Урок русского языка по теме: «Тип речи - описание»

Урок русского языка по теме: «Тип речи - описание»

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Сегодня я хочу начать урок с притчи (на столах у детей). Прочитайте внимательно текст, подумайте, где в нашей современной жизни мы могли бы встретиться с ним?

«Однажды богатый грек Ксанф сказал своему рабу Эзопу, знаменитому баснописцу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес…язык.

- Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф.

- Конечно, ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах.

Ксанф согласился с Эзопом и дал ему новый приказ:

- Иди опять на базар и принеси мне худшую в мире вещь.

Эзоп ушел и принес…язык.

- Ну и что это значит? – рассердился Ксанф.

- А разве язык не самое худшее, что есть на свете? Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну!»

- Итак, где в нашей современной жизни мы могли бы встретиться с данным текстом? (в учебнике по литературе, в сборнике художественных произведений)

- Ваши догадки верны,

- Каков смысл этой притчи? ( Язык обладает огромной силой. Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, слово же служит вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.)

  • Как речь помогает человеку? (помогает обмениваться информацией, знаниями)

  • Что получается в результате устной и письменной речи? (текст)

  • Верно, в процессе нашей речи мы решаем разные задачи, и тексты получаются разные.

Внимательно посмотрите на ваш маршрутный лист: перед вами два текста, прочитайте их внимательно и ответьте на вопрос: «Что их объединяет, и чем они отличаются друг от друга?»:

Текст 1

Дикая кошка (Felis catus) обитает в средней Европе, особенно в Карпатах; желтовато-серого цвета с черными поперечными полосами; длинной. 70—90 см., хвост до 32 см. Домашняя кошка, вероятно, произошла от буланой. (Felis maniculata), живущей в центральной и северо-восточной Африке и одомашненной еще древними египтянами.

Текст 2

Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.

- Что же объединяет оба текста? (В данных текстах говорится о кошках)

- Чем же отличаются эти тексты?

(1 текст - научный, т. к. основная цель текста - это передача чёткой, конкретной информации о предмете: даётся чёткая информация о происхождении, размерах, среде обитания кошек;

2 текст - художественный, т. к. основная цель текста - это передать авторское отношение)

- Верно, оба текста отличаются своей целевой направленностью, поэтому неслучайно учёные выделяют 3 типа речи. Вспомним, какие? (Повествование, рассуждение и описание).

  • Посмотрите внимательно на предложенные тексты и скажите, какую цель выбирают авторы двух разных текстов? (описание кошки)

  • Верно. Данный факт позволит нам сформулировать тему нашего занятия. Предложите ваши варианты. Запишите тему урока в рабочий лист. (Тип речи - описание)

  • Какие задачи мы должны с вами решить на сегодняшнем уроке? Выберите из предложенного списка те, которые относятся именно к нашей теме урока

    1. Познакомиться с типом речи описание.

    2. Повторить тему «Морфология»

    3. Выяснить, какие речевые средства и приёмы позволяют ярко и образно донести до слушателя или читателя информацию о предмете.

    4. Повторить понятия «эпитет», «сравнения».

Наши выводы по данной проблеме мы будем заносить в таблицу (обращаем внимание).

  1. Объяснение нового материала. (Постепенное заполнение таблицы)

Итак, обратим наше внимание на текст 1 и текст 2

-Прочитайте, подумайте на какой вопрос отвечает каждый из предложенных текстов? (какая?/какой?).

-Что является объектом описания и в первом и во втором тексте? (кошка, животное).

-Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, что ещё может стать объектом описания? (люди, предметы интерьера, природа)

Верно, поэтому описанием, называют такой тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета или явления. В таких текстах изображаются люди, животные, интерьер, действия, местность, природа и т.д.

Тип речи-описание

Вопрос

Стили речи

Преобладающая часть речи

Объект изображения

Художественные средства

Какой/ какая?

Художественный

Научный


Люди

Животные

Природа

Интерьер




- Для того, чтобы заполнить третий столбик нашей таблицы, обратимся к тексту К. Ушинского.

Проанализируйте данный текст с точки зрения орфографии: вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Описание Васьки.

Котичек-коток, серенький л…бок.

Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, к..готок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка ш…лковая.

Л…скается кот, выг…бается, хвостиком виляет, гла(з/с)ки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Гла(з/с)ки –то большие, лапки, что стальные, зу(п/б)ки -то кривые, когти выпускные!

(проверяемые гласные в корне - лобок-лоб; коготок-коготь, ласкается-ласка, выгибается - прогиб;

шёлковая-прил., под ударением в корне ё

глазки-глаза; зубки-зубы)

- К какому типу речи отнесём данный рассказ? Почему? (Описание, т. к. текст отвечает на вопрос какой?)

- Где бы мы могли встретить данный текст? (в детской книжке)

- Докажите, что данный текст знаменитый писатель и педагог К. Д. Ушинский создал именно для детей

(1 наличие уменьшительно ласкательных суффиксов: котичек-ек; серенький- еньк; лобок, коток- ок; лапки, шубка- к; хвостик-ик

2. рифма внутри рассказа коток-лобок, хитёр- остёр, ушки-чутки, ласкается, выгибается, виляет- закрывает, большие-стальные, кривые- выпускные)

- Верно, однако, как и любой предмет, мы нашего котёнка можем охарактеризовать с точки зрения внешности и с точки зрения характера, т. е. выделяем в объекте описания внешние и внутренние признаки.

-Итак, выясним, какого цвета котёнок в произведении К. Ушинского? (серый - серенький лобок)

-Какая часть речи преобладает в описании внешности Васи? (прилагательное)

Следовательно, преобладающей частью речи в текстах описательного характера является прилагательное. Запишем наш вывод в таблицу

Вопрос

Стили речи

Преобладающая часть речи

Объект изображения

Художественные средства

Какой/ какая?

Художественный

Научный

Прилагательное

Люди

Животные

Природа

Интерьер




-Найдём, определим синтаксическую роль прилагательных во 2 предложении (определение - лапки бархатные,

Сказуемые - ласков, хитёр, остёр )

-Вспомним, как называется яркое образное определение? (эпитет)

-Найдите в тексте эпитеты, которые помогают создать портрет кота Василия (шубка шёлковая)

- Какой ещё приём использует автор для создания образа ловкого и цепкого охотника? (приём сравнения – лапки что стальные)

Следовательно, одними из художественно-выразительных средств, используемых авторами в текстах описательного характера являются эпитеты и сравнения.

Занесём наш вывод в таблицу:

Вопрос

Стили речи

Преобладающая часть речи

Объект изображения

Художественные средства

Какой/ какая?

Художественный

Научный

Прилагательное

Люди

Животные

Природа

Интерьер

Эпитеты

Сравнения



- Молодцы, посмотрим, какой же характер у Васьки? Какая часть речи помогает передать внутреннюю сущность кота? Подтвердите своё суждение примерами (Глагол – ласкается, выгибается, виляет, закрывает, поёт)

- Казалось бы, что очаровательный котик описан К. Ушинским во всех подробностях. Но у каждого текста есть идея, какова же основная мысль этого текста? (Автор хочет показать обманчивость первого впечатления от кошачьей натуры Васьки)

Верно, но каким образом Ушинский хотел донести до читателя внешнее обаяние и внутреннее коварство кота? (С помощью особого построения текста)

Для того, чтобы выявить основные композиционные элементы описания, составим план текста К. Д. Ушинского (читаем и анализируем по абзацам):

  1. Общее представление о предмете описания (Котичек-коток, серенький лобок)

  2. Признаки предмета: (описание Васьки)

А) Портрет

Б) Характер

  1. Авторская оценка, заключение (Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!)

- Итак, если вначале портрет Васьки статичен и не может передать во всей полноте характер животного, то стоит появиться мышке, как кот молниеносно меняется.

Русский язык не только располагает большим запасом слов. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или в зависимости от целей общения русский язык меняется. Благодаря стилям и типам речи язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство.

Рефлексия

Для того, чтобы подвести итог нашего занятия и закрепить полученные знания, вам предстоит составить и записать по плану – образцу миниатюрный рассказ о своём любимом животном:

Д/з. Подобрать по 5 словосочетаний, характеризующих животных

Приложение 1

План:

  1. Где живёт?

  2. Возраст

  3. Какого цвета?

  4. Повадки

  5. Характер

  6. Каким образом попал в семью, зелёный уголок?











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ