Урок по теме: «Звук [а]. Буквы Аа, Яя или невероятные приключения звука [а] в городе Букв»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»











Урок по теме: «Звук [а]. Буквы Аа, Яя или невероятные приключения звука [а] в городе Букв»







УМК «Гармония»

Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фокин. Азбука, в 2-х ч., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.











Папулова Наталья Сергеевна

Учитель начальных классов

Адрес: 628187, ХМАО, г. Нягань,

Энергокомплекс, д.18, кв. 8

Электронный адрес: natasha2225@mail.ru


Урок обучения грамоте по теме: «Звук [а]. Буквы Аа, Яя или невероятные приключения звука [а] в городе Букв.»


Папулова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Цель:

Образовательная: Познакомить детей со звуком [а], буквами а, я

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое

мышление и речь детей.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения, желание помочь тем,

кто попал в беду.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимидийный урок, счетные

палочки, цветные карандаши, цветные кружки, зеркальце.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок.

Сказка в гости к нам пришла,

Много новых знаний принесла.

Ты, дружок, повнимательнее будь

Чтоб пройти все испытания вдруг.


II.  Повторение изученного.

- Ребята, Вы любите сказки?

- Я Вам начну рассказывать, а вы мне помогите. Готовы? В некотором царстве, в некотором государстве был город невидимка. Кто из вас знает, какое название было у этого города?

- Правильно, город Звуков.

- Продолжаю. В этом городе жили разные звуки … Жили они дружно. Каждый звук имел свой характер: одни были очень веселые, любили петь и жили они в районе, который так и назывался…. (Гласные), а другие очень любили рычать, мычать, шипеть, свистеть… Их было очень много, и они жили в районе (Согласных). И все было бы хорошо, если б этот замечательный город не посетила злая колдунья. Она заколдовала город так, что все стали злыми и не желали дружить друг с другом. Не стали складываться слова. И что тут произошло…. (Высказывание детей: перестали люди понимать речь друг друга).

Но звук [а] был самый мудрый, он решил помочь буквам расколдоваться. Тогда он отправился к доброй феи спросить совета, как можно справиться с чарами злой колдуньи. И услышал такой совет: «Возьми с собой в дорогу волшебное зеркальце и найди в городе Букв букву, которая твой звук будет обозначать на письме. Тогда чары злой колдуньи станут бессильны».


III. Сообщение темы урока

- Ребята, так что необходимо сегодня нового узнать на уроке.

Д: Какой или какими буквами обозначается на письме звук [а].

[а] - ?

- Звук [а] отправился в путь в город Букв. Давайте отправимся в путь вместе с этим звуком. Может ему понадобиться какая-то помощь?


IV. Физминутка:

-Аист, аист, длинноногий,

Покажи нам путь дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой.

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда найдешь дорогу.

V.Работа по теме урока

- И вот первое испытание: Отгадайте загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит или азбука)

- А что такое азбука? (Расположение букв в определенном порядке. Название учебника, по которому мы занимаемся.)

- Давайте возьмем волшебное зеркальце, произнесем слово «Азбука».

Широко рот открывает

И за звуком наблюдаем.

- Какой первый звук в этом слове? (Звук [а])

- Гласный звук [а] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква А.

Буква А всему глава

У нее солидный вид

Потому что буква А

Начинает алфавит.

Обратим внимание на первую букву алфавита.

-Второе испытание: На что похоже эта буква?

Дети читают стихи, рисунки появляются на экране.

1. Буква А, буква А – алфавиту голова.

Знает Вова,

Знает Света,

А похожа на ракету.

2. Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь а,

Перед тобою буква …

VI. Физминутка:

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

VII. Работа по теме урока

Испытание третье:

- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?

- Буквы бывают из всего! Смотрите!

- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)









- Даже на язык ее можно попробовать.

- Попробуйте и вы сделать букву А. Что тебе необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.

- Напишите букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из выбранных материалов.

- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

- Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна- строчная, другая - заглавная.





Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

Творческая работа детей.

Следующее испытание: Мы встретились с необычным художником. Он рисует буквы. А вот и одна из его картин.

- Закрасьте везде большую букву А красным цветом, а маленькую а – зеленым, как здесь показано. Увидишь, что спрятано в картине.

- Молодцы!!!

- Так вроде бы нам уже и пора возвращаться. Мы нашли букву для звука [а]? Какую? Но почему-то чары злой колдуньи не исчезают. Что делать? (Наверное еще есть буква, которая будет на письме обозначать звук [а].)

Поищем?

Звуковой анализ слов. Азбука с. 36.

Мак Мяч













Анализ по алгоритму :

  1. Произнесем каждый звук по отдельности:

1 2 3

Гласный Согласный Гласный Согласный Гласный Согласный

Твердый – мягкий Твердый – мягкий Твердый – мягкий

Звонкий глухой Звонкий глухой Звонкий глухой

- Какой первый звук в слове МАК? ( М - согласный, твердый, звонкий)

- Какой первый звук в слове МЯЧ? ( М - согласный, мягкий, звонкий)

- Одинаково они звучат? (Нет)

- Так вот еще один секрет: на письме мягкость и твердость согласных звуков показывается гласными буквами. Если согласный звук твердо звучит, значит за ним будем писать изученную букву а, а если мягко, то тогда я.

- Возьмите волшебное зеркальце. Произнесем еще раз слово МЯЧ. Какой гласный мы слышим в этом слове? Правильно, звук [а]. А пишем букву Я.

Эта буква стоит самой последней в Азбуке. Посмотрите на нее. На что она похожа?


Стих читают дети:

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква Я.

- Посмотрите на город Букв. В какие домики мы засели изученные буквы?

- Какой секрет открыли на уроке? (Звук [а] на письме обозначается буквами а и я).

- Посмотрим, чары злой колдуньи исчезли или нет, помирились звуки в городе Звуков. Посмотрите в волшебное зеркальце. Лови звук [а]!

- Вспомните слова где звук [а] стоит в начале. (аист, арбуз, ананас)

- Вспомните слова где звук [а] стоит в середине. (мяч, мак, утята)

- Вспомните слова где звук [а] стоит в конце. (утята, цыплята)

- Все получается? Значит мы победили злую колдунью и узнали много интересного на уроке.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

За прекрасную работу на уроке я хочу Вам вручить на память альбомы и фото букв А- Я. Создадим фотоальбом изученных букв. Вклейте эти буквы.

- Спасибо за урок.









Используемая литература:

  1. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фокин. Азбука, в 2-х ч., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

  2. С. В. Желудкова. Поурочные планы по учебнику «Азбука» Н.М. Бетенькова и др., Волгоград, 2004.

  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте и письму, М.: ВАКО, 2004.

  4. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994.

  5. О. Соболева, В. Агафонов, О. Агафонова. Новый букварь для дошкольников и первоклассников. М.: Дрофа-Плюс, 2007.

  6. О.Л. Соболева. Моя любимая тетрадь. Игровой тренажер. М.: Дрофа-Плюс, 2007.

  7. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 1 класс. М.: Начальная школа, 2005.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ