Три урока по теме «Частица» 7 Класс
Три урока по теме «Частица» в 7 классе общеобразовательной школы.
Учитель Поломошнова Татьяна Алексеевна
МБОУ «СОШ №11» города Кемерово
Телефон 8 904 969 86 28
Три урока по теме «Частица» в 7 классе
(учебник под редакцией С.И.Львовой для общеобразовательной школы)
Вступление
Тема «Частица» относится к числу наиболее трудных в курсе русского языка. Понимание семантики и происхождения частиц, вопросы их правописания вызывают у учащихся затруднения. Начиная изучение этой темы, прежде всего надо выяснить, что учащиеся уже знают о частицах, ведь частицы встречались нам при изучении самых разных тем и разделов языка. Такие маленькие частицы, оказывается, могут так много! Они передают разные чувства и переживания, создают настроение текста.
В работе представлены первые уроки по теме «Частицы». Главная цель этих уроков – пробудить интерес к служебной части речи. Для этого необходимо ввести в урок исследование, когда учащиеся сами могут понаблюдать, обобщить, сделать выводы.
Темы уроков
1. Частица как служебная часть речи – 1 ч.
2. Смысловые частицы – 1 ч.
3. Формообразующие частицы – 1 ч.
Урок 1. Частица как служебная часть речи
Задачи урока:
- Освоить семантику частиц, их функции в языке и речи.
- Научить отличать частицу от других частей речи.
Ход урока
1. Коллективный ответ на вопрос: Что вы уже знаете о частицах?
Частица – это служебная часть речи. Частица – значит маленькая часть. В предложении к частице нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет. Но от частицы зависит немало: она может отрицать, вносить сомнение, указывать и уточнять, усиливать или смягчать требование, выражать различные чувства, она может образовать форму слова. При помощи частиц мы можем оценить содержание высказывания. Следовательно, частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям.
2. Наблюдение и анализ текста (текст отпечатан на карточке)
Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да ещё и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла.
А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечётка? Неужели непонятными будут для нас имена : зеленушка, синехвостка, белолобик? Все же русские названия так точны!
(По Н.Сладкову)
Задание:
Используя учебник, найдите и выпишите частицы. Определите функции этих частиц, их семантику. Что будет, если их убрать из предложений? Как доказать принадлежность слова к частицам?
3. Беседа по тексту
В этом небольшом тексте множество частиц: именно, едва ли, да ещё и, ведь, а вот, даже, а разве, неужели, все же.
Например, если убрать частицу именно, то предложение утратит значение уточнения.
Частица едва ли вносит в предложение семантику сомнения. Частица да ещё усиливает чувство удивления…
Учащиеся комментируют текст, выясняют по таблице, к какому разряду по значению и функции относится каждая из частиц.
4. Закрепление (выполнение упражнений из учебника)
Упражнение №635, устно.
Комментарий. Обращаем внимание, что разные по семантике частицы изменяют смысл и интонацию предложений. На смысл высказывания влияет и то, перед каким словом в предложении используется частица.
Упражнение №636.
Записать диалог по выбранному фотосюжету. Объяснить, роль частиц в диалоге.
Упражнение № 639. Выяснить роль формообразующих частиц в образовании повелительного наклонения глагола.
5. Обобщение знаний.
6.Домашнее задание № 637.
Урок 2. Смысловые частицы, разновидности смысловых частиц
Задачи урока:
- Научить различать разновидности смысловых частиц.
- Выявить функциональные особенности смысловых частиц в определенных стилях речи.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Какие функции выполняют найденные вами частицы и какие смысловые отношения выражают?
Зачитать и обсудить внутренний монолог героя. Почему в таком тексте уместно употребить частицы?
2. Работа по таблице стр. 130.
- Какие есть разновидности смысловых частиц?
- Что выражают смысловые частицы?
- В каких стилях речи они чаще употребляются?
3. Выполнение задания по карточке 1.
Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите разновидности смысловых частиц.
1. Цветет вовсю черемуха и даже сирень начинает ра..пускаться. 2. Разве тебе эта девч..нка так понравилась? 3. Что за прелесть русские сказки! 4. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью…5. Стол был весьма р..скошный: одних только свежих фруктов изобилие! 6. А бабочка распустила ш..лковые крылья и все (таки) улетела. 7. «Не знаете ли, как в Ивановку проехать?» - спросил кучер. 8. А ведь гроза точно начнется скоро: вон из(за) леса туча надвигается! 9. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. 10. (Не)ужели в самом деле все сгорели карусели? 11. Как же мне не веселит..ся, не грустить от разных бед!
4. Проверка задания, выводы:
В предложениях представлен разряд смысловых частиц : усилительные, вопросительные, восклицательные, указательные, выделительно-ограничительные частицы. Чтобы правильно определить значение частицы, надо вдуматься в смысл предложения, в котором эта частица «работает».
5. Выполнение задания по карточке 2.
Сопоставьте тексты, определите стиль речи. Выпишите частицы. Каковы их функции в том и другом текстах? В каких стилях речи чаще употребляются смысловые частицы и почему?
Отец Христофор помолился и сказал:
- Бог милости прислал. Ну, как здоровье?
- Теперь уж хорошо, - ответил Егорушка.
- Слава Богу.. А я из обедни…Да ходил с знакомым ключарем повидаться. Он как раз звал меня чай пить.
Отец Христофор снял рясу, погладил себя по груди и развернул сверток. Егорушка увидел жестяночку с икрой, кусок балыка и французский хлеб.
- Вот шёл мимо лавки и купил, - сказал Христофор. – Подумал, что дома болящий, так оно как будто и простительно. А икра хорошая, осетровая…
( А.П. Чехов «Степь»)
К морю лишь подходит он, Та бедняжка так и плещет,
Вот и слышит будто стон… Воду вкруг мутит и хлещет…
Видно, на море не тихо; Тот уж когти распустил,
Смотрит – видит дело лихо: Клюв кровавый навострил,
Бьется лебедь средь зыбей, Но как раз стрела запела,
Коршун носится над ней; В шею коршуна задела…
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
6. Проверка работы, выводы:
Смысловые частицы чаще всего употребляются в художественном и разговорном стилях речи. Они вносят в предложение утверждение или отрицание, передают различные смысловые оттенки. Частица не называет предмет, действие или качество, не связывает слова и предложения. «Работа» частиц – вносить дополнительные оттенки в высказывание или служить для образования какой-либо определенной формы слова.
7. Домашнее задание упр. №640 (Выписать частицы, определить их разряд и разновидность; написать сочинение-рассуждение по заданию, употребив несколько частиц).
Урок 3 Формообразующие частицы
Задачи урока:
- Выявить функции формообразующих частиц, закрепить умение отличать частицу от других частей речи.
- Выполнить морфологический разбор смысловой и формообразующей частиц.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания, обсуждение сочинений.
Глаза – зеркало души
Как высказался известный русский художник – карикатурист Виталий Песков, глаза – это «визитная карточка характера человека и его намерений». Автор очерка приводит несколько доказательств тому, что по глазам можно определить характер и душевное состояние человека.
Я считаю, что В. Песков прав. Ведь если внимательно рассмотреть портреты, выполненные известными русскими художниками ( они помещены в приложении к нашему учебнику), то можно увидеть, что именно глаза «оживляют» любой портрет.
Например, портрет дочери художника В.И. Репина имеет второе название «Стрекоза». У девочки задорное и лукавое выражение глаз. Именно такой взгляд у непоседливого и любознательного ребенка. Картина пронизана радостью и ожиданием летнего чуда.
Портрет Мики Морозова, написанный художником В.А.Серовым, создает совершенно иное настроение. Глаза ребенка полны удивления, словно мальчик пытается ответить на какой-то вопрос, возникший в его сознании. Глаза даже не по-детски серьезны. Вероятно, Мика – очень внимательный и чувствительный ребенок.
Как же верно сказано: глаза – зеркало души!
2. Беседа по материалу учебника и записанным под диктовку предложениям.
1. Если бы я умел рассказывать сказки, я рассказал бы сказку о каждой травинке, о каждом деревце. 2. Пусть не будет ни одного несчастливого человека! 3. Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом. 4. В этой ситуации надо действовать более решительно! 5. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия. 6. Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!
У частиц два разряда : смысловые и формообразующие. Какие же формы образуют формообразующие частицы?
Например, при помощи частицы БЫ образуется условное наклонение глагола.
Частица ПУСТЬ (ПУСКАЙ) служит для образования повелительного наклонения.
Для образования повелительного наклонения служит и частицы ДА, ДАВАЙТЕ ( (ДАВАЙ).
Частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ служат для образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
Частица –КА при глаголе в повелительном наклонении придает глаголу просторечное звучание или смягчает требование.
3. Работа- исследование по карточкам.
Как отличить частицу от омонимичных частей речи?
Какой частью речи является слово ТОЛЬКО в приведенных примерах:
1. Тишина встретила нас, как только мы выехали из деревни в поле. (союз)
2. Писателем может стать только тот, у кого есть жизненный опыт. (частица)
3. Сквозь туман неярко светило только что вставшее солнце. (наречие)
Какой частью речи является слово ЕДВА в приведенных примерах:
1. Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.
2. Но отослать его к отцу едва ль приятно будет вам?
3. Ибрагим, оставшись наедине, едва мог опомниться.
4. Формулировка выводов (устно).
5. Выполнение морфологического разбора частиц по образцу.
Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня.
Что вы ещё сказали бы мне на прощанье?
Хоть - частица; не является членом предложения; неизменяемая служебная часть речи; смысловая, выражает выделительно-ограничительное значение.
Не – частица, входит в состав сказуемого; неизменяемая служебная часть речи; смысловая, выражает значение отрицания.
Бы – частица, входит в состав сказуемого; неизменяемая; формообразующая, образует условное наклонение глагола.
6. Домашнее задание упр. №639
После осмысления теории можно предложить написать сочинение-миниатюру, начав её словами: Что за удивительная встреча! , а закончив – Вот счастье знакомства с талантливым человеком! Это может быть восторженное эссе о художнике, композиторе, актёре, писателе и т. п.
На всех последующих уроках речь пойдет о правописании частиц, но нельзя забывать о заданиях по речевому развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.В.Егорова. В помощь школьному учителю. Уроки в 7 классе. М., ВАКО, 2006г.
2. С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник 7 класс, 2 часть. М., Мнемозина, 2012г.
3. М.М.Разумовская. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс».
М., Дрофа, 2002г
4.Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М., Дрофа, 2003г. (Мастер-класс)
Объяснительное списывание.
Все в природе непрерывно развивается, но по-разному происходят эти изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель. Зеленые ростки дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик. Зонтики-семена покинут стебелек и улетят с ветром.
Развивается и человек, изменяются его отношения с миром. Язык – тоже живое явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Но многие современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни. Русский язык также утрачивает многие слова, но и приобретает новые.
Новые слова иногда легко приживаются в нашем языке, а иногда с трудом.
Развивается общество, развивается культура, наука, техника – развивается и язык.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ