Урок по теме «Тексты с «чужого голоса»
Урок по теме «Тексты с «чужого голоса»
Цели:
Дать понятие «тексты «с чужого голоса» - «прецедентные тексты».
Учить определять особенности «прецедентных текстов» и создавать подобные тексты
Формировать умение использовать их в устной и письменной речи
Развивать умение анализировать и оценивать чужое высказывание
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
1.Орг.момент.
Нацеливание, мотивация.
Актуализация знаний.
Работа по теме «Заговори, чтобы я тебя узнал…»
(1 урок)
Вывод по теме
Работа по теме «Новая жизнь старых слов»
(2 урок)
Речевая разминка
Итоги урока
Домашнее задание
- Добрый день, ребята.
Прежде, чем мы приступим к теме урока, проведём «речевую разминку», чтобы разбудить наш организм, настроить речевой аппарат на активную работу в течение урока.
Давайте ещё раз вспомним, от чего зависит звучание нашего голоса.
1. Дыхание
2. Дикция
3. Плавность речи
4. Жесты, поза, мимика
- Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной и удачной. Хорошие результаты достигаются только систематическими занятиями.
- Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. Помните, что их нельзя выполнять более 3-х раз.
• Сделайте глубокий вдох на счёт «раз». Задержите дыхание на «1,2,3», затем медленно выдохните, считая про себя.
• Сделайте глубокий вдох на счёт «раз». Задержите дыхание на «1,2,3», затем медленно выдохните, вместо счёта произносите вслух поочерёдно звуки «с - з» : «с- с-с-..,з-з-з..»
• Представьте, что вы руководите запуском межпланетного корабля. Начинаем отсчёт времени: «10, 9, 8, 7,6 …..пуск!», распределите воздух так, чтобы слово «пуск» прозвучало громко, отчётливо. Торжественно.
Сегодня на уроке пойдёт речь о высказываниях, которые в современной лингвистике принято называть «прецедентными текстами» (от слова «прецедент» - общеизвестный пример, образец).
К их числу относят не только цитаты из литературных произведений, но и имена мифологических персонажей, известные сюжеты, имена героев сказок, преданий и событийные отрывки, связанные с ними, отрывки библейских текстов, краткие устные народные произведения (от пословицы и поговорки до притчи и анекдота), а также знакомые отрывки из народных и бардовских песен.
- Учёные называют общие традиционные условия существования таких текстов в речевой практике человека.
Такие высказывания (или текстовые фрагменты) обычно хорошо известны образованному и начитанному человеку
Такие тексты как бы переданы человеку в культурное наследие от предшествующих литературных поколений
Они часто реинтерпретируются в новой культурной среде (часто включаются в другие жанровые формы и воплощаются в других видах искусства )
Например: «Люди гибнут за металл», «У нас бартерные сделки идут по заведённому сюжету : утром – деньги, вечером – стулья; вечером – деньги – утром – стулья…»
Общеизвестный текст воспринимается легче и с его помощью можно быстрее добиться понимания слушателя или читателя. Учёные – лингвисты сравнивают это явление с дугой условного рефлекса.
Знание таких текстов – показатель принадлежности человека к определенной культурной эпохе.
ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я ТЕБЯ УЗНАЛ
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Высказывание известного древнегреческого философа и ритора говорит об удивительном свойстве сказанного человеком слова.
- Рассмотрим материал параграфа, Стр.160 учебника.
- Упр.171. Познакомьтесь с отрывком из книги С.Наровчатова «Необычное литературоведение». Найдите в нём прецедентные тексты.
- Упр. 172, 173. Узнайте тексты «С чужого голоса » в следующих миниатюрах. Объясните смысл текстов. Оцените, насколько оправданно они употребляются авторами.
- Итак, в чём вы могли убедиться, выполняя задания?
- Верное, мы ещё раз убеждаемся, что тексты «с чужого голоса» значимы в нашей жизни. Они остаются в нашей речевой практике и переходят из поколения в поколение, передаются из уст в уста.
НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ СЛОВ
- Мы не раз с вами оказывались свидетелями того, как высказывание из известного стихотворения, песни, басни, из знакомого нам кинофильма или рекламного ролика начинает в один прекрасный момент всеми повторяться. И тогда, забыв о своём авторе, эти слова начинают «новую жизнь».
Вы можете услышать:
Не прогулка, а просто райское наслаждение
Цыплят по осени считают…. Помните об этом
Ну, так всегда, с вами каши не сваришь…
В твои лета не должно сметь своё суждение иметь
Подобного рода «летучие фразы» появляются и в юмористических передачах и киносюжетах, украшают наши бытовые рассказы. Они являются незаменимыми помощниками, помогающими ярко и образно передать наши мысли. Иногда их называют «текстуальными метафорами»
- Упр.177. Используя отрывки из книги Л.Кэррол «Алиса ….», проследите, как автор даёт им как бы «второе рождение».
Тренируем свободное дыхание
Зарядка для языка и губ
Проговори скороговорки без запинки
Артразминка
- Итак, какой можно сделать вывод?
- Верное, можно сделать вывод, что коммуникативный опыт отдельного человека складывается из интеллектуального опыта человечества. Поэтому важно помнить мудрое наставление литературоведа и философа М.М.Бахтина о том, что «Человек, постигая вселенную мысли и слов», учится «мысли в мире».
- Продолжите фразы:
«Оказывается…»
«Сегодня на уроке я узнал….»
«Теперь я знаю, что….
Домашнее задание
Стр. 160 – 166, конспект – для всех
Упр.174, на ½ Альб. листа – творческая работа (или )
Упр. 179 – сообщение, посвящённое «новой» жизни «старых» слов.
Выполняем речевую разминку, чтобы закрепить навыки правильного дыхания, разогреть мышцы, развивать правильное проговаривание
На доске эпиграф «Заговори же, чтобы я тебя узнал…»
Комментированное чтение, групповая работа, презентация общей работы
Групповая работа, выступление – презентация группы (после речевой разминки)
Задание по выбору
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ