ОБУЧЕНИЕ ДИСКУССИОННОЙ РЕЧИ
О.Г.Дзюбенко
Умение вести дискуссию, диспут, полемику, ставить вопросы остро и подходить к их решению диалектически – важное коммуникативное умение.
Дискуссия, диспут, полемика — понятия однопорядковые, несущие в основе своей мысль о публичном обсуждении какого-либо вопроса.
При всех различиях в этих понятиях общим для них является аспект общения, который мы условно называем дискуссионной речью.
Основные свойства дискуссионной речи обусловлены ее целями
(найти истину, убедить, переубедить) и спецификой употребления (публичный спор).
Цели ее обусловливают необходимость
доказательности,
демократичности и
эмоциональности.
Обслуживание публичного спора обусловливает такие качества речи,
как
полилогичность,
публичность,
посвященность общественно значимой или научной тематике.
Специфика полилога проявляется в представленности высказываний монологического типа и сопровождающих их реплик, а также
в расслоении аудитории на три группы участников —:
коммуникаторов,
репликаторов и
слушателей.
Коммуникаторы выступают с развернутыми высказываниями, защищают или отвергают выдвинутый тезис и выдвигают новые.
Репликаторы ограничиваются вопросами, ответами, замечаниями по отдельным аспектам, однако их реплики позволяют судить об их точке зрения на предмет дискуссии.
Полилог в условиях публичного спора является
организованным,
управляемым,
поэтому состав коммуникаторов неоднороден —
имеется ведущий коммуникатор.
Это в свою очередь расчленяет высказывания монологического характера на несколько типов в зависимости от очередности в общем ходе дискуссии.
Типы высказываний
монологического характера
в зависимости от очередности
в общем ходе дискуссии:
монолог-вступление;
монолог-утверждение;
монолог-опровержение;
монолог-заключение.
В основе любого дискуссионного монолога лежит рассуждение.
Отличие
дискуссионного рассуждения
от элементарного дедуктивного
Дискуссионный монолог отличается от элементарного дедуктивного рассуждения
постановкой сложного тезиса, содержащего не один, а два или несколько простых тезисов,
и
наличием систем аргументации по каждому из них.
Вывод содержит логический выбор между выдвинутыми простыми тезисами.
Монолог-вступление
Монолог-вступление определяет предмет спора и дискуссионный вопрос, на основе которого выдвигаются противоположные тезисы; доказательства по каждому из тезисов примерно одинаковой степени убедительности.
Окончание вводящего монолога состоит из
вторичного предъявления тех же тезисов
и
приглашения поддержать один из них:
Таким образом, есть два мнения... Есть две точки зрения... Первая такая- то... Вторая такая-то... А какая точка зрения кажется вам более правильной? А как вы считаете? Почему?
Монолог-утверждение
Монолог-утверждение похож на элементарное рассуждение, однако в начале его должна быть определена связь с предыдущим вводящим монологом. Называются оба тезиса, но один предъявляется как истинный, и истинность его доказывается. Вывод содержит повторное предъявление утверждаемого тезиса:
Говорили, что это может быть так, а может быть и не так. Я думаю, что это все-таки так. И вот почему. Вот поэтому я считаю, что это так.
Монолог-опровержение
Монолог-опровержение содержит предъявление утверждаемого в предыдущем рассуждении тезиса, краткое обозначение основных моментов доказательства, затем этот тезис рассматривается как несостоятельный, неправильный и приводятся доказательства, подтверждающие его неправильность:
Говорили, что это так, потому-то. А я считаю, что это не так. Вот почему. Значит, выдвигаемый тезис не является правильным.
Монолог-заключение
Монолог-заключение подводит итог проходящему обсуждению тезисов и окончательно формулирует мысль о доказанности одного из них или о возможности их компромисса.
Таким образом, для создания дискуссионного рассуждения учитель должен уметь:
— вычленять объем и содержание определяемого понятия, т. е. предмета рассуждений;
определять диалектически противоположные его свойства, возможные варианты отношений к нему для постановки дискуссионного вопроса и конкретизации объекта обсуждений;
формулировать тезисы — возможные ответы на поставленный дискуссионный вопрос;
строить монолог-вступление, монолог-утверждение, монолог-опровержение, монолог-заключение;
подбирать системы аргументов для доказательства выдвинутых тезисов;
сопоставлять системы доказательств с целью выявления степени доказанности каждого из них;
— делать вывод по проведенной дискуссии.
Кроме того, учитель должен еще владеть способами управления полилогом, т. е. вовремя «включать» в дискуссию дополнительных коммуникаторов, разные виды монологических высказываний, реагировать на реплики, видеть и принимать во внимание реакцию слушателей, чтобы привести спор к логически правильному выводу.
Обучение дискуссионной речи должно охватывать все годы обучения в школе.
Вот возможная программа работы.
Этап формирования умений
Понятийная основа
Изучаемый материал, параллельно с которым вводятся сведения
I этап
(5 — 7 кл.)
Понятие о споре. Спор и ссора. Правила вежливости
Прямая речь. Диалог
II этап
(8 — 9 кл.)
Монолог-вступление,
монолог-утверждение,
монолог-опровержение,
монолог-заключение
Понятие о дискуссии, диспуте, полемике.
Дискуссионное рассуждение. Тезисы дискуссионного рассуждения. Сравнение систем доказательств. Вывод.
Повторение за 7 класс
Составное именное сказуемое
Сложноподчиненное предложение
Система заданий на усвоение знаний и отработку умений дискуссионной речи должна включать анализ текстов рассуждений и их частей, а также самостоятельное создание элементов дискуссионного рассуждения:
формулировку проблемного вопроса, тезисов;
сочинение монологов-вступлений (монологов-убеждений, монологов-опровержений, монологов-заключений).
После этого можно переходить к созданию полных рассуждений дискуссионного типа: переводу диалога и полилога в монолог, объединению нескольких элементарных рассуждений в одно дискуссионное и др.
Упражнения аналитического и синтетического планов должны сочетаться и идти параллельно при организации каждого этапа обучения.
I э т а п
Упражнение 1. Прочитайте высказывания двух учащихся и определите, кто из них, по-вашсму, прав. Соедините два текста в один, чтобы размышления привели к правильному выводу.
Может ли предложение быть одновременно вопросительным и восклицательным?
Предложение не может быть одновременно вопросительным и восклицательным. Когда спрашиваешь, тогда хочешь, чтобы тебе ответили. А восклицательное предложение выражает какие-то чувства.
Нет, так не бывает!
Может. Предложение может быть одновременно восклицательным и вопросительным. Это разные стороны: для чего мы говорим и как мы говорим. Например, радостно спрашиваем... А может быть, со страхом. Вот Козлята Волка будут спрашивать с ужасом. Им страшно, а они все равно спрашивают: «Кто там?!» Вот предложение и вопросительное, и восклицательное.
Значит, может быть. Я даже видел в книжке два знака рядом: вопросительный и восклицательный.
III. Вариант соединенного текста.
У некоторых ребят может возникнуть вопрос: бывает ли предложение одновременно восклицательным и вопросительным?
Сначала можно подумать, что не бывает. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы что-то узнать, получить ответ. А восклицательное — когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение.
Но если подумать получше, то оказывается, что предложение может быть и вопросительным и восклицательным,— ведь мы можем и спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто
там?!» Значит, предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.
В конце предложений вопросительных и восклицательных ставятся сразу два знака — вопросительный и восклицательный.
Упражнение 2. Прочитайте текст, в котором передается спор между героями Э. Успенского дядей Федором и котом Матроскиным. Скажите, о чем они спорят. Как Шарик предложил решить данный вопрос? Сколько точек зрения было высказано? Какие доказательства приводились?
Дядя Федор говорит:
Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
А кот не согласен:
Корова действительно государственная. Но все, что она дает,— это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?
Государственный.
Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
Мороз наш. Мы его для мороза и берем.
Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.
Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.
Но тут вмешался Шарик:
Я не пойму, чего вы спорите. Ты же, Матроскин, собирался корову насовсем купить. Вот и покупай насовсем. И теленок у нас останется.
Перескажите данный текст как речь одного лица.
(«Дядя Федор и кот Матроскин спорят о теленке: чей это теленок — государственный или кота Матроскина. Дядя Федор говорит ... потому что ... . Кот Матроскин говорит ... потому что... . А Шарик всех помирил ... . Он сказал, что ... .)
Упражнение 3. Прочитайте приведенный диалог, ответьте на вопросы. Что это — спор или ссора?
Проходящий мальчик задевает плечом другого.
Не цепляйся!
Кто цепляется?
Ты цепляешься!
Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!
Я цепляюсь?
Да. Ты!
Да знаешь... Знаешь ты кто?—толкает его.
Ты сам! — и тоже толкает.
Стоящая рядом девочка громко говорит:
Людмила Давыдовна, а мальчики дерутся!
Упражнение 4. Прочитайте текст. Оцените спор ребят.
Давай поспорим!
Ваня. Давай поспорим!
Гена. О чем же мы будем спорить?
Ваня. А хоть о чем. Хоть об этой розе. Я буду говорить, что она красивая, а ты — что некрасивая. Я буду свое доказывать, а ты свое. И получится спор.
Гена. Эта роза некрасивая. Ну а дальше что?
В а н я. А дальше доказывай. Какие у нее лепестки, скажи. Про стебли скажи... про цвет... Все плохое... А я про это же самое — только наоборот, все хорошее скажу. Кто лучше будет доказывать, тот и победил.
Гена. Ладно, давай!
Попробуйте поспорить вы, ребята! О чем бы вы стали спорить?
Упражнение 5. Дополнительное задание к упр. 412 (IV кл.). Обсудите с соседом по парте вопрос, все равно или не все равно, как писать слова. Начните свой разговор словами:
Я поддерживаю мнение Саши Петрова. По-моему, все равно, как писать слова. Потому что...
Или:
— Я не согласен с Сашей Петровым. Слова надо писать правильно. Потому что...
II этап
Упражнение 1.
Прочитайте письмо шестиклассницы Лиды М. в «Пионерскую правду». Определите предмет спора. Озаглавьте текст. Составьте вступление и заключение.
Письмо Лиды.
«Все говорят, что я очень трудолюбива. Я учусь в VI классе и еще ни разу не было, чтобы я не выполнила домашнего задания по какому-нибудь предмету. Учусь хорошо. Занимаюсь в музыкальной школе.
У меня есть подруга. Она взяла и сочинила песенку. Ее по радио пели. И в музыкальной школе не учится, и уроки кое- как делает. На троечку учится.
Выходит, не надо никакого трудолюбия! Ничего не добьешься. Нужны способности...»
Упражнение 2.
Сравните приведенные ниже рассуждения. Определите, в каких рассуждениях один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение, т. е. содержащее противоположные тезисы? Объясните постановку знаков препинания.
Человек и природа.
Человек — друг природы. Он орошает засушливые степи, осушает гнилые болота. Человеческими мудрыми руками выращиваются леса, поворачиваются вспять реки. Везде видна человеческая забота о природе.
Человек — враг природы. Он потребляет, уничтожает то, что тысячелетиями создавала природа. Он свел с лица земли многие редкие породы животных и растений, опустошает недра планеты, загрязняет реки, моря и озера. Нет врага злее, чем человек.
Человек — друг или враг природы? Человек — друг природы, и он же может быть и врагом ее. Невежественный человек и человек — собственник, хищник — это враги природы, так как они разрушают, грабят, уничтожают. Человек образованный, человек, живущий заботами об обществе,— друг ее, так как бережет, охраняет, созидает природные богатства. Таким образом, одни люди — враги природы, другие — самые заботливые друзья.
Упражнение 3.
Прочитайте приведенные ниже слова и противоположные характеристики к ним и выберите такие пары, которые могут вызвать дискуссию. Поставьте дискуссионный (спорный) вопрос, т. е. вопрос, позволяющий дать противоположные ответы. Составьте все возможные варианты ответов, т. е. тезисы дискуссионного рассуждения.
Цветок: красивый — некрасивый; украшение: предмет роскоши — необходимость.
Дружба: настоящая — ненастоящая;
мужская — немужская; взаимовыгодная — выгодная для одного — бескорыстная; равноправие — подчинение одного другому.
Учеба: принуждение —удовольствие;
печальная необходимость — естественная потребность.
Упражнение 4.
Прочитайте монолог-утверждение и монолог-опровержение. Найдите в каждом из них тезисы, систему аргументов.
Чем отличается монолог-утверждение от монолога-опровержения?
Составьте монолог-вступление.
Монолог-утверждение:
Свободное время — мое время. Как хочу, так и трачу. Тут нет на меня воспитателя. И никому до этого нет дела. Одно слово — свобода. Мое богатство. И в Конституции об этом сказано: «Граждане РФ имеют право на отдых». Статья 41, между прочим.
Монолог-опровержение:
Свободное время, верно,— твое время, твое богатство. И про статью 41 Конституции ты все верно сказал.
Однако свободное от учебы и работы время — это не только твое, но и общественное богатство.
Свободное время тебе дает общество для восстановления, сохранения и укрепления здоровья. Обществу нужны работоспособные люди.
Свободное время дается для развития способностей. Обществу нужны творческие, инициативные работники.
Свободное время дано для общения людей друг с другом, для чтения книг, для путешествий, познания прекрасного, для постижения чудесных тайн природы.
Развитие, совершенствование общества зависит от развития и совершенствования каждого его члена, вот поэтому свободное время — и общественное богатство, так как оно важный резерв развития отдельной личности.
Упражнение 5.
Прочитайте приведенные противоположные мнения:
Чтение — это пустое времяпрепровождение.
Чтение — это важное, нужное, даже государственное дело.
Придумайте ситуацию, в которой они могли бы быть высказаны.
Составьте вступление к диспуту, подберите аргументы для подтверждения каждого тезиса, аргументы для опровержения каждого тезиса. Сделайте заключение.
Источник: РЯШ №6 - 1988
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ