Урок для 3 класса по теме: «Развитие умения находить в слове окончание»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово







Русский язык 3 класс

«Развитие умения находить в слове окончание».


подготовила Стечкина Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов.




Фролово, 2013

Предмет русский язык Класс 3 « А»

Тема урока: « Развитие умения находить в слове окончание».




Цель урока: развитие умений изменять слова, находить окончание в словах разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать.



Задачи:


  • обобщить и систематизировать знания по теме «Окончание»

  • развивать умения находить окончание в словах разных частей речи

  • развивать словарный запас, внимание, мышление, речь;

  • воспитывать интерес к предмету.



Тип урока: комбинированный или урок-исследование


Метод: продуктивный

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы





Тема урока: «Развитие умения находить в слове окончание».








Этапы урока



Содержание этапа


1.





























Организационный момент


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с одноклассниками, с учителем. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: настроить обучающихся на продолжительную, продуктивную работу: создать положительный эмоциональный настрой у учащихся, напомнить учащимся о правилах посадки при письме, организовать учащихся на совместную познавательную деятельность.

Методы: словесный, стимулирования.

Форма работы: фронтальная

Результат: готовность учащихся к активной деятельности на уроке

Личностные УУД:

- самоопределение,

- смыслообразование.

Коммуникативные УУД:

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.


Учитель: Поставьте свои ладошки вот так. На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.



Ученик: Родной язык – святой язык,

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем

Богатстве я постиг!


Эти слова являются эпиграфом нашего урока.


Учитель: Да, ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.



Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетради и правила посадки при письме. Записываем:


Третье декабря

Классная работа










2


Актуализация опорных знаний. Определение темы урока. Постановка задач.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: на основе имеющихся знаний осознать потребность в построении нового способа действий.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

Методы: словесный (вводная беседа), создание проблемной ситуации, волевые (формирование рефлексивности)


Форма работы: фронтальная


Результат: систематизация изученного материала и готовность учащихся к изучению нового материала



Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

-использование знаково – символических средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- подведение под понятие.

Регулятивные УУД:

- выполнение пробного учебного действия;

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- использование критериев для обоснования своего суждения.















Коррекция




Словарная работа


Поиск нового словарного слова:


Учитель: Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.



2

3

4

5

6

Ф

Д

Н

Ж

7

Е

Я

Л

3

8

А

Ч

Ь

С

9

Э

А

Ц

Н


Шифр: 35 16 21 36 (заяц)


Учитель: Запишите слово в тетради.


Введение нового слова в активный словарь


Учитель: Когда так говорят?

Убить двух зайцеввыполнить одновременно два дела.

Заячья душао трусливом, робком человеке.



Учитель: Разбей слова заяц, зайчонок, у зайца, зайчиха, за зайцем на 2 группы?



Учитель: Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.


Ученики: Заяц, зайчонок, зайчиха (корень заяц, зайч, зайч)

Учитель: Выпишите вторую группу слов. (Проверка по эталону)


Ученики: Заяц, у зайца, за зайцем.


Учитель: Что изменяется в словах? Выделите окончание.


Учитель : Что такое окончание?


Ученики: Окончание – изменяемая часть слова


Учитель: Как найти в слове окончание?


Ученик: Чтобы найти окончание, нужно изменить слово.



Учитель: Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова? Какой вывод сделаем?



Ученики: Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова



Учитель: А нам часто приходится в жизни сталкиваться с окончаниями? Приведите примеры.



Ученики: (приводят примеры)



Учитель: А можем мы сказать, для чего нужны окончания?



Ученики: (дают свои предположения)



Учитель: Сформулируйте тему урока.



Ученики : (Дают свои предположения)

(Запись темы на доске и в тетрадях)


Развитие умения находить в слове окончание.



Учитель: Сформулируйте задачи, которые нам необходимо решить на уроке.

Ученики: Сегодня на уроке мы должны

  • Вспомнить, что мы знаем об окончании и пополнить свой багаж новыми знаниями

  • выяснить, какую роль играют окончания


Учитель: Я думаю упражнения, которые мы сегодня будем выполнять, помогут нам в решении поставленных задач.

3.

Изучение нового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить роль окончания



Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания; сформировать знания об окончании

Методы: словесный (беседа), проблемный, исследовательский, волевые (формирование рефлексивности)

Форма работы: фронтальная, групповая

Результат: причинно-следственные связи и значимость изучаемого материала установлены, тема и цель урока сформулированы учащимися в сотрудничестве с учителем



Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

- подведение под понятие;

- постановка и формулирование проблемы;

- структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.




Учитель: А как вы думаете, во всех словах есть окончания?

Ученики: Высказывают свои предположения.

Учитель: Выдели окончания в следующих словах: белая, картина, рисует, шоссе.

Ученики: Высказывают свои предположения. В слове шоссе затрудняются.



Наблюдение над словом шоссе в словарях (работа с толковым словарем и словообразовательным словарем).



Учитель: В русском языке есть и ещё слова иностранцы, но мы к ним уже так привыкли, что даже и не подозреваем, что они пришли к нам из других языков. Это всем знакомые нам слова: пони, радио, шоссе, эскимо, пальто, кофе.



Учитель: В этих словах нет изменений части слова и окончаний нет. Эти слова нужно запомнить. С ними более подробно мы познакомимся в 4 классе.



Учитель: Возьмите карточки. Работа в парах



Учитель: Выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №1. Какое задание в этой карточке? Всем понятно?


Задание: спиши текст, раскрывая скобки.


Наша страна – Россия. В нашей (страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).



Учитель: Послушаем, что у вас получилось? (коррекция)

- Какая часть изменяется у сущ. страна?


Ученики: Окончание


Учитель: Для чего вы изменяли окончание?



Ученики: Для связи слов


Учитель: оцените с помощью «цветов» задание, которое вы выполнили.


Учитель: Если нет ошибок, поднимите “зеленый цветок”, если возникли затруднения – “красный цветок”.


Ученики отмечают своё отношение.



4.

Физминутка

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища.



Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: содействовать сохранению здоровья учащихся.

Методы: дидактическая игра

Форма работы: коллективная

Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе

Учитель: А сейчас мы отдохнём. Выполним упражнения для глаз:


- зажмуриться, открыть глаза;


- посмотреть за окно;


- посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;


- поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.


Учитель: Если в слове окончание – а, вы хлопаете, если любое другое окончание, то садитесь.


Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, мячи, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости.


5.

Закрепление изученного

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться самостоятельно выделять окончание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: добиться осмысленности усвоения учебного материала, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у школьников коммуникативных способностей в совместной деятельности



Методы: частично – поисковый, словесный (беседа), социальные (создание ситуации взаимопомощи), волевые (формирование рефлексии), словесный (беседа)



Форма работы: индивидуальная и дифферинцированная, групповая





Результат: выработка умений

находить в словах окончания, развитие речи, расширение словарного запаса

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

-использование знаково – символических средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- подведение под понятие;

- установление причинно – следственных связей;

- выполнение действий по алгоритму;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Личностные УУД:

- осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные УУД:

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- достижение договоренностей и согласование общего решения.


Учитель: упражнение 180 стр.147



Учитель: Догадайся, какие окончания пропущены?



Ученики: (Дают свои предположения)

Учитель: В каких словах окончание нулевое?



Ученики: Пенек, ежик.

(запись упражнения в тетрадях)



Ученики: По ходу записи объясняют все знакомые орфограммы в словах и между словами.

А) парные согласные: прыг – прыгать, тропке – тропа;

Б)безударные гласные в корне: пенек – пень, задрожал – дрожь, пробежал – бег, озерная – озеро, вода – воды, в траве – травы, синеве – синь;

В) непроизносимые согласные: солнце – солнышко.


  1. Работа в группах


Группа 1.

Выдели в словах окончания:

Красивое, море , читает , мороз , крылья.


Группа 2.

Выдели в словах окончания:

Летняя , светит , собака , тень , листья.


Группа 3.

Выдели в словах окончания:

Сын , морозный , небо , падают , деревья.


Группа 4.

Выдели в словах окончания:

Лесной , спина , наблюдает , жизнь , корм.


Группа 5.

Выдели в словах окончания:

Рыхлый , ягода , вылетает , снег , заводы.


Группа 6.

Выдели в словах окончания:

Грибной , уроки , пчела , прыгают , друг.



Ученики выполняют работу.


Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.



6.

Домашнее задание дифференцированное.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь учащимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предложить варианты домашнего задания с учётом возможности и желаний учащихся.

Методы: словесный (беседа), познавательные (учёт познавательных интересов, выполнение творческих заданий)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.



Учитель: Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание:

упр2 с. 162



Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение (например: жара, зной, пекло)

По выбору:

Найти в толковом словаре слова, которые не имеют окончаний (заимствованные слова)

7.

Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: оценить значимость своих учебных действий

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить.

Методы: словесный (беседа), волевые (самооценка и коррекция своей деятельности)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание учащимися своих учебных действий



Личностные УУД:

- самооценка на основе критерия успешности;

- адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- использование критериев для обоснования своего суждения.



Учитель: Давайте подведём итог нашему уроку. Продолжите предложения.

Я вспомнил и повторил(а) ...

Я узнал(а) ...

Я понял (а)...


Учитель: Оцените свою деятельность на уроке

«Зеленый» - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.


«Желтый» Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.


«Красный» Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.



Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий. Спасибо за урок!
























Группа 1.

Выдели в словах окончания:

Красивое, море , читает , мороз , крылья.

Группа 2.

Выдели в словах окончания:

Летняя , светит , собака , тень , листья.

Группа 3.

Выдели в словах окончания:

Сын , морозный , небо , падают , деревья.

Группа 4.

Выдели в словах окончания:

Лесной , спина , наблюдает , жизнь , корм.

Группа 5.

Выдели в словах окончания:

Рыхлый , ягода , вылетает , снег , заводы.

Группа 6.

Выдели в словах окончания:

Грибной , уроки , пчела , прыгают , друг.


Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Русский язык», 3 класс, образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.

  2. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. «Толковый словарь русского языка» М.: ООО «ИТИ технологии», 2008 г.

  3. Тихонов А .И. «Словообразовательный словарь русского языка» Изд.: «Цитадель – трейд», 2009 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ