Употребление в речи и правописание сложных слов

Русский язык.

Тема: Употребление в речи и правописание сложных слов.

Цель:

(обучающее) -развитие умения писать сложные слова с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы;

(развивающие)-активизировать расширять словарный запас у обучающегося,

способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков;

(воспитательные)-продолжить развитие положительных личностных качеств (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, учебники, тетради, тетради на печатной основе, компьютеры для учащихся, презентация к уроку.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,



Ι. Актуализация знаний.




II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.






1.Организационный момент. Слайд

Учитель: Я очень рада видеть ваши любознательные глаза, лучезарные улыбки и надеюсь на наше взаимопонимание, взаимоуважение и взаимоподдержку. А урок, я думаю, будет добрым и полезным.

2.Чистописание. Слайд а б в г д е е ж з и к л м н о п р

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет. (С. Маршак)(Тетрадь для чистописания с.53)

-Как понимаете высказывание?

3. Индивидуальная работа. 2 ученика у доски.

а) Разобрать слово добросердечность по составу.

б) Сделать фонетический разбор слова добродушие.

Проверка.

А кто внимательно прослушал мое приветствие и ответы товарищей, тот назовет тему урока.

Сформулируйте тему урока-обобщения. (Правописание сложных слов с орфограммами-буквами о – е.) Слайд

-Поставьте цель, чему бы вы хотели научиться на уроке? Слайд

Составим план урока.

План (Вспомнить, какие слова называются сложные слова.

Упражнение в образовании слов, развитие умений использовать их в речи.

Развитие правописных умений.)

Учитель составляет план вместе с детьми.

4.Вспоминаем ,то, что знаем.Работа а парах на компьютерах. Слайд

У детей слайд


а) Слова, у которых два корня, называются….

б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных…

в) После твердых согласных пишется соединительная буква…

г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква …

д) После букв ж и ш пишется…


Проверка. Самопроверка на экране. Слайд

-А с какими сложными словами мы будем работать, вы узнаете в ходе урока.





Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. На экране даны слова: Слайд

Сам_любивый, труд_любивый, слаб_вольный, туг_дум, серд_больный, мил_сердный, добр_душный, благ_родный, велик_душный, власт_любивый, благ.дарный, прост.душный, легк.мысленный.

( развивается умение анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов.)

-Прочитайте слова. Назовите часть речи.

-Для чего эти слова используют в речи?

-Задание : «Объясни значение этих слов»- выполняем в паре. Над словами, значение которых не сможете объяснить, даже помогая друг другу, сделайте пометку «?»- непонятно;

-Значение, каких слов вы не смогли объяснить? Работа со словарем.

Какие орфограммы пропущены?(о е)

-Давайте вспомним алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е.

Работа в парах на компьютерах. Расставить шаги-действия по порядку. Слайд

У детей слайд

1.Читаю (произношу) слово.

2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.

3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е.

4. Пишу слово.

5. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.

-Проверяем. Образец на экране. Слайд

-Вторую часть заданий выполняем самостоятельно. Но спишите только слова, которые обозначают те черты характера, которые вас привлекают.

-Человек должен стремиться воспитывать в себе лучшие качества.

Проверка. (взаимопроверка) Слайд

Индивидуальное задание( для 2 варианта, 1 уровень): найди в данной группе слов «лишнее» слово. Объяснить, по какому признаку.

-Кто нашёл «лишнее» слово в данной группе?

-По какому признаку?

- А знаете ли вы ещё слова имена существительные, которые употребляют для описания черт характера человека?

-А давайте отправимся в «мастерскую слова».

Работа в учебнике. Самостоятельная работа.

б).Упр. 5 с. 119.

Проверка: фронтальный опрос. Прочитайте слова. Какая это часть речи?


-Для чего эти слова используют в речи?(Описать характер человека).

-Хотелось бы вам иметь друга, обладающим такими качествами?

-А как, что надо сделать, чтобы у вас были такие друзья?

в). Продолжите предложения: Работа в тетради. Слайд

Мне больше всего нравится в себе….

Главное, что мне хотелось бы воспитать в себе….


Мы сегодня говорили о чертах характера человека. А какое слово встречалось чаще всего? (Доброта, сердечность.) А что такое доброта? Приведите примеры, с чем можно связать слово доброта? ( Солнце, мама, сердце, весна, подарок,…)


Доброта – это стремление человека дать счастье людям. Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Вот почему мы всегда в друзья выбираем добрых людей. Но надо и самим иметь доброе сердце.

Вернемся к началу урока. Теперь вы можете сказать, что значит умное сердце?

Я благодарна вам работу на уроке и хочу подарить маленькие сердечки- наклейки в дневник вместо отметки за урок, чтобы вы вспоминали о чем говорили на уроке и учили свое сердце доброте.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙV. Итог урока.


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Нарисуйте в дневнике символ. Слайд

  1. Я понял все. Мне было все интересно.

  2. Я понял, но иногда сомневаюсь.Мне было интересно.

  3. Я не усвоил материал. Мне было скучно.







V. Домашнее задание.

(по выбору)



Сложное задание на розовых листочках.

-Попробуйте сочинить свою сказку, используя сложные слова. Для этого можно использовать схему ( у вас на партах листочки).

  1. Определите место действия( волшебную или реальную страну, дом)

  2. Выберите или сочините имя сказочного героя.

  3. Опишите какими качествами он обладает.(какой он?)

  4. Отправьте его в путешествие.(куда?)

  5. Придумайте препятствие или испытание( встреча со злым героем) в путешествии.

  6. Придумайте хороший конец, в котором главный герой побеждает и получает награду.

Задание полегче на белых листочках.

-Составьте слова с корнем душа

Просто…

равно…

велико…

мало…

тще..

благо..

прямо…

едино…

.раздирающий

щипательный.

Напиши слова, выдели корни, подчеркни соединительную букву.

Слайд












8

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ