Урок русского языка для 3 класса на тему «Постановка вопросов к существительным»











ТИТОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

МБОУ ЯСНОГОРСКАЯ СОШ

учитель начальных классов




























Урок русского языка для 3 класса на тему «Постановка вопросов к существительным»


Тема: «Постановка вопросов к существительным»

Цель: Составить алгоритм определения падежа существительного через постановку вопросов

Задачи: учить различать падежи и их вопросы, задавать вопросы к существительным.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Словарная работа. Определение темы урока, цели

Фронтальная – запись слов под диктовку

Ворона, корова, воробей, лошадь, собака, соловей, сорока, верблюд.

- Что можно сказать об этих словах? (это имена сущ., ед.ч, в Им.п)

- На какие группы можно распределить? (птицы, домашние животные).

-Какое слово лишнее и почему? лошадь – с проверяемым безударным гласным, букв больше звуков, ударение на 1 слоге).

Индивидуальная работа - вставить пропущенные буквы в словах (на доске)

за*ц

за*чьи

за*ч*нок

к за*цу

з**чиха

м*дведь

м*двежья

м*двеж*нок

от м*дведя

м*дведица

л*са

л*сица

л*сья

без л*сы

о л*сице

- В каждой группе назвать однокоренные слова.

-Назвать формы слов

-Что можно определить у форм имен существительных? (падеж)

-Сформулируйте тему урока, цель. /Как определить падеж у им.сущ.?)

А я дополню: мы сегодня должны научиться определять падеж им.сущ. в предложении. А для этого составим алгоритм определения падежа.

III. Работа по теме урока.

1.Повторение о склонении имен существительных

2.Повторение о падежах (6 падежей, нач.ф.-Им.п. Все остальные – косвенные, можно задавать смысловые вопросы - к существительным с предлогом).

3.Склонение имен существительных КРОТ, НОРА

-загадка о кроте Он под землёй живёт всегда.
Ходы там строит – города.
Над городом – наш огород,
А сам строитель – это … (КРОТ).

-показ картинки

-рассказ о кроте

И.п. – кто? крот что?нора

Р.п – кого?крота чего?норы

………………………………

П.п.-о ком?о кроте о чем?о норе

4.Работа с текстом. Задание – определить падежи имен существительных

Крот.

Крот живет в норке под землей. Зверек ест червей, жуков. На полянах видны горки земли, сделанные кротом.

Нельзя разрушать жилище зверей, уничтожать их!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ


1)-В форме какого числа употреблены имена сущ.? (ед.ч, множ.ч).

-Одинаковы ли падежные вопросы для ед.ч. и мн.числа? (да)

- Прочитайте ВЫВОД стр.8 вверху


2) –С чем употреблены имена существительные? (с предлогом)

- Какие вопросы задавали? (падежные, смысловые)

Прочитайте ВЫВОД, стр.10 вверху


Ф и з к у л ь т м и н у т к а


3) Теперь главный вопрос- как задавали вопрос и определяли падеж существительного в предложении?


5.Составление алгоритма


Чтобы определить падеж имени существительного



Найти слово, с которым связано это существительное






Задать от него вопрос к имени существительному







По вопросу и предлогу указать падеж



/данный алгоритм на карточках раздать каждому ученику/



6. Работа с таблицей, стр.9 Обратить внимание на предлоги и смысловые вопросы



7.Работа с текстом (под диктовку). Записать заголовок (Обхитрила.)

За лисицей гнались собаки. Лисица устала, еле бежит. Собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса спряталась за кустом. А собаки пронеслись мимо лисы.

- Почему охотники с собаками догоняли лису? (из-за красивого меха охотники не дают лисе покоя. Лисице помогает хвост, он следы заметает, собак с пути сбивает).

- Найти формы слов, определить падежи сущ-х



V. Закрепление изученного.

1. Дифференцированное задание


1 (низкий уровень) Списать. Определить падеж подчеркнутых существительных

Увидел белку.

Гнездо сороки.

Побежал за зайцем.


2 (средний уровень) Поставить данные существительные в указанном падеже

Грач - ……….. П.п

Скворец -……Д.п.

Сова - ……… Р.п


3 (сложный уровень) Списать предложение, найти все существительные и указать их падежи

Над вершиной березы с шумом пронеслась стайка воробьев.


2.Работа по учебнику, стр8 №274


VI. Итог урока.

В каких падежах существительные встречаются с предлогами?

Какой падеж не терпит предлога?

В каком падеже существительные встречаются только с предлогами?


Домашнее задание: стр.7-9 учить падежи, предлоги №273

























Литература

Полякова А.В. Учебник для 3 класса (II ч.) – М.: Просвещение, 2010







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ