Урок на тему "Проблемный диалог-технология открытия знаний"

Проблемный диалог-технология открытия знаний

слайд 1 Ещё В. В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться".
Сегодня наша страна занимает значимое место в мировом сообществе на всех уровнях (в политике, науке, производстве и в других). Происходит развитие новых технологий в разных областях жизни, она постоянно меняется. И вместе с ней меняются и требования к человеку. Для дальнейшего продвижения вперёд необходимо такое общество, которое способно быстро овладевать новыми знаниями и уметь их применять. Каждый человек должен осознавать себя личностью, живущей в обществе, быть гражданином, критически мыслить, вести здоровый образ жизни, уметь сотрудничать, способным быстро реагировать на изменяющийся мир.
слайд 2 Такая потребность приводит к тому, что просто необходимо начать изменения именно с образования. И. Кант писал: "Значение просвещения состоит в том, что оно выводит человека из состояния несовершеннолетия, когда он ещё не способен пользоваться своим рассудком без руководства со стороны". Сегодня реальность такова, что учащиеся должны быть вовлечены учителем в совместную деятельность, предполагающую приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении. Построение образовательного процесса предполагает существенное расширение совместной работы учащихся, диалоговых форм работы, коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности, использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач.
Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Ведь и раньше существовала система требований к учащимся, но она была единой для всех, так как учебная программа была одна. А сегодня помимо того, что существует много различных программ, есть ещё потребность в привитии подрастающему поколению духовно - нравственных ценностей, его оздоровлению. Но сама система образования очень "хрупкая". И даже незначительные изменения сильно заметны (бывают "перегибы" или наоборот много послаблений). Всё потому, что на данный момент в изменившемся обществе нет чётко прописанных нормативных документов, которые бы отражали современную действительность.
Таким образом, потребность общества привело к необходимому и закономерному обновлению Стандартов Образования, которые должны включать в себя все запросы современного общества к выпускнику школы (как начальных классов, так и основной школы).
слайд 3 Урок должен строиться на системно-деятельностном подходе. Хочу поделиться таблицой УУД, которая помогает мне при подготовке к урокам:

Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребёнка

Личностные универсальные учебные действия Нравственное развитие и формирование познавательного интереса «Я сам»
Регулятивные универсальные учебные действия Самообразование и самоорганизация «Я могу»
Познавательные универсальные учебные действия Формирование информационной и исследовательской культуры школьников «Я учусь»
Коммуникативные универсальные учебные действия Формирование культуры общения школьников «Мы вместе»

Если педагог достаточно грамотно будет использовать технологию проблемного диалога, то результат будет очень замечательным. Дети будут уметь рассуждать, перестануть бояться высказывать своё мение, хоть может быть оно будет ошибочным. Как говориться:"Кто ищет, тот всегда найдёт". Потом дети получать большой опыт взаимодействия друг с другом: умение общаться, слышать и слушать друг друга, умение грамотно задавать вопросы и отвечать на них, контролировать, оценивать свои действия и действия одноклассников, ставить цели перед собой и достигать их, умение анализировать, сравнивать обобщать, классифицировать по признакам и так далее. Самое главное уметь самому педагогу чётко ставить цели урока и планировать результаты.

Проблемно- диалогическая технология применима на любом уроке и в любой образовательной системе. Знания, добытые методом проб и ошибок, более прочные.

слайд 4 Технологией проблемного обучения сейчас занимается Мельникова Елена Леонидовна, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

слайд 5 http://www.school2100.ru/temp/PD.jpg


       Из таблицы на слайде  видно отличие традиционного  урока и урока в технологии проблемного обучения

слайд 6 Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

слайд 7 Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения.Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

       Современные возможности урока (мультимедийный проектор) позволяют сделать их более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных уроков  с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов,  проверки самостоятельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на этапах: актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка.  Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках.

Трудности в применении данной технологии (слайд 8) Широкое применение технологии проблемного обучения на уроках связано с определёнными трудностями:

А) Дефицитом учебного времени, в результате чего учащиеся не успевают самостоятельно пройти все этапы  познания учебного материала (мнений по проблеме бывает много, необходимо всех учащихся выслушать);

Б) Неоднородным составом учащихся в классе. Часть школьников не готова к самостоятельной поисковой деятельности. При коллективном решении поставленных задач не упускать из вида слабых учащихся, систематически спрашивать тех, кто не проявляет активности;

В) Содержание учебников требует анализа их содержания. Необходимо выделить в учебниках темы, изложение которых отражает структуру цикла познания или методически легко осуществимо в логике цикла познания либо позволяет ярко выявить отдельные его этапы.

слайд 9 Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

     слайд 10  Преимущество этого опыта:

- умение добывать знания;

- воспитывает самостоятельность;

- делает работу на уроках организации новых знаний  интересной для учеников и  учителя;

- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;

- носит здоровьесберегающий характер.(слайд 18)

- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.

Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.  И закончить мне хотелось бы словами: (слайд 11)

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ