Урок русского языка во 2 классе «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»
Пименова Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «Клетская СОШ» Клетского муниципального района
Волгоградской области
Урок русского языка во 2 классе
«Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»
(урок изучения нового материала)
Цели:
Познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с междометьями, развивать творческие способности учащихся.
воспитывать эмоционально-чувственное отношение.
обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи
Развивающие:
развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
развивать познавательную активность;
Воспитательные:
формировать ценностно-ориентированного отношения к воспитывать любовь к родному краю, мотивированное стремление беречь и охранять природу родного края;
формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.
Оборудование:
плакаты.
Разноуровневые карточки.
магнитофон; проектор, компьютер
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, поговорим о наших чувствах.
Вспомните, какое сегодня число? А какое сейчас время года? (Начало зимы).
Я приготовила для вас загадки:- Белые пушистые
На ладошку детскую ложатся
И куда-то сразу исчезают,
Потому что тают.. тают.. тают..
Вот и сегодня на уроке появятся снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто активно будет работать на уроке.
И у кого будет много маленьких снежинок, тот в конце урока получит большую снежинку и подарит её зиме.
Если у нас будет много больших снежинок, то и зима будет снежная.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Скажите пожалуйста, какой зимний , волшебный праздник мы ждем с нетерпением? (Конечно Новый год)
– А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами.
Слайд 1
-Посмотрите фрагмент сказки: “Ах! и Ох!” и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. (Демонстрация отрывка из мультфильма “Ах! и Ох!”).
– Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.
Какие чувства выразили эти слова?
Слайд 2
2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.
– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)
– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)
– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
– На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)
– Составим план урока.
Слайд 3.
План (примерный).
Какие слова выражают чувства?
Что обозначают слова, которые выражают чувства?
Составление предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
Работа в учебнике.
Прочитайте упражнение №103. Найдите слова, которые выражают, какие либо чувства.
Какие это чувства? Как надо прочитать эти предложения?
Обратите внимание на знаки. (Демонстрация плаката).
– Ах, как хорошо!
– Ох, и устал я сегодня!
– Ух, как страшно!
Дополнительное задание: составьте схемы предложений. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений. (| Ах, ________ ________!)
Слайд 4
Упр. 104 – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам.
– Из скольких слов состоит предложение?
– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)
– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)
– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.)
Одно-два предложения можно разобрать коллективно, дальше работают в парах.
После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты остальному классу.
Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
Слайд5
Физминутка
Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья?
Слайд 6
– Прочитайте слова: кружились, фу, кувшин, эх, пушистый, чаща, ух, частый.
– Какие из этих слов отвечают на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делали?.
– Запишите эти слова в три группы.
– Прочитайте эти группы и задайте им вопрос.
– Какие слова вы не выписали?
– Попробуйте к этим словам задать вопрос.
– Правильно, к этим словам нельзя задать вопрос.
– Эти слова называют междометиями.
– Вы можете не запомнить это название, но должны знать, что такие слова есть в русском языки, что они выражают разные чувства и использовать их в своей речи.
А давайте познакомимся с правилом на странице 79.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
Сделайте вывод:
– Что нового и интересного вы узнали на уроке.
– А теперь подсчитайте, сколько снежинок вы получили. Покажите свои снежинки.
– Молодцы дети. Сегодня у нас просто снегопад.
– Ах, как весело!
– Ой, как красиво!
– Эх, как здорово!
V. Домашнее задание.
Упр. 88 («Дидактический материал»).
Литература:
Н.В. Лободина, О.А. Юдина Открытый урок // Приглашаем на урок.-Волгоград.-2010
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ