Урок для 5 класса на тему «Орфография»
Класс: 5
Составила: Климова Александра Владимировна.
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.;
Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: Дрофа, 2013.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Цели урока:
- повторить и обобщить всё изученное по орфографии;
- уметь самостоятельно оценивать сформированность орфографических навыков;
- повторить основные способы проверки слов с орфограммами;
- подготовиться к контрольному диктанту
Задачи:
- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило в практической деятельности учащихся;
-развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы;
-воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку и звучащему слову; формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята!
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов.
Слушать весь у вас урок.
- Посмотрите на ваши парты, всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой:
Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
- Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному и великому морю Орфография.
Мы повторим с вами различные виды орфограмм, вспомним способы проверки слов с орфограммами и , я надеюсь, просто получим удовольствие от общения друг с другом. (Запись в тетради числа и «классная работа»)
Приветствуют учителя.
Демонстрируют своё настроение.
Читают про себя.
(Запись в тетради числа и «классная работа»)
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Обобщающее повторение.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
СТАРТ. (2мин)
- Итак, я приглашаю вас на борт корабля, где сама являюсь капитаном. Поднять якорь! Отдать швартовые!
Отправным пунктом является о. Интерес, ну а в результате должны попасть на о. Знание. Вперед! (карта путешествия на доске).
ОСТРОВ «ДОКТОРОВ» (7мин)
Ребята, мы прибыли на о. Докторов. Он так называется, потому что мы должны будем вылечить слова, в которых пропущены буквы и найти среди них «третье лишнее». Мой диагноз – пропуск буквы, а в качестве рецепта должно быть правило.
На столах лежат карточки №1 с заданиями.
Вставь пропущенные буквы. Найди « третье лишнее».
а) быстро разв..валось , хорошо прив..лось , разв..валось по ветру;
б) к..рмить , н..чной , зап..х;
в) уд..вление , по..вление ,пл..сать;
г)пос..дел с горя ,зас..делся, заб..жал.
Итак, по цепочке, начиная с 1 парты читаем слова, вставляем нужную букву, подобрав проверочное, записываем в тетрадь
(2 человека).
Результаты ответов я буду отмечать в заранее мной приготовленную таблицу оценивания. Так я смогу оценить работу каждого после прохождения всех конкурсов.
3.Остров Умников (инд. работа) (2мин)
Ребята, поступил сигнал бедствия с острова, который лежал вдалеке от нашего маршрута и нам нельзя терять время, но и оставить его в беде мы не можем. Предлагаю отправить туда группу Умников, а сами продолжим путь. Они выполнят задание и присоединяться к нам.
Раздаются карточки с заданиями 5-6 сильным учащимся.
Вставь пропущенную букву и в скобках запиши проверочное слово.
а) св..ла ( ) гнездо,
св..ла ( ) с тропинки;
б) пол скать ( ) котенка,
пол..скать ( ) бельё;
в) прим..рять ( ) друзей,
прим..рять ( ) костюм;
г) сп..шите ( ) на работу ,
сп..шите.( ) правильно;
д) ж..знь ( ) ,
ш..рокий ( );
е) б..льшой ( ) ,
подхв..тил ( );
ж) ост..новка ( ) ,
м..ленький ( );
з) н..бесный ( ) ,
пр..лестный ( ).
4.Остров Цветов (5мин)
Ребята, мы прибыли с вами на о. Цветов. Посмотрите, какая яркая поляна. Но за этими цветами прячутся слова с непроверяемой гласной в корне. Вот сейчас мы и проверим, как вы знаете правописание словарных слов.
Слова: ветеран, вестибюль, концерт, багряный, желание, гореть, вокзал.
5.Остановка на рыбалку (5мин)
Ребята, я предлагаю остановиться в тихой гавани Согласных и порыбачить. На каждой из этих рыбок (на доске висят рыбки) сзади написаны слова с выбором глухой или звонкой согласной. Вам нужно подобрать проверочное слово.
Слова: лодка –лодочка
жидкий – жидок
меткий – меток
просьба – просит
чуткий – чуток
слежка – отслеживает
6.Остров Пиратов (7мин)
Ребята, в плену у пиратов оказались слова, ведь некоторые из них написаны с ошибками. Чтобы спасти их, мы должны исправить ошибки, применив нужное правило. Карточки с заданием у вас на столе.
Исправь ошибки:
Любаватся акресностями, занематся рыбнай ловлий, купаються в рике, вдыхаеш оромат, ниский берек, удевительная кортина, бъёт ключь, зилёное балото, раждаеться скаска, в мяхком воздухе, праславлять кросоту.
7.Остров Мягкий (8мин)
Чтобы преодолеть и последний остров, мы должны вспомнить правило о правило о правописании Ь после шипящих и выполнить задание.
Учащиеся рассказывают правило.
У вас на столе лежат таблички, я буду читать слова, а вы под соответствующим номером будете писать либо Ь, если это слово пишется с ним, и ставить прочерк, если без него.
Слова: 1. идешь
2. с крыш
3. лечь
4. луч
5. дочь
6. отрежь
7. из училищ
8. врач
9. полночь
10. плащ.
(в зависимости от времени)
Взаимопроверка – обменяйтесь листочками, я буду читать правильные ответы, а вы оцените работы друг друга по данной шкале.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ь
-
Ь
-
Ь
Ь
-
-
Ь
-
«5» - 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более.
Сдайте листочки с оценками.
8.Окончание путешествия (2мин)
Итак, ребята, поздравляю вас вы прибыли на остров Знание и доказали, что вы действительно владеете знаниями и отличная команда. Я подведу итоги и выставлю вам оценки.
А еще я желаю вам всем всегда так удачно путешествовать по морю Орфографии и интереснейшей стране, имя которой Русский язык!
Приступают к работе.
Учащиеся: Рассказывают правило о проверке безударной гласной в корне слова.
Работают несколько человек у доски, остальные записывают в тетради.
Сильные учащиеся (5-6 человек) получают индивидуальное задание.
Работают самостоятельно.
К доске вызывается следующие ребята по цепочке, вставляют пропущенную букву, а все остальные записывают слова в тетрадь.
Учащиеся выходят дальше по цепочке, снимают рыбку и отвечают, остальные записывают в тетрадь вместе с проверочными).
Продолжаем работать по цепочке, записываем слова с проверочными словами.
Исправляют ошибки в карточках, подписывают и сдают.
Рассказывают правило о правописании ь после шипящих.
Записывают в тетрадях.
Проверяют друг друга, оценивают.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н. Заболоцкий.)
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному диктанту.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ