Урок обучения грамоте по теме "Буква ь" 1 класс
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Балобанова Эмма Семёновна, имеющаяся первая квалификационная категория , запрашиваемая высшая категория, МБОУ СОШ №10 г. Воткинск.
Предмет: обучение грамоте( чтение) Класс: 1 Учебник(УМК): Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Букварь», система «Школа 2100»
Тема урока: Буква ь. Употребление ь знака для обозначения мягкости согласных. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: книгопечатная продукция: Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Букварь», технические средства: компьютер, проектор, звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква ь»
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
в 1-в классе 28 человек, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Дети слышат учителя, но не всегда контролируют своё поведение, недостаточно активно работают на уроках. Уже хорошо умеют работать с информацией, высказывать свою точку зрения. Диагностическая работа показала, что три ученика имеют низкий уровень достижений результатов по данному предмету.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений, результатов, обучения
Предметные Д
Учебно-языковые умения:
-определять роль гласных букв и ь знака при обозначении мягкости согласного звука
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить
- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- составлять слова из букв, предложение из слов;
- объяснять лексическое значение слова
Выделяют общие признаки звуков и букв; правильно называют буквы русского алфавита;
производят звуко-буквенный анализ слов;
умеют определять функцию буквы ь в словах русского языка;
находят способ выяснения значения новых слов;
умеют прогнозировать текст по рисунку, заголовку.
Метапредметные
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала
Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт или информацию с урока.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать тему и цель урока;
- работать по предложенному плану;
- различать способ и результат действия
Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, проговаривают последовательность действий на уроке, отличают верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться друг с другом при работе в паре и группе
Вступают в беседу на уроке, высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; слушают и понимают речь других; сотрудничают в паре .
Личностные УУД
- формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;
- проявлять учебную и коммуникативную активность
Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности; делают самооценку своим поступкам
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приёмы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность ученика
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия
1.
Мотивация и самоопределение к деятельности.
2 мин.
-создать положительню мотивацию на включение в учебную деятельность
Словес
ный
Фрон.
Проверяет готовность детей к уроку, сосредотачивает внимание детей, просит настроиться на работу
-Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех
Воспринимают на слух слова учителя и мысленно проговаривают про себя, контролируют готовность к уроку визуально и на слух
П: -нет
К: -
умение слушать и понимать речь других
Р : - мобилизовать умственную силу и энергию на уч. процесс
2.
Актуализация знаний
5 мин.
-уточнить
знания уч-ся
о звуках и буквах развивать речь, положительную мотивацию.
Беседа по уточне
нию и конкрети
зации знаний (словес
ный),
Создание ситуации успеха
Беседа по уточнению знаний
Фронтальная
Фронтальная
Работа в паре
Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».
Предлагает на уроке стать исследователями, чтобы открывать новые знания
Посмотрите на слайд
-Чтобы вам легче было следить за своей работой, я предлагаю вам маршрутный лист, где вы будете отмечать свои достижения. ( см. приложение)
Работа над классификацией букв
( слайд)
- Предлагает придумать задание к буквам.
( составить слова)
- Из названных слов предлагает выбрать предмет и описать его.
Звуки мы…
Буквы мы…
Все звуки делятся на…
Гласные звуки могут быть…
Согласные звуки могут быть…
Они произносятся…
Звуки на письме обозначаем …
Получают маршрутные листы и проговаривают все «шаги»:
1.Познакомимся с новой буквой и звуком.
2.Выполним звуко-буквенный разбор.
3.Поработаем с предложением. 4.Поработаем в парах.
5.Поднимемся на вершину
-На какие 2 группы можно разделить все буквы?
-Назовите буквы гласных звуков?
- Назовите буквы парных звонких согласных?
- Назовите буквы всегда твёрдых согласных?
- Какие хитрые буквы есть на экране?
Обучающие договаривают фразы, применяя знания классификации звуков.
Принимают учебную задачу
Отвечают на вопросы учителя , классифицируя буквы на экране.
Составляют слова из букв.
Обучающиеся описывают предмет, называя его признаки.
Предметные- правильно называть буквы, выделять буквы, обозначающие гласные и согласные; составлять слова из букв.
П- выполнять классификацию звуков, обосновывать свой выбор; определять границы знания\незнания; находить ответы на вопросы, используя схемы;
К- умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать других, быть готовым высказать свою точку зрения, изменить её, понять позицию других
Р -осуществлять самоконтроль
3.
Выявление места и причины затруднения.
5 мин.
-вызвать
интерес
-целеполагание
Создание проблемной ситуации (словесный)
Наглядный-составление схемы
фронт.
Просит послушать , какое описание составила: «Вещество белого цвета, сыпучее, необходимо для приготовления супов и салатов».
Предлагает произвести звуко-буквенный анализ слова, составляя схему.
Возникает проблема: как записать слово, чтобы звук [ л] звучал мягко.
Звуко- буквенный анализ слова соль
Дети высказывают свои предположения о названии предмета. По описанию определяют, что это соль.
Ученики дают характеристику звукам и обозначают их буквами.
В процессе обсуждения называют букву ь.
Предметные: производить зв-бук анализ, составлять схему слова.
П- ориентироваться в своей системе знаний.
Р- высказывать предположение.
К- точно и полно выражать свои мысли.
Л – самооценка на основе критериев учебной успешности
4.
Построение проекта выхода из затруднения..
2 мин.
-определить и сформулировать цель урока;
- определить последователь
ность действий на уроке
Подводящий диалог,
Беседа (словесный), практическая
работа
Индивидуальный
Предлагает определить, что сегодня на уроке предстоит узнать.
Просит сформулировать тему и учебные задачи
-Что же на уроке нам сегодня предстоит выяснить?
Дети высказывают свои предположения относительно темы и цели урока:
-Как называется буква?
-Какие звуки она обозначает?
-Как правильно пишется?
- Научиться читать слова с буквой ь.
Л- устанавливают связь между учебной деят-тью и её мотивом
( зачем?)
Р- определять и формулировать цель урока; планировать свою деятельность.
Практический этап
5.
Открытие нового знания.
( реализация построенного проекта)
10мин.
зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- определить функцию буквы ь в словах русского языка
Снять эмоциональную и умственную нагрузку
Практ. работа,
Проблемно-диалогический
Физ упражнения
Фронтальная,
работа
в паре
Групповая работа
Коллектив
ная
Iэтап. Выдвижение гипотезы.
- Как вы думаете, с какой учебной задачи надо начать свою работу?
Педагог предлагает провести эксперимент: исследовать слова .
II этап. Формулирование правила.
Предлагает посчитать кол-во букв и звуков в словах и объяснить, почему букв больше.
- Мы сделали сразу 2 открытия, оцените себя в маршрутном листе
Предлагает провести физминутку
Слова для исследования:
Лень,тень,моль,быль,
пень,пыль
Предложен план исследования слова:
1.Произнеси слово.
2. Составь его звуковую модель.
3. Посчитай кол-во звуков и букв.
4. Сделай вывод.
Отвечают на вопрос:
- Для чего в русском языке нужна буква ь?
Дети предлагают начать работу с вопроса:
- Какие звуки обозначает буква ь.
( в процессе обсуждения высказывают мысль, что ь –звука не обозначает.)
Проверяют своё предположение.
Исследуют слово в группе. ( результат оформляют на листе)
Обращают внимание на то, что букв больше, чем звуков. Делают вывод: буква ь звука не обозначает.
Ь- показатель мягкости согласных
Отмечают цветной фишкой свою работу в маршрутном листе
Дети выполняют упражнения с проговариванием слов
Предметные: определять,
обозначает ли звуки ь;
учиться выяснять значение непонятных слов;
овладевать умением прогнозировать содержание текста по опорным словам.
Л- определять правила работы в парах, оценивать усвоение материала
Р- осуществлять самоконтроль, выдвигать свои гипотезы, работать по предложенному плану.
П- ориентироваться в учебнике, уметьнаходить необходимую информацию
К- слушать и понимать речь других, достаточно полно выражать свою мысль, владеть диалогической формой речи.
Р – волевая саморегуляция
К – слушать и понимать речь других, управлять действиями однокл.
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
12мин.
Применить полученные знания на практике, развитие самостоятельности, умение анализировать
Практическая работа..
Приём технологии ТРИЗ
беседа
Фронталь
ная
Индивиду
льная
фронтальная
Предлагает выбрать следующую задачу урока: научиться читать слова и сочетания с буквой ь
Работа с текстом.
По опорным словам определить о чём будем читать
Проверяет уровень осмысленного чтения текста:
Игра «Теремок»
На слайде слова: рысь, олень, конь, лань, лось.
зверь
«Букварь», с.152
Текст «Московский Кремль»
Вопросы:
- Что нового узнали из первой части текста?
- Как выглядел первый Московский Кремль?
- Что нового узнали из второй части текста?
- Как называется самая старая башня?
Уточняют правила игры, выделяют морфологические признаки слов . В конце игры делают предположение о значении слова лось и олень.
Читают текст хорошо читающие ученики
Отвечают на вопросы учителя по абзацам
П- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.
К- научиться доносить свою позицию до других, аргументировать свою
Р- учиться работать с текстом. При необходимости исправлять ошибки. Определять степень успешности выполнения своей работы. Понимать причины неуспеха.
7.Практическая работа с проверкой по эталону.
4 мин.
Сам работа
Инд работа
Взаимо
проверка
Просит оценить свою работу в маршрутном листе
Наблюдение за особенностью буквы ь.
- Ещё один секрет буквы ь попробуем разгадать.
- О каком секрете буквы вы узнали?
-Если значение слова не понятно, по какой книге его можно узнать?
Что ещё есть интересного в Кремле?
- Почему мы находясь так далеко от Кремля , Москвы говорим сегодня о них?
Дидактическая игра «Превращение слов»
. Найдите и подчеркните слова, которые существуют и с Ь, и без него.
Например: дал- даль
Кон(ь), билет(ь), учит(ь), бисер(ь),
пуст(ь), окун (ь), трон(ь), угол (ь) ,обув (ь).
Выбирают слова, которые существуют и с ь и без него.
Читая пары слов, дети определяют, что буква ь меняет значение слов.
По толковому словарю.
7.
Рефлексия учебной деятельности.
3 мин.
-зафиксировать новые знания , полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности.
Работа в паре
- На все ли учебные задачи мы нашли ответ? О каких секретах буквы ь вы узнали?
Предлагает посмотреть на свои маршрутные листы, подвести итог своей работы на уроке
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретённых знаниях на уроке.
П- уметь производить синтез
К- грамотно представлять информацию. Критично относиться к собствен. мнению
Р- преобразовывать практ. задачу в основательную познавательную.
приложение
Мой маршрут
Мой маршрут
Мой маршрут
Мой маршрут
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ