Урок на тему "Интонация в предложениях, различных по цели высказывания"








МБОУ «Старотимошкинская средняя школа»

Аксубаевского района Республики Татарстан

Учитель начальных классов: Патмаева Аниса Севастьяновна

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100»)




















Тема: Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.

Цели урока:

- развитие умений определять предложения по цели высказывания;

  • формирование представлений о логическом ударении; формирование навыков самоконтроля и самооценки,

  • развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся, внимания;

- воспитание чуткости, доброты по отношению друг к другу.
Форма: урок - игра.

Оборудование:

Xод урока: карта, магнитофон, компьютер с видеопроектором, карточки.

  1. Организационный момент.

- Улыбнулись друг другу, пожелайте успешной работы.

Цель нашего урока — глубже узнать о видах предложений по цели высказывания и интонации. Наш урок состоит из этих высот русского языка, которые мы с успехом должны преодолеть. (На доске карта высот.)

Терпение и настойчивость - важные качества, которые вы должны проявить на этом уроке. Приступив к заданию, вы должны выполнить его до конца, добиваясь поставленной цели. «Не будь тороплив, а будь терпелив».

Кто более иль менее

С нетерпением знаком,

Считает он терпение

Совсем не пустяком.

Не случай, не везение

Тебе помогут вдруг:

Терпение, настойчивость –

Твой самый лучший друг.

2. Проверка домашнего задания - первая высота.

- Сколько предложений вы записали? Какие это предложения по цели высказывания? Какие однокоренные слова? (проглотила, глотку)

- Корень этих слов?

  • Какие это части речи?

  • Назовите знакомые орфограммы в словах и между словами?

  • Оцените свою работу, поставьте оценку на полях.

3. Вторая высота — орфографическая работа

- Запишите однокоренные слова к данным словам так, чтобы они были разными частями речи.

Тоска (прил., глаг., наречие)

Печаль (прил., глаг., наречие)

- Какие это слова по значению? Назовите синонимы. (Тоска - печаль,
тоскливый - печальный, тосковать - печалиться, тоскливо - печально)

- Оцените свою работу.

4. Повторение знаний о предложениях - вот 3-я высота.

1) Беседа:

- Как вы понимаете сочетание слов цель высказывания? Как можно сказать
по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)

- Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если:

  • хочу о чем-то сообщить;

  • хочу о чем-то спросить;

  • хочу призвать кого-то совершить действие.

2) Составь и запиши три предложения, разные по цели высказывания. Ученики выполняют самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Возвращайте тетрадь хозяину. Оцените свою работу.

5. Изучение нового материала - 4-ая высота.

1) Прочитайте вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое написано более тёмным шрифтом.

Артемон принёс цветы Мальвине?

Артемон принёс цветы Мальвине?

Артемон принёс цветы Мальвине?

Артемон принёс цветы Мальвине?

  • Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов?

  • Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?

- Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Смысл вопроса меняется, хотя слова их порядок, знак в конце предложения остаются неизмененными.

  • Как бы вы назвали это выделение голосом? Что оно вам напоминает? (Ударение)

  • Что такое логическое ударение, если в первом предложении оно падает на 1-ое слово, во втором - на второе слово и т.д.? (Выделение голосом особо важных слов в предложении).

  • Если мы понаблюдаем за повышением (понижением) голоса в вопросительном предложении, то какой вывод можно сделать? (В вопросительном предложении голос резко повышается на том слове, в котором содержится вопрос или на которое падает логическое ударение).

  1. Проводятся аналогичные наблюдения на примере повествовательного предложения.

Ты завтра поедешь к бабушке.

  • Прочитай предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова. Как меняется смысл?

  1. Чтение вывода:

Выделение с помощью интонации одного слова в предложении называется логическим ударением.

Логическое ударение выделяет то слово, которое более важно по смыслу.

Ответы на вопросы после вывода:

- Чем отличается логическое ударение от обычного ударения?

  • Как ты думаешь, почему важно уметь правильно ставить логическое ударение в устной речи?

  1. Физкультминутка- 5-ая высота.

Если вы услышите восклицательное предложение, то вы поднимаетесь на носочки, руки поднимаете вверх и делаете хлопок над головой. Если услышите невосклицательное предложение, то приседаете, руки вперёд. (Звучит запись.)

  1. Закрепление изученного - 6-ая высота.

1) Отрывок из стихотворения Саши Чёрного «Поезд»

Третий звонок, дон-дон-дон!

Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!

До свиданья, пишите!

Машите платками, машите!

Машинист свисти!

Паровоз, пыхти!

а) Чтение стихотворения про себя.

б) Определение вида каждого предложения по цели высказывания.

в) Подчеркивание слов, на которые падает логическое ударение.

г) Упражнение в выразительном чтении (Все предложения произносятся с
восклицательной интонацией)

д) списывание, подчеркивание орфограмм.

Фронтальная проверка. Оцените свою работу.

2) Прочитать с разной интонацией. (На экране проецируются стихотворения.)

С сочувствием:

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном портфеле.

Л. Фадеева

С восхищением:

Белой сирени

Большую корзину

Бережно вынесли

Из магазина.

С. Михалков

Радостно:

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрёстке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал.

А. Барто

Радостно:

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход,

На то, как гулкая река

разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стулья и табурет

И красит комнату .маляр

В любой весёлый цвет.

Е. Благинина

Таинственно:

Ты нас, мама, не ищи.

Ищем мы щавель на щи

В роще травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

С сожалением:

Темно на арене огромной,

Темно и в партере, и в ложе,

Ушли и жонглёры, и клоуны,

Домой возвращался Серёжа.

А. Барто

С осуждением:

Король соседний, словно вор,

Презрев священный договор,

Границы наши перешёл,

Вступив в одно из наших сёл.

С. Маршак

8. Итог урока.

- Что нового мы сегодня узнали? (Логическое ударение, восклицательное предложение.)

- Что такое логическое ударение?

  • Что сближает ударение в слове с логическим ударением?

  • Что подскажет, с какой интонацией надо читать предложение?

  • Какую оценку вы поставите себе за работу? Поставьте её зелёной пастой на полях.

9. Домашнее задание:

Составь и запиши два повествовательных, два вопросительных и два побудительных предложения.

  • Обозначь в этих предложениях знакомые орфограммы.

10. Воспитательная минутка.

(Педагог говорит слово «спасибо» с разными оттенками: холодно, тепло, ласково, резко)

- Чем отличаются эти слова? Какое из них приятнее всего слышать? Почему?
Тихо скажите это слово так, чтобы оно прозвучало тепло и ласково. Это слово
становится волшебным только в том случае, если в нем звучат нотки искренней благодарности.

Спасибо!

Повернитесь друг к другу и скажите это слово так, чтобы в нём поселилось тёплое лучистое солнышко.

Дети, вы – настоящие волшебники, и пусть эти слова звучат сегодня и каждый день, и пусть на душе у нас будет тепло и радостно. Наш урок я хочу закончить словами Н.М.Карамзина.

На экране появляется высказывание Н.М.Карамзина: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности»
































Источники материалов:


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ