Урок русского языка "Первичное знакомство с глаголами – исключениями"

Тема: Первичное знакомство с глаголами – исключениями

Тип урока: Освоение новых знаний

Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;


Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ход урока:

1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности )

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-Здравствуйте, меня зовут Мария Александровна, урок русского языка сегодня проведу я.

-У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

(приветствие детей)

-Садитесь.

-Прочитайте народную мудрость (слайд)

ЧЕМУ НЕ ГОРЕТЬ, ТОГО НЕ ЗАЖЕЧЬ.

-Объясните смысл пословицы?

(Отдаваться полностью, отдавать все силы)

-Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок.



2. Минутка чистописания.

- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте “разогреем” наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику:

  • покатаем ручку между ладонями;

  • потираем ладони;

  • поиграем на пианино;

  • сделаем самомассаж пальцев.

- Размяли наши пальчики и теперь примемся за работу.

-какое сегодня число?

(третье декабря)

-Проговорите по слогам первое слово?

(тре-тье)

Проговорите по слогам второе слово?

(де-ка-бря)

Запиши число, классная работа.

(дети самостоятельно записывают в тетрадях)

-Поработайте с орфограммами в словах.

- Ребята, прочитайте предложение.

Держать в ежовых рукавицах.

-Как понимаете смысл предложения?

(содержать в строгости, не разрешать вольностей.)

-Как называют такие предложения?

(фразеологизмы)

-Что такое фразеологизмы?

(устойчивые выражения)

Приведите примеры знакомых вам фразеологизмов?

(не вешать нос, сесть в галоши и т.д)

- Объясните смысл этих фразеологизмов.

-А теперь запишем предложение в тетрадях, правильно выполняя соединения букв.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы, задачи урока.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы.


-Вспомним тему прошлого урока

-Чему учились на прошлых уроках?

( определять спряжение глаголов)

- Давайте проверим как поняли тему «Спряжение глаголов»

 -Прочитайте слова (слайд )

Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, гон…шь.

-На какие 2 группы можно распределить эти слова?

(1 и 2 спряжения)

- Распределите слова по спряжениям в два столбика, вставив пропущенные буквы.

(самостоятельная работа детей)

-Сравните, правы ли вы были? Слайд

1 спр. 2 спр.

помогаешь ловишь

болеешь возишь

жалеешь красишь

роешь ходишь

гонишь

- Как определяем спряжение у глаголов с безударным окончание?

(Глаголы с безударными личными окончаниями , имеющие в неопределённой форме основу на –и(ть), относятся ко 2 спряжению . Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями, кроме глаголов –исключений, относятся к 1 спряжению.)

- Что вы заметили? (Глагол гнать оканчивается на –ать, а записан во вторую группу)

- Попадает ли этот глагол под правило определения спряжения?

(нет)

- Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)

-Сформулируйте тему урока?

(ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ)

-Какие учебные цели перед собой поставите?

(1. познакомиться с глаголами – исключениями;)

-Давайте повторим хором первую цель.

-Какую ещё поставим цель? Чему будем учиться?

(2.учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений)

-Повторим хором 2 цель.

4. Физкультминутка

Цель: отдых.

(Слайд )

5. Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

- Что нам поможет в достижении наших целей?

(учебник, учитель и т. д.)

- К чему можем сейчас обратиться?

(к учебнику)

-Откройте учебник на странице 109, упражнение 154.

-Прочитайте самостоятельно.

(дети читают)

-Расскажите, как вы поняли задание?

-Прочитайте первую часть задания.

(дети читают)

-Прочитайте вторую часть задания.

-Работаем по цепочке с комментированием.

(дети комментирую по цепочке)

-Прочитайте третью часть задания.

-Ответьте на вопросы.

-Какой первый глагол?

-Продолжаем работать по цепочке.

-Посмотрите на слайд, назовите в неопределённой форме глаголы , которые не подчиняются правилу.

Слайд ( )

зависят – зависеть

дышите – дышать

держат – держать

вертит – вертеть

ненавидим – ненавидеть

обидят – обидеть

смотрите – смотреть

видите – видеть

терпят – терпеть

бреют – брить

стелет – стелить

-Прочитайте правило на стр. 109.

(дети читают)

-Как вы поняли это правило?

(ответы детей)

- Назовите глаголы – исключения на –еть?

(видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть)

-Назовите глаголы –исключения на ать?

(дышать, слышать, держать, гнать)

-К какому спряжению отнесём эти глаголы?

(ко 2 спряжению)

-Назовите глаголы на ить?

(брить, стелить)

К какому спряжению отнесём эти глаголы?

(к 1 спряжению)

-Сейчас мы познакомились с глаголами – исключениями, тогда чему будем дальше учиться? Вспомним цели урока.

(Будем учиться писать безударные окончания глаголов исключений)

- Продолжаем работу по учебнику, упражнение 155. Прочитайте задания самостоятельно. Расскажите, как поняли задание.

-Прочитайте первое задание из упражнения?

- Что будем делать?

(Спрягать письменно глаголы смотреть, видеть, дышать, слышать, гнать)

- Что значит проспрягать?

(изменений окончаний глаголов по лицам и числам)

-Проспрягайте по числам и лицам

(слайд )

2вариант – глагол ДЫШАТЬ; Слышать, гнать.

1 вариант – глагол ВИДЕТЬ, смотреть, гнать.

(дети самостоятельно спрягают глаголы)

Един.число:

1-е дышу вижу слышу гоню смотрю

2-е дышишь видишь слышишь гонишь смотришь

3-е дышит видит слышит гонит смотрит

Множ.число:

1-е дышим видим слышим гоним смотрим

2-е дышите видите слышите гоните смотрите

3-е дышат видят слышат гонят смотрят

-Проверьте себя!

(На доске выполненное задание, СЛАЙД )

-У кого без ошибок, поднимите руки!

-Прочитайте вторую часть задания?

-Что предлагают нам сделать?

(заучить глаголы-исключения)

-Прочитайте хором глаголы – исключения.

-Ребята, для того чтобы нам легче заучить глаголы – исключения предлагаю вам стихотворение:

(Слайд )

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -е- спрягать нельзя!

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

- Кто попробует его рассказать?

6. Физкультминутка ( называя глагол – исключения, дети хлопают в ладоши, если не глагол - исключения, то приседают.)

- прочитайте третью часть.

- прочитайте четвёртую часть.

(бреют бороду, стелют ковры)

-Итак, прочитаем вывод, что нужно проверять при выборе буквы в безударном личном окончании глагола?

(дети читают)

-Как поняли прочитанное?

7. Продолжение работы над темой урока



-Давайте закрепим наши знания.

Задание (устно) на доске

-Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, читать

Гореть, смотреть, петь, лететь

Ходить, чистить, работать, купить

Скачешь, пашешь, строишь, колешь.

-Чему учились, выполняя это задание?

(находить глаголы – исключения, уметь определять спряжение глаголов)

8. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

-Назовите тему урока?

(глаголы – исключения)

-Какие цели сегодня ставили на уроке?

(1. познакомиться с глаголами – исключениями;

2.учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений)

- Достигнуты ли были эти цели?

-Какие глаголы –исключения отнесём к 1 спряжению?

-Какие отнесём ко 2 спряжению?

-Поднимите руки, кто «горел» сегодня на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке:

Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.

Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.

Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.

(Дети выходят к доске по рядам, вешают смайлики)

10. Домашнее задание.

Выучить глаголы – исключения, стр. 110 упр.156.



Всем спасибо за урок!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ