Урок русского языка "Первичное знакомство с глаголами – исключениями"
Тема: Первичное знакомство с глаголами – исключениями
Тип урока: Освоение новых знаний
Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные:
Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Ход урока:
1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности )
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-Здравствуйте, меня зовут Мария Александровна, урок русского языка сегодня проведу я.
-У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.
(приветствие детей)
-Садитесь.
-Прочитайте народную мудрость (слайд)
ЧЕМУ НЕ ГОРЕТЬ, ТОГО НЕ ЗАЖЕЧЬ.
-Объясните смысл пословицы?
(Отдаваться полностью, отдавать все силы)
-Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок.
2. Минутка чистописания.
- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте “разогреем” наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику:
покатаем ручку между ладонями;
потираем ладони;
поиграем на пианино;
сделаем самомассаж пальцев.
- Размяли наши пальчики и теперь примемся за работу.
-какое сегодня число?
(третье декабря)
-Проговорите по слогам первое слово?
(тре-тье)
Проговорите по слогам второе слово?
(де-ка-бря)
Запиши число, классная работа.
(дети самостоятельно записывают в тетрадях)
-Поработайте с орфограммами в словах.
- Ребята, прочитайте предложение.
Держать в ежовых рукавицах.
-Как понимаете смысл предложения?
(содержать в строгости, не разрешать вольностей.)
-Как называют такие предложения?
(фразеологизмы)
-Что такое фразеологизмы?
(устойчивые выражения)
Приведите примеры знакомых вам фразеологизмов?
(не вешать нос, сесть в галоши и т.д)
- Объясните смысл этих фразеологизмов.
-А теперь запишем предложение в тетрадях, правильно выполняя соединения букв.
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы, задачи урока.
Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы.
-Вспомним тему прошлого урока
-Чему учились на прошлых уроках?
( определять спряжение глаголов)
- Давайте проверим как поняли тему «Спряжение глаголов»
-Прочитайте слова (слайд )
Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, гон…шь.
-На какие 2 группы можно распределить эти слова?
(1 и 2 спряжения)
- Распределите слова по спряжениям в два столбика, вставив пропущенные буквы.
(самостоятельная работа детей)
-Сравните, правы ли вы были? Слайд
1 спр. 2 спр.
помогаешь ловишь
болеешь возишь
жалеешь красишь
роешь ходишь
гонишь
- Как определяем спряжение у глаголов с безударным окончание?
(Глаголы с безударными личными окончаниями , имеющие в неопределённой форме основу на –и(ть), относятся ко 2 спряжению . Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями, кроме глаголов –исключений, относятся к 1 спряжению.)
- Что вы заметили? (Глагол гнать оканчивается на –ать, а записан во вторую группу)
- Попадает ли этот глагол под правило определения спряжения?
(нет)
- Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)
-Сформулируйте тему урока?
(ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ)
-Какие учебные цели перед собой поставите?
(1. познакомиться с глаголами – исключениями;)
-Давайте повторим хором первую цель.
-Какую ещё поставим цель? Чему будем учиться?
(2.учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений)
-Повторим хором 2 цель.
4. Физкультминутка
Цель: отдых.
(Слайд )
5. Первичное закрепление.
Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.
- Что нам поможет в достижении наших целей?
(учебник, учитель и т. д.)
- К чему можем сейчас обратиться?
(к учебнику)
-Откройте учебник на странице 109, упражнение 154.
-Прочитайте самостоятельно.
(дети читают)
-Расскажите, как вы поняли задание?
-Прочитайте первую часть задания.
(дети читают)
-Прочитайте вторую часть задания.
-Работаем по цепочке с комментированием.
(дети комментирую по цепочке)
-Прочитайте третью часть задания.
-Ответьте на вопросы.
-Какой первый глагол?
-Продолжаем работать по цепочке.
-Посмотрите на слайд, назовите в неопределённой форме глаголы , которые не подчиняются правилу.
Слайд ( )
зависят – зависеть
дышите – дышать
держат – держать
вертит – вертеть
ненавидим – ненавидеть
обидят – обидеть
смотрите – смотреть
видите – видеть
терпят – терпеть
бреют – брить
стелет – стелить
-Прочитайте правило на стр. 109.
(дети читают)
-Как вы поняли это правило?
(ответы детей)
- Назовите глаголы – исключения на –еть?
(видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть)
-Назовите глаголы –исключения на ать?
(дышать, слышать, держать, гнать)
-К какому спряжению отнесём эти глаголы?
(ко 2 спряжению)
-Назовите глаголы на ить?
(брить, стелить)
К какому спряжению отнесём эти глаголы?
(к 1 спряжению)
-Сейчас мы познакомились с глаголами – исключениями, тогда чему будем дальше учиться? Вспомним цели урока.
(Будем учиться писать безударные окончания глаголов исключений)
- Продолжаем работу по учебнику, упражнение 155. Прочитайте задания самостоятельно. Расскажите, как поняли задание.
-Прочитайте первое задание из упражнения?
- Что будем делать?
(Спрягать письменно глаголы смотреть, видеть, дышать, слышать, гнать)
- Что значит проспрягать?
(изменений окончаний глаголов по лицам и числам)
-Проспрягайте по числам и лицам
(слайд )
2вариант – глагол ДЫШАТЬ; Слышать, гнать.
1 вариант – глагол ВИДЕТЬ, смотреть, гнать.
(дети самостоятельно спрягают глаголы)
Един.число:
1-е дышу вижу слышу гоню смотрю
2-е дышишь видишь слышишь гонишь смотришь
3-е дышит видит слышит гонит смотрит
Множ.число:
1-е дышим видим слышим гоним смотрим
2-е дышите видите слышите гоните смотрите
3-е дышат видят слышат гонят смотрят
-Проверьте себя!
(На доске выполненное задание, СЛАЙД )
-У кого без ошибок, поднимите руки!
-Прочитайте вторую часть задания?
-Что предлагают нам сделать?
(заучить глаголы-исключения)
-Прочитайте хором глаголы – исключения.
-Ребята, для того чтобы нам легче заучить глаголы – исключения предлагаю вам стихотворение:
(Слайд )
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая брить, стелить.
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е- спрягать нельзя!
-Прочитайте самостоятельно стихотворение.
- Кто попробует его рассказать?
6. Физкультминутка ( называя глагол – исключения, дети хлопают в ладоши, если не глагол - исключения, то приседают.)
- прочитайте третью часть.
- прочитайте четвёртую часть.
(бреют бороду, стелют ковры)
-Итак, прочитаем вывод, что нужно проверять при выборе буквы в безударном личном окончании глагола?
(дети читают)
-Как поняли прочитанное?
7. Продолжение работы над темой урока
-Давайте закрепим наши знания.
Задание (устно) на доске
-Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.
Писать, дышать, читать
Гореть, смотреть, петь, лететь
Ходить, чистить, работать, купить
Скачешь, пашешь, строишь, колешь.
-Чему учились, выполняя это задание?
(находить глаголы – исключения, уметь определять спряжение глаголов)
8. Итог урока.
Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.
-Назовите тему урока?
(глаголы – исключения)
-Какие цели сегодня ставили на уроке?
(1. познакомиться с глаголами – исключениями;
2.учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений)
- Достигнуты ли были эти цели?
-Какие глаголы –исключения отнесём к 1 спряжению?
-Какие отнесём ко 2 спряжению?
-Поднимите руки, кто «горел» сегодня на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке:
Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.
Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.
Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.
(Дети выходят к доске по рядам, вешают смайлики)
10. Домашнее задание.
Выучить глаголы – исключения, стр. 110 упр.156.
Всем спасибо за урок!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ