Урок русского языка "Имя прилагательное"

Тема урока: « Имя прилагательное»

Цели урока:

  1. Образовательная (учебная цель):

- закрепление полученных знаний по изученной теме, а именно какую роль выполняет прилагательное в русском языке;

2. Воспитательная цель:

- формирование ответственного отношения к учебе и развитие работоспособности учащегося;

- воспитание уважительного отношения друг к другу в процессе работы в парах, группах.

- привитие любви к языку через выразительные возможности прилагательных;

- формирование правильного отношения к природе.

3. Развивающая цель:

- развитие и обогащение речи на материалах урока;

- развитие самостоятельного мышления;

- развитие познавательного интереса

- развитие орфографической зоркости.


Тип урока: урок обобщающего повторения с использованием групповых и парных форм работ.


Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, музыкальные записи, раздаточный материал (иллюстрации), индивидуальные карточки.



1.Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 1 «Урок русского языка»


Начнем урок проговариванием нашего девиза:

Девиз:

«С малой удачи начинается большой успех»


У: Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодня урок? (ИПР)

Д: Урок :

- интересный

- познавательный

- развивающий

У: Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими же должны быть ученики на уроке? (АДРВ)

Ученики:

- активные

- думающие

- работоспособные

- внимательные


У: Получился ли у нас урок таким, и были ли ученики такими, мы ответим в конце нашего интересного урока.

2 .Эмоциональный настрой.

-- Провести наш сегодняшний урок мне поможет один персонаж.

Угадайте,кто это.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...

(Ответ: Снеговик)

СЛАЙД 2

-Ребята, Снеговик пришел на наш урок , чтобы проводить нас на прогулку.


Оденем все волшебные шапочки, шубки, сапожки и отправимся на прогулку. Закройте глаза, откройте.


Мы попали в зимний лес
Полный сказок и чудес.

СЛАЙД 3 «Зимний лес»


Пушистый снег укрыл землю белым одеялом. Деревья надели снежные шапки. В воздухе кружатся легкие пушинки. Зима одела все деревья в серебристый наряд, белоснежным ковром застелила землю. Мы любуемся чудесным зимним лесом.


Посоветуйтесь в группе, найдите словосочетания по схеме сущ.+прил. Проверка.


3. Мотивация к деятельности

Для определения темы урока проводится подготовительное упр-е. каждая группа получает карточку с заданием. Вставить пропущенную орфограмму, найти общее в словах (слова каждой группы начинаются на одну букву), это задание для минутки чистописания. Исключить лишнее слово. Какие слова вы исключили. Почему? (имена прилагательные)


Розовые карточки:

Л..сник, лодоч..ка, л..дяная, л..стопад.


- Итак, мы с вами в зимнем лесу. А что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы).
- Представьте, что ваша тетрадная страница - это снег. Давайте и мы оставим на ней следы.

СЛАЙД 4 «Следы»


Запишем в тетрадочках число, классная работа. Каждая группа пишет свою букву.

- Чистописание. Заглавная и строчная буквы Лл


- Постановка темы и цели урока

Какая же будет тема урока? Имя прилагательное. (Лиана читает стихотворение)

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? какая? какое? какие?


Чему мы можем учиться на уроке? (каждая группа читает свою цель на зеленых карточках)

1. Что такое …………? имя прилагательное

1. На что ……….? указывает (на признак предмета)

3. На какие ………..? вопросы отвечает

4.С какой ………..? частью речи связано, согласуется

5.Как может ………….? изменяться

6. Для чего …………..? служит (для красоты речи и создания полного образа предмета)

СЛАЙД 5


Диагностика качества учебно-познавательной деятельности

А чтобы лучше познакомиться с именем прилагательным, узнать, что они обозначают, для чего они нужны в нашей речи, мы продолжим прогулку в зимний лес. Тропинка нас привела к загадке.

СЛАЙД 6 Загадка про снег


Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

РАБОТА В ГРУППЕ

СЛАЙД 7


Задание 1. Стратегия ПИЛА (на голубых карточках)

Каждая группа получает свое задание, с разным уровнем сложности.

- подобрать 4 прилагательных к слову снег;

- образовать имена прилагательные используя вопросы;

- определить число и род имен прилагательных в словосочетаниях:

Белый снег, белая метель, лютый февраль, зимние месяцы;

что помогло вам определить род прилагательных?

- вставить пропущенные окончания в прилагательных:

Снеж.. узор, скользк.. дорога, морозн.. утро, холодн.. дни.

- восстановить деформированный текст:

Деревья, красивыми, инея, украшены, узорами.

Снег, в, маленькие, спрятаны, ёлочки.

- вставить подходящие по смыслу существительные к прилагательным:

Белая …, липкий …, искристые …, хрустящее … .


По окончании работы проводится проверка, каждая группа поясняет, какая цель была у их задания.


Творческая работа

Постановка проблемы.

На что указывает имя пр.? для чего они нужны?

Слова-названия признаков (имена прилагательные) нужны для точности описания:

А если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, можно ли узнать его, даже не видя? Снеговик предлагает вам это попробовать.

СЛАЙД 8


Бурый зеленый спелое

Мохнатый сладкий круглое

Косолапый сахарный сочное

(медведь) (арбуз) (яблоко)

Дети записывают слова, проверка по образцу. На экране после проверки появляются картинки с изображением предмета.

- Почему у вас получились одинаковые ответы?

А теперь попробуете вы описать изображенного на картинке животного при помощи имен прилагательных.

(2-3 ученика выходят к доске по очереди)


СЛАЙД 9 «Опиши меня»

Для чего же нам в этом задании были нужны имена прилагательные? (Для точности описания предмета)

Физминутка


СЛАЙД 10


Игра «Слушай - не ошибись» (на желтых карточках)

- Снеговик загадывает предмет, а вы должны отгадать его по признакам.

Дождливое, серое, тяжелое ………..(облако)
Голубая, глубокая, быстрая …………(река)
Старательный, послушный, вежливый ………….(ученик)
Новый, кирпичный, многоэтажный ……………..(дом)
Серый, голодный, зубастый …………… (волк)

Усатый, полосатый, серый ……………..(котенок)


Стихотворение – обобщение деятельности:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.


Что же можно описать с помощью имен прил.? ( можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д.)


Продолжение работы. Работа в паре.

Интеллектуально-развивающая деятельность

«Сравнение».

(Роль имен прилагательных)

Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста.

- Прочитает (…)

Слайд 11


Побелели поля. Лес стоит в (белом) уборе, словно в сказке. Деревья покрыты (пушистым) инеем. Спит медведь под (снежным) сугробом. Заяц сменил (серую) шубку, на (белую).


- Какой текст вам нравится больше. Почему? Какой текст дает нам более полное восприятие картины зимнего леса? Почему? (более точное описание, более красивый текст).

- Найдите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Какая это часть речи?


Запишите предложение: девочки – с прил. женского рода, мальчики – с прил.мужского рода. Проверка.

Практические выводы


Слайд 12 «Имя прилагательное»

Приём « Составление кластера»

-Вспомните и обсудите со своим соседом информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.

- Попробуем систематизировать ваши знания.

Кластеры вывешиваются на доску, спикеры защищают работу группы.


Проверка: читают цель (начало урока), делают вывод. Получают стикер за правильный ответ.


Загадка-вывод

Определяю я предметы
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.


Рефлексия

Дневник наблюдений У. предлагает выбрать любые 3 начала для высказывания и продолжить запись в тетради:


Слайд 13


Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

Материал урока мне был …



«Дерево достижений»

На столах рисунок дерева, предлагается украсить его по принципу:

Листочек – активно работал в группе

Цветочек – узнал новое, научился работать с прилагательными

Яблоко – очень доволен своей работой на уроке

- Что бы произошло, если бы это дерево было из сказки?

Вернемся к началу нашего урока. Был ли урок ИПР? А почему? (АДРВ)


-Вот и подошла к концу наша встреча. Эта встреча не последняя, но пусть она вам принесёт радость общения .Будьте всегда чуткими, внимательными , а речь ваша пусть будет образной и интересной. Помогут в этом имена прилагательные .Это верные наши спутники и помощники.


На столе у вас лежат листы оценивания (белого цвета), оцените свою работу в баллах.



7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ