Урок на тему «Понятие об окончании и основе слова»

МБОУ СОШ № 12 г.Железнодорожного

Учитель начальных классов высшей категории

Проценко Татьяна Александровна

Урок русского языка в 3 классе

(ОС «Школа 2100»)


Тема: «Понятие об окончании и основе слова».

Цели и задачи:

ознакомление с окончанием как частью слова, которая образует формы слова;

осуществление правильной связи в речи;

закрепление знаний об окончании и предлоге как средствах выражения связи между словами в предложении;

доведение до сознания детей что основа - это часть изменяемого слова без окончания;

отработка навыка правильного написания окончаний в слове;

развитие восприятия на слух, орфографической зоркости, продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления;

развитие психических процессов, аналитического мышления, памяти, внимания, умения работать в паре, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;

воспитание любознательности, пытливости при получении знаний;

воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки;

аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование урока:

наглядные пособия (таблицы),

карточки для работы в парах,

словари, тетради, учебники,

аудио-магнитофон.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Формулирование темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации.

Кого вы видите? (Зайца)

Из каких частей он состоит? (Ответы детей)

Вот так и слово делится на части.

- Назовите части слова. (Корень, приставка, суффикс). Что такое корень, приставка, суффикс? И т. д.


III. Знакомство с новым материалом.

Работа на доске под руководством учителя.

- Допишите слова так, чтобы получилось предложение:

Мам__ слушает дочк__.

Прочитайте полученные предложения.

Ученики записывают на доске.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

- Объясните смысл каждого предложения. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове; в третьем слове.


Maма - и маму - это однокоренные слова? (Нет. Это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.)

А дочка и дочку?

Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово? (Нет.)

- Как называется эта изменяемая часть слова? (Ученики высказывают предположения.)

- Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила на стр. 122.

- Интересно, для чего слову нужно окончание? При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.


IV. Актуализация знаний.

Работа по учебнику.

Упражнение № 175.

- Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? ( Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)

Составьте из слов предложение. Выделите окончание. ЗВУЧАТЬ, НЕЖНЫЙ, МЕЛОДИЯ, ВАЛЬС

Ученики составляют первое предложение: Звучит нежная мелодия вальса.

-Прочитайте слова на второй строчке.

ОНА, ПРОБУЖДАТЬ, ДУШЕ, СВЕТЛЫЙ, ЧУВСТВ

- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

- Составьте и запишите предложение: Она пробуждает в душе светлые чувства.

- Почему же вы изменяли окончания слов?

- Так для чего служит окончание? (Для изменения слова и связи слов в предложении).

- Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

- В слове есть изменяемая часть - это ... (окончание), а оставшаяся часть -неизменяемая. Это ... (основа).

- Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. Выделите окончание и основу в записанных словах.

- Прочитайте вопрос под рамкой на стр.122. Кто может ответить?


V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


VI. Открытие нового знания.

Игра «Молчанка».

На доске записаны слова в 3 столбика (по количеству рядов в классе). Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики - основу, следующие - корень и т. д. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. Какой ряд быстрее разберёт слова, тот и победил.

Слова для разбора:

ГРЯЗНЫЙ ЧАСОВОЙ КАПУСТНАЯ

ПЕРЕГОРОДКА ПОДОРОЖНИК ПОБЕЛКА

ЛИСТИК МОСТЫ ЦЕПОЧКА


VII. Релаксация.

- Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение.

Помните, что мы идем в гости. Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки. Что нам надо взять с собой? (Ответы детей)

Упражнение № 179. Комплексная работа с текстом:

1. Чтение, определение темы, главной мысли. Заглавие: «Необычные охотники». Главная мысль: охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.

2. Нахождение в тексте одного того же слова с разными окончаниями: охотники, охотников, охотникам;

зайчишка, зайчишки, с зайчишкой.

3. Слова с орфограммами - согласными буквами в корне.

Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустил), фотоаппарат.

4. Беседа о различии в оттенках значения слов – синонимов.:

БЕЖАТЬ - быстро передвигаться

МЧАТЬСЯ - очень быстро бежать

НЕСТИСЬ - двигаться с очень большой скоростью.


VIII. Итог урока.

Ответьте кратко «да» или «нет»:

- Окончание – часть слова? (Да)

- Окончание – изменяемая часть слова? (Да)

- Окончание – часть основы? (Нет)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (Да)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да)

С помощью окончания образуются новые слова? (Нет)

- Что такое основа? Приведите примеры.

- Что вам понравилось в уроке, а что не понравилось? (Ответы детей).

Домашнее задание.

Выучить правило на стр. 122, 123. Упражнение 1, стр. 138.



Учебники и учебные пособия:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Русский язык, изд. «Баласс», 2011г.;

  2. Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык»;

  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,Л.А.Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку»;

  4. Е.В.Бунеева, «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»;

  5. Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», стр.152-153, упр.189-192.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ