Урок развития речи Подготовка к сочинению в 7 классе «Я сижу на берегу...»



Урок развития речи

Подготовка к сочинению

в 7 классе

«Я сижу на берегу...»









Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г.Суража Брянской области

Кохан Людмила Фёдоровна







  1. Ход урока


( На экране появляются сменяющие друг друга 1-9 слайды презентации с видами на реку, озеро, море, сопровождаемые музыкой Шопена

  1. Вступительное слово учителя по теме урока

Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью... « Ты - самое большое богатство на свете»,- так ответил французский писатель Антуан де Сент Экзюпери на вопрос: что такое вода?

Никого из нас не удивляют дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело - огромные просторы морей и океанов, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам, бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватит дух.

Вода - самая загадочная жидкость на земле. И в то же время самая простая...


В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это - только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля.

Но время придёт - всё растает,

И будет простая вода.

Издавна воспевали воду певцы древних степных народов, позже поэты разных времён восхищались красотой водных просторов, силой и мощью бушующей стихии.

Проверка опережающего задания (для слабых учащихся)

Ребята, прочитайте художественные строки, которые вы отобрали к уроку.

(ответы обучающихся)

Уч-ль:

Вода нашла своё отражение не только в поэзии, но и в музыке. Многие композиторы стремились озвучить голос свободной стихии. Среди них Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он обращается к морской теме в романсах «Редеет облаков летучая гряда» на слова А.С.Пушкина, в цикле «У моря»(звучат фрагменты произведений)

Но особый триумф имела опера «Садко».

Богатый купец Садко оказывается в плену у Морского царя. Дни и ночи играет Садко на гуслях - Царь пляшет, а на море бушует ураган, корабли ко дну идут!

Морской царь, чтобы наградить гусляра, предложил ему выбрать невесту: три раза по 300 красавиц прошли перед Садко.

Именно этот эпизод былины «Садко» изобразил на своём полотне живописец Илья Репин.

( Слайд 10 И. Репин «Садко», слушание фрагмента из оперы Римского-Корсакова «Садко»)

Многие другие художники изображали реки, озёра, моря. (Слайд 11)

Так, на картине Исаака Левитана «Над вечным покоем» можно увидеть бесконечный речной простор. Резкий контраст спящего погоста с вечным движением вод даёт надежду, что жизнь продолжается.

Но, наверное, самым известным живописцем, в творчестве которого были морские пейзажи, является Иван Константинович Айвазовский.

Вся жизнь художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку и хлопал ладошками по воде. Ранним утром мальчик вскакивал с постели и мчался к морю. Первые детские рисунки Айвазовского не сохранились. Не могли сохраниться. Они были... на песке!

Став взрослым, он ходил в дальние походы на морском бриге.

Айвазовский закончил Академию художеств в России, потом продолжил своё обучение в Италии.

За долгие 60 лет работы он написал более 6000 полотен, не считая эскизов.

Есть среди них множество талантливых картин ( Слайды презентации12-17 с изображением картин Айвазовского : «Прибой», «Ледяные горы в Антарктиде», «Буря», «Прощание с Пушкиным у моря», «Радуга».)

Есть поистине гениальные. Один из его шедевров - всемирно известный «Девятый вал». Эта картина - гимн человеческому мужеству!

Айвазовский- хужожник-маринист.

- Какой суффикс в этом слове? Каково значение суффикса -ИСТ-?

Приведите примеры других слов с этим суффиксом.


Проверка индивидуального опережающего задания, включавшего работу со справочной литературой

-Какова этимология этого слова?(ответ учащнгося)

( Слово «маринист» произошло от французского «МАРИНЕ» и латинского «МАРИНУС», означает мастер МАРИН. «МАРИНА» - это пейзаж, изображающий море. )

( На экране слайд 18 презентации.) Запись слова и определения в тетрадь.

-Подберите и запишите однокоренные слова к слову МАРИНИСТ (маринистический, марина, Марина)


II. Тема и цель урока.

- Ребята, вы догадались, о чём на уроке пойдёт речь?

(ответы обучающихся)

Уч-ль: Сегодня урок развития речи : подготовка к сочинению, которое начинается словами «Я сижу на берегу...».

- Какова цель урока, как вы думаете? (предполагаемые ответы учащихся и дополнение учителя)

-подготовиться к сочинению; осмыслить его содержание;

- определить и усвоить его жанровое своеобразие;

-развивать аналитические умения, навыки самостоятельной работы, работы по группам, в парах.

Вам предстоит кропотливая работа.


III.Предварительная подготовка к сбору материалов для сочинения

( Звучит композиция «Утренний восход солнца»: шум ручья, пение птиц, наложенное на музыку)

Учитель:

Представьте, что вы сидите на берегу моря, озера, реки или у ручья. Полюбуйтесь красотой. Отдохните. Послушайте чудесную песенку воды...

Пусть каждый из вас мысленно произнесёт: «Я ВИЖУ... Я СЛЫШУ... Я ПРЕДСТАВЛЯЮ...»

(Эти три слова, напечатанные на бумаге, крепятся на доску.)

Эти слова должны быть ключевыми

( Проходит2-3 минуты. Несколько наиболее сильных учеников делятся , что они представили)

IV. Определение жанра и стиля сочинения.

Хорошо. Это неплохой материал для будущих сочинений. Но, чтобы ваша работа была удачной, нужно знать особенности жанра будущего сочинения.

-Что такое жанр? (ответы учащихся)

Жанр, в котором вы будете писать сочинение, называется ЭССЕ.

(Слайд 19 презентации)

ЭССЕ- разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий. (Записать в тетрадь)

Основные признаки эссе: (Записать в тетрадь). Слайды 20-21 презентации

-небольшой объём

-конкретная тема

-свободная композиция

-личностное осмысление темы

-образность

-афористичность

-разговорная интонация, лексика.

Эссеистический стиль отличается близостью к разговорной речи, образностью, афористичностью.

Афористичность- использование « крылатых слов» , изречений, выражающих с предельной краткостью какую-либо мысль в оригинальной, запоминающейся форме.


  1. Языковой анализ текстового материала.

Примером текста, написанного в жанре эссе, может служить отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий». (Показать книгу.)

-Кто читал эту повесть? О чём в ней говорится? (Ответы семиклассников)

(На экране появляется слайд 22 с текстом. Учитель его читает вслух. У учащихся на столах лежат карточки с этим текстом)


Сколько бы ни смотреть на море - оно ни когда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криком чайки. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?



Лексическая работа.

-Какие слова и словосочетания не понятны?

«малахитовые доски прибоя»- малахитовый- цвета малахита (минерала ярко-зелёного цвета);

«кисея»- прозрачная тонкая ткань;

«зыбь»-лёгкая рябь на водной поверхности;

«цвета индиго»- ИНДИГО: тёмно-синее красящее вещество, добываемое из сока тропического растения;

«взбаламученное»- неспокойное, взволнованное

«грифельное небо»- цвета графита (минерала тёмно-серого цвета)

-Какова тема текста?

-Какой тип речи используется в тексте? Докажите. (Ответы обучающихся)

-Вспомните, какова цель описания?

-Какие чувства вызвал у вас этот текст?

Работа с изобразительно-выразительными средствами (ИВС)

Описанию свойственны такие качества речи, как точность, выразительность. Поэтому автор использует ИВС.


Задание по группам:

надпишите над словами и словосочетаниями карандашом название выразительных средств, затем зачитайте.

ЭПИТЕТЫ: пламенное, сверкающее море; под свежим ветром; (становится ) шерстяным, тёмно-индиговым; грифельное небо; резкая зелень; бурые облака; малахитовые доски; оглушительный воздух; тонкий ту­ман.

МЕТАФОРЫ: дорожки штиля; играет барашками; налетает буря; грозно преображается; (ветер) гонит зыбь; облака шторма; доски прибоя; зигзаги пены; (эхо)звенит бронзой; очарование моря.

СРАВНЕНИЕ: точно гладят против ворса, зелень стоит стеной, висит кисеёй ГИПЕРБОЛА: с пушечным громом разбиваются о берег.


Работа со зрительными, слуховыми, чувственными образами

Задание по рядам:

1 ряд: подчеркните ручкой красного цвета те слова и выражения, которые помогают нам увидеть море:

-Тихое, светло-голубое, покрытое...дорожками штиля; ярко-синее, пламенное, сверкающее; играет барашками; ветер гонит зыбь; доски прибоя; висит тонкий туман брызг

2 ряд: подчеркните ручкой синего цвета то, что вызывает слуховые ощущения:

-штормовой ветер;

-звенит эхо;

-летают с криком чайки

3 ряд: подчеркните ручкой зелёного цвета те слова, которые поясняют, в каких состояниях представляется образ моря.

-тихое;

-слегка игривое;

-более мрачное, тёмно-синее;

-налетает буря

-В каких словах выражается отношение автора к морю, его чувства?

(«Сколько бы ни смотреть на море, - оно никогда не надоест».)

Орфографическая и пунктуационная работа:

Обратите внимание на написание слов: СКОЛЬКО БЫ НИ СМОТРЕТЬ...

ПРЕОБРАЖАТЬСЯ ( перемениться)

МАЛАХИТОВЫЕ

КИСЕЯ.

Объяснение трудных случаев пунктуации

  1. Самостоятельная работа в парах с другим текстом(лежит на каждом столе) по тому же алгоритму (также лежит на каждом столе)

Алгоритм:

1.Тема

2.Основная мысль

3.ИВС

4.Зрительные образы

5.Слуховые образы

6.Воображаемые образы


-Догадались ли вы, ребята, из какого произведения отрывок, с которым вы работали самостоятельно? («Алые паруса» А.Грина)

- Кто читал это произведение? Может быть, смотрели художественный фильм?

-О чём в нём рассказывается?( Примерный ответ обучающихся.

В «Алых парусах» рассказывается о том, как сбылась , казалось бы, неосуществимая мечта главной героини Ассоль, которая ждала, что когда-нибудь по морю приплывет к ней отважный и красивый капитан на корабле с алыми парусами.

(На экране появляются иллюстрации к повести. Слайды23-25 )

В это время учитель читает вслух отрывок из повести:

« Секрет» огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.

Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю. Никогда ещё большой корабль не подходил к этому берегу; паруса ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы здравого смысла.

Ассоль, счастливая, ...беспомощно протянула руки к высокому кораблю...

Счастье сидело в ней пушистым котёнком. Всё было для неё сном., где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучиками стене...»

Это самые памятные для Ассоль минуты в жизни. Море принесло ей счастье. Морской берег стал давно единственным местом, где она была счастлива.

(На экране вид на речной или морской простор. Слайды 2,3,6. Звучит музыка Шопена)

Возможно, я не ошибусь, если предположу, что каждый из нас испытывал приятные чувства, находясь на берегу реки, озера или моря. Бывает, что хочется побыть наедине с природой, полюбоваться красотой водных просторов, а, может быть, успокоить встревоженную душу, рассказав о неприятностях и обидах. Мы в душе надеемся, что вода, как магическая сила, унесет все плохое от нас, успокоит ,придаст сил и энергии.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеёшься,

Отражая неба свод,

Иль мятёшься ты и бьёшься

В одичалой бездне вод,-

Сладок мне твой тихий шёпот,

Полный ласки и любви;

Внятен мне и буйный ропот,

Стоны вещие твои.

Будь же ты в стихии бурной

То угрюма, то светла,

Но в ночи твоей лазурной

Сбереги, что ты взяла.

Не кольцо, как дар заветный,

В зыбь твою я опустил,

И не камень самоцветный

Я в тебе похоронил.

Нет, в минуту роковую,

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоём.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

Что нового вы, ребята, узнали сегодня на уроке?

Где пригодятся вам полученные знания?

Хочется, чтобы этот урок дал вам хороший импульс для написания сочинения, которое будет начинаться словами «Я сижу на берегу...»

Творческих вам успехов!





















Приложение


Сколько бы ни смотреть на море - оно ни когда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криком чайки. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(По В.Катаеву «Белеет парус одинокий.)





« Секрет» огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.

Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю. Никогда ещё большой корабль не подходил к этому берегу; паруса ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы здравого смысла.

Ассоль, счастливая, ...беспомощно протянула руки к высокому кораблю...

Счастье сидело в ней пушистым котёнком. Всё было для неё сном., где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучиками стене...»

(По А.Грину «Алые паруса»)







Использованная литература:

  1. В.Катаев. Повесть «Белеет парус одинокий»

  2. А.Грин. «Алые паруса»

  3. Ф.Тютчев. Стихотворение «Ты, волна моя морская…»

  4. А.Фет. Стихотворение «В кружево будто одеты…»








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ