Урок на тему "Звуки [с], [с`] и буква их обозначающая. Заглавная буква С. Упражнения в чтении и письме"
Антонова Елена Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Чехова Московской области
Тема Звуки [с], [с`] и буква их обозначающая.
Заглавная буква С. Упражнения в чтении и письме.
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся со звуками [с], [с`] и буквами С, с.
Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.
Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.
Развивать мышление, речь.
Обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование:
презентация к уроку,
карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Поприветствуйте гостей.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
На партах всё у нас в порядке –
Книги, ручки и тетрадки!
Дружно мы за парту сели
И на доску посмотрели.
II. Актуализация знаний.
- Давайте проведем небольшую речевую гимнастику.
- Я прочитаю, а вы послушайте. А теперь давайте попробуем все вместе.
(Слайд №1)
(Учитель показывает текст на слайде)
III. Постановка темы и задач урока.
Работа над произношением.
- Посмотрите на доску (На доске буквы А, О, У, Ы, И )
- Как называется эта группа звуков. (Гласные)
- А что вы знаете про гласные звуки?
( Они не встречают преград, поются)
- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:
«Синица на стог садится,
Да не сидится на стогу синице».
- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
- Знаком ли он вам?
(Если «да», то откуда вы его знаете?)
- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т. е. цели нашего урока, кто может сформулировать?
(Познакомимся с буквой «с»).
- Да, но буква имеет звуки. Какие мы сейчас узнаем и поучимся читать слоги и слова с новой буквой.
IV. «Открытие» детьми нового знания
1. Отгадайте загадку
(Читает хорошо читающий ученик)
Голубой платок,
Красный колобок –
По небу катается,
Людям улыбается.
(Слайд №2)
- Правильно, солнце. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.
(Слайд №3)
- Этот звук гласный или согласный?
- Твердый или мягкий? Если твердый, то каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
2. На солнечный свет прилетела гостья.
Отгадайте, кто она?
(Хорошо читающий ученик читает загадку)
Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей сниться.
Прилетает к нам часто…
(Слайд №4)
- Посмотрите на картинку. Это птица прилетела к нам из произведения В.Бианки «Синичкин календарь». А кто читал эту книгу?
(Мало (все) кто читал эту книгу, но в дальнейшем изучив все буквы, вы прочтете и эту книгу, и многие другие)
- А теперь, вернемся к слову синица.
- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.
(Слайд №5)
- Какой это звук – гласный или согласный?
- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
- Ребята, так какие же звуки мы сегодня повторили?
- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?
- Кто сможет показать?
(На доске разбросаны буквы. Ученик выбирает нужную букву)
3. Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «с». (Написать строчную букву «с»)
- А на что же похожа буква «с»? (Выслушать мнение детей)
- Посмотрите, на что она похожа у меня?
(Слайд №6)
- Слов, в которых встречается буква «с» очень много. Назовите их. (Выслушать несколько вариантов)
4. А теперь немного поиграем.
(Слайд №7)
Вот картинки перед вами,
В них задания вам всем.
Поскорей найдите сами,
Где тут нет буквы «с».
- Найдите слова, в которых не встречается букв «с»
(Учитель убирает на слайде ненужные картинки)
5. Чтение слогов.
- Ребята, откройте учебники на странице 74. Наши согласные звуки пришли тоже познакомиться с новым звуком «с». Давайте вспомним и запишем на схемах, какие же согласные звуки мы знаем.
- Каких звуков нет?
- А если есть гласные и согласный «с», что можно сделать? (Прочитать слоги)
(Слайд №8)
(Сначала читают по одному, а потом вместе.)
- Какой гласный звук показывает мягкость согласного звука?
- Приведите примеры.
- А где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений)
6. Работа по учебнику.
- Прочтите третий столбик слов. (про себя)
- Прочтите самые длинные слова. (Самара, Ступино)
- Сколько слогов в этих словах?
- Прочтите названия, состоящие из двух слогов. (Сумы, Саранск)
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?( Названия городов)
- Значит, в русском языке есть не только строчная, но и большая – заглавная буква «С» (Учитель пишет на доске рядом с маленькой печатной – заглавную букву)
- Ребята, мы только что сказали, что имена людей пишутся с большой буквы, а какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
V. Самостоятельная работа с проверкой
1) Работа в парах с карточками. (Детям раздаются карточки, на которых написаны имена людей, названия городов, сказочных персонажей, написанные без первой буквы)
- Работая в парах, запишите первую букву слова. Проверьте, правильно ли вы написали. А почему надо было написать заглавную букву? (Имена людей пишутся с большой буквы)
(Слайд №9)
- Запишите первую букву во второй карточке. Проверьте, написанное. Какую букву записали. Почему?
(Имена сказочных персонажей пишутся с большой буквы)
(Слайд №10)
- Запишите первую букву в третьей карточке. Проверьте, написанное. Почему надо писать заглавную букву?
(Клички животных пишутся с большой буквы)
(Слайд №11)
- Сделайте вывод, так какое же правило можно вывести. Когда пишется заглавная буква «С».
(Названия городов, стран – Смоленск, Саратов, Стокгольм, Сирия,;Клички животных – Снежинка, Спайк; сказочные персонажи - Самоделкин)
2) Вернемся к нашему учебнику
- Найдите и подчеркните слова, в которых встречается буква «с».
- Прочтите слова в первом столбике. Что можете сказать об этих словах
(Однокоренные)
- Какие слова являются однокоренными?
- Выделите корень. Какой корень выделили?
- Прочтите слова во втором столбике. Все ли слова вам понятны? (Сало – жир животных
Солонка – емкость для хранения соли
Солонина – соленое мясо)
- Что можете сказать об этих словах? (Однокоренные)
- Выделите корень.
- Самостоятельно прочтите третий столбик. Какое слово лишнее?
- Почему? (Салака- рыба)
VI. Повторение и закрепление
2) Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова – предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст)
- Прочтите предложения в нижней части страницы и подумайте, текст ли перед нами? (Нет. Это отдельные предложения, они не связаны между собой)
- Прочтите вслух первое предложение.
- Все ли слова вам понятны?
- Как называется маленькое слово «У»? (Предлог)
- Как пишется предлог со словом? (Отдельно)
- Прочтите второе предложение. Как же зовут котика? Что он любит?
- Сколько слов в этом предложении?
- Прочтите третье предложение. Что значит лапки-ласты?
- Почему слово Соня написано с большой буквы? (Имя утки)
- Рассмотрите рисунок. Прочтите предложение, которое соответ-ствует рисунку.
VII. Итог урока
1) Рефлексия деятельности.
- Что нового узнали на уроке, чему научились?
- Дайте характеристику звукам [с], [с‘]
2) Самооценка деятельности на уроке
- Что интересного было на уроке?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Источники информации:
И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для непослушных звуков» (Ярославль Академия развития 2006)
Составитель В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»
(Москва Просвещение 1991)
3. WWW.vatuma.ru
4. WWW.Одноклассники.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ