Урок русского языка для 5 класса «Орфоэпия как раздел лингвистики»
Урок русского языка для 5 класса «Орфоэпия как раздел лингвистики»
Тема урока:
Класс: 5
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке;
- показать взаимосвязь орфоэпии с другими науками о языке ;
- познакомить со словарём Р.И.Аванесова;
- развивать речевой слух учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое орфоэпия
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю понаблюдать в упр. 243, 244
- можете ли вы представить себе человека, который говорит: «Пойду в магАзин за тортАми», «Он мне позвОнит», «Мы повтОрим правила», «Ну, чё смотришь?» Что вы о нём подумаете? Какие ошибки он допустил в своей речи?
- Расскажите о подобных ошибках, которые вы замечали в речи знакомых и незнакомых людей.
-Прочитайте отрывок из стихотворения и объясните, какие ошибки допустил Петя в своей речи.
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магАзин на обед…»
«Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклУ…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
( Ю.Тимянский)
Дети в группе по 2 человека работают
Отвечают на вопросы, приводят примеры
Приводят примеры из жизни
Анализ и вывод внутри группы
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IІІ. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Обращение к теоретическому материалу.
Предварительное задание:
- Читая § 46, найдите ответы на следующие вопросы:
« Что такое орфоэпия?», « Зачем нужно соблюдать орфоэпические нормы?».
2. «Помощники» в освоении орфоэпических норм.
- Знакомство с « Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И.Аванесова (с.178 – 179).
- рифма – помощница, упр. 247(письменно)
- упр. 248.Произношение рифмованных слов легче запоминается. Подберите к данным словам рифму и запомните ударение в них.
Образец: столЯр- малЯр
ДоговОр –
КаталОг –
облегчИть –
звонИт –
докумЕнт –
щавЕль -
Читают теоретический материал, отвечают на вопросы.
Краткий ответ
Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.
Проверяют и оценивают
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
ІV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Дома §46, упр.246 (по словарю)
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ