, добр_душный, благ_родный, велик_душный, власт_любивый, благ.дарный, прост.душный, легк.мысленный.
( развивается умение анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов.)
-Прочитайте слова. Назовите часть речи.
-Для чего эти слова используют в речи?
-Задание : «Объясни значение этих слов»- выполняем в паре. Над словами, значение которых не сможете объяснить, даже помогая друг другу, сделайте пометку «?»- непонятно;
-Значение, каких слов вы не смогли объяснить? Работа со словарем.
Какие орфограммы пропущены?(о е)
-Давайте вспомним алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е.
Работа в парах на компьютерах. Расставить шаги-действия по порядку. Слайд
У детей слайд
1.Читаю (произношу) слово.
2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.
3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е.
4. Пишу слово.
5. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.
-Проверяем. Образец на экране. Слайд
-Вторую часть заданий выполняем самостоятельно. Но спишите только слова, которые обозначают те черты характера, которые вас привлекают.
-Человек должен стремиться воспитывать в себе лучшие качества.
Проверка. (взаимопроверка) Слайд
Индивидуальное задание( для 2 варианта, 1 уровень): найди в данной группе слов «лишнее» слово. Объяснить, по какому признаку.
-Кто нашёл «лишнее» слово в данной группе?
-По какому признаку?
- А знаете ли вы ещё слова имена существительные, которые употребляют для описания черт характера человека?
-А давайте отправимся в «мастерскую слова».
Работа в учебнике. Самостоятельная работа.
б).Упр. 5 с. 119.
Проверка: фронтальный опрос. Прочитайте слова. Какая это часть речи?
-Для чего эти слова используют в речи?(Описать характер человека).
-Хотелось бы вам иметь друга, обладающим такими качествами?
-А как, что надо сделать, чтобы у вас были такие друзья?
в). Продолжите предложения: Работа в тетради. Слайд
Мне больше всего нравится в себе….
Главное, что мне хотелось бы воспитать в себе….
Мы сегодня говорили о чертах характера человека. А какое слово встречалось чаще всего? (Доброта, сердечность.) А что такое доброта? Приведите примеры, с чем можно связать слово доброта? ( Солнце, мама, сердце, весна, подарок,…)
Доброта – это стремление человека дать счастье людям. Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Вот почему мы всегда в друзья выбираем добрых людей. Но надо и самим иметь доброе сердце.
Вернемся к началу урока. Теперь вы можете сказать, что значит умное сердце?
Я благодарна вам работу на уроке и хочу подарить маленькие сердечки- наклейки в дневник вместо отметки за урок, чтобы вы вспоминали о чем говорили на уроке и учили свое сердце доброте.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Нарисуйте в дневнике символ. Слайд
Я понял все. Мне было все интересно.
Я понял, но иногда сомневаюсь.Мне было интересно.
Я не усвоил материал. Мне было скучно.
V. Домашнее задание.
(по выбору)
Сложное задание на розовых листочках.
-Попробуйте сочинить свою сказку, используя сложные слова. Для этого можно использовать схему ( у вас на партах листочки).
Определите место действия( волшебную или реальную страну, дом)
Выберите или сочините имя сказочного героя.
Опишите какими качествами он обладает.(какой он?)
Отправьте его в путешествие.(куда?)
Придумайте препятствие или испытание( встреча со злым героем) в путешествии.
Придумайте хороший конец, в котором главный герой побеждает и получает награду.
Задание полегче на белых листочках.
-Составьте слова с корнем душа
Просто…
равно…
велико…
мало…
тще..
благо..
прямо…
едино…
….раздирающий
…щипательный.
Напиши слова, выдели корни, подчеркни соединительную букву.
Слайд
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ