тема «Решение систем линейных неравенств» в курсе алгебры 8 класса с использованием методики взаимообмена заданиями технологии КУЗ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
тема
«Решение систем линейных уравнений»
в курсе алгебры 8 класса с использованием методики взаимообмена заданиями технологии КУЗ
подготовила учитель
математики
Сизых Галина Дмитриевна
Коллективные учебные занятия
Учитель! Перенеси центр тяжести
с монолога учителя на диалоги.
Парами для диалога могут быть
"учитель-ученик" и "ученик-ученик".
(В.В.Архипова)
1. Исторические этапы организации
процесса обучения
Этап
Потребность общества
Организация
Индивидуальный способ
организации обучения
Обучать некоторых
Учитель - ученик
Групповой способ
организации обучения
Обучать многих
Учитель - класс
Коллективный способ
организации обучения
Обучать всех
Группа учителей - учебная группа
2. Сравнительная характеристика групповых и коллективных учебных занятий
Групповые учебные занятия
Коллективные учебные занятия
Для всех учеников одна и та же учебная программа
Для разных учеников в учебной группе разные учебные программы
Последовательность прохождения программы одна
Последовательности прохождения программы разные
Ученики изучают, знают один и тот же учебный материал
Ученики изучают, знают различный учебный материал
Ученики занимаются одним и тем же
Ученики занимаются разным и осваивают разное
Ученики будут изучать в дальнейшем одно и то же
Ученики будут изучать в дальнейшем разное
Программа изучается одним и тем же темпом для всех
Программа изучается в соответствии с индивидуальным темпом каждого учащегося
Ведущим в обучении является монолог учителя
Ведущим в обучении является диалог учащихся
3. Уровни перехода от групповых занятий к коллективным
Тема и время её изучения
Раздел и время его изучения
Программа четверти и время её изучения
Годовая программа и время её изучения
Программа учебного предмета и время её изучения
Программа всех учебных предметов и общее время их изучения
4. Фазы перехода от групповых занятий к коллективным
Первая фаза - Использование приёмов работы в парах и малых группах
Вторая фаза - организация коллективных занятий по отдельным предметам
Третья фаза - организация коллективных занятий по всем предметам в классе
Четвёртая фаза - организация коллективных учебных занятий в разновозрастных учебных группах
Пятая фаза - организация обучения в школе через разновозрастные учебные группы
5.Цель учебных занятий
Вся организация занятий и деятельность каждого ученика должны быть направлены на реализацию его индивидуальной образовательной программы
Условием и средством реализации индивидуальных образовательных программ является взаимодействие всех участников учебного процесса
Все члены учебной группы должны быть включены в организацию, планирование и проведение своей собственной работы
Коллективный труд - сотрудничество и взаимопомощь - не ценность, а средство и условие реализации целей обучения
6. Постулаты обучения
Каждый физически здоровый человек может освоить любой учебный материал
Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной учебный материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала
Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями ученика в процессе освоения этого материала
7. Виды учёта и контроля
Необходимая документация
Виды контроля, осуществляемого учителем
Общее табло учёта изученных тем
Общее табло учёта сводных групп
Табло учёта работы сводной группы
Табло выполнения индивидуальных, самостоятельных и контрольных заданий (с оценками)
Контроль выполненных заданий и изученных тем (выборочно)
Контроль работы в тетрадях
Контроль качества работы в сводных группах
Контроль качества работы в парах
Фронтальный контроль
Методики коллективных учебных занятий
Взаимопередача тем
Эта методика предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Её можно использовать при изучении теории, разборе доказательств и аргументации.
Тема - определённый изучаемый материал, к которому подобраны 3 группы задач, упражнений. вопросов. Материал оформлен в текст объёмом 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.
Задачи и вопросы 1 группы просты и относятся только к отдельным абзацам текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задачи и вопросы 2 группы более сложные и относятся ко всему изучаемому материалу. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения практических навыков, а также для проверки и самопроверки.
Задачи и вопросы 3 группы наиболее сложные. К ним учащиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Ученик готов передать тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробный план, состоящий из заголовков абзацев текста, решил все задачи и ответил на все вопросы 1 и 2 группы.
Взаимообмен заданиями
Методика предназначена для обучения решению стандартных, типовых задач.
Задание представляет собой 2 однотипных упражнения, задачи или вопроса.
Необходимо структурировать изучаемую программу, поделив её на разделы так, чтобы можно было составить задания к каждому разделу с учётом следующих моментов:
в каждом разделе количество заданий не более 10 и не менее 6,
разные задания из одного раздела состоят из задач разного типа,
каждое задание одного раздела можно выполнять независимо от других заданий этого раздела.
Особенности методики:
По каждому типу задач хотя бы одну задачу ученик решает самостоятельно.
Большинство задач ученику приходится перерешивать, обучая других.
Методика позволяет реализовать идеи индивидуального подхода к каждому ребёнку.
При организации занятий появляется возможность одновременно ознакомить ученика с определёнными теоретическими понятиями и фактами.
Взаимотренаж
Методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки.
Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
Методику можно использовать при необходимости упражнять детей в устном счёте, усвоения правописания "словарных" слов, при повторении или закреплении в памяти различных формул, сведений, фактов.
Методика Ривина
В 10-е годы ХХ столетия А.Г.Ривин практиковал своеобразную идею взаимодействия учащихся в парах при организации и проведении учебных занятий. Методика поабзацной проработки текстов стала называться методикой Ривина. Эта методика предназначена для изучения научных, учебных, художественных текстов. В ходе освоения содержания текстов изучающий особым образом составляет подробнейший план содержания текста, который складывается из заглавий абзацев (частей) текста.
Ситуации использования обратной методики Ривина
При организации написания сочинений по программным темам.
При организации написания рефератов.
При изучении программного материала, особенно в тех случаях, когда изучаемая тема неудовлетворительно изложена в учебниках.
Методика доводящих карточек
Доводящие карточки - это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы.
Вопросы и задания должны быть такими, чтобы ученик мог их выполнять не после того, как он понял изучаемую тему, а ровно наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить к пониманию темы.
Решение систем линейных уравнений
в курсе алгебры 8 класса с использованием методики взаимообмена заданиями.
Карточки - задания (Системы уравнений).
СУ-1
1. Изобрази на координатной прямой: а) [-2;4], (-4;0), (3;∞).
б) Запиши промежуток -2,8 < х < -1 , х > 1 , 5 ≤ х ≤ 11
2. Изобрази на координатной прямой промежуток: а) [-3;3], (0;5), [2;∞).
б) Запиши промежуток 3 < х < 14, 6 < х , -1,2 ≥ х
СУ-2
1. Изобрази на координатной прямой числа, удовлетворяющие неравенству:
а) х≥-2, х<3, б) -1,5≤х≤4, -2<х<1,3.
2.Изобрази на координатной прямой числа, удовлетворяющие неравенству:
а) х≤-5, х>8, б) -5≤х≤-3, 2<х≤6,1.
СУ-3
1. а) Укажи целые числа, принадлежащие промежутку: (-4;3), [0;8], {-5;2].
б) Укажи наибольшее целое число из промежутка: [-12;-9], (-∞;8].
2. Укажи целые числа, принадлежащие промежутку: [-1;1], (-3;3), (-4;9].
б) Укажи наибольшее целое число из промежутка: [-11;17), (-∞;8].
СУ-4
1. На координатной прямой
а) найди пересечение промежутков(1;8) и (5;10), (5;∞) и (7;∞),
б) объединение промежутков [-7;0] и [-3;5], [3;∞) и (8;∞).
2. а) Найди пересечение промежутков [-4;4] и [-6;6], (-∞;10) и (-∞;6).
б) объединение промежутков (-4;1) и (10;12), (-∞;4) и (10;∞).
СУ-5
1. Реши неравенство и изобрази его решения на координатной прямой:
а) х+8>0, 3x>15, -4x<-16, x/6≤2, б) 3y-1>-1+6y/
2. Реши неравенство: а) х-7<0, 12y<1,8, -x≥-1, -y/7<-1, б) 0,2х-2<7-0,8x.
CУ-6
1. Решите неравенство: а) 5(х-1)+7≤1-3(х+2), б)(3х-1):4>2.
2. Решите неравенство: а) 6у-(у+8)-3(2-у)≤2, б) (х+15):3>4.
CУ-7
1. Решите неравенство: а) (3+х):4+(2-х):3<0, б) х-(х-3):5+(2х-1):10≤4.
2. Решите неравенство: а) (4-у):5-5у≥0, б) х-(2х+3):2≤(х-1):4.
СУ-8
1. а) Решите систему неравенств: х>17 17x-2≥12x-1 x>8
x>12 , 3-9x<1-x , x>7
x>12
б) Решите двойное неравенство: -1≤15х+14<44.
2. Решите систему неравенств: а) x>0 2-6y<14 m>9
x<6 , 1<21-5y, m<5
m<1.
б) двойное неравенство -1,2<1-2y<2,4.
Индивидуальное задание 1
1. Изобрази на координатной прямой промежутки: а) (3;7), [12;∞).
2. Изобрази на координатной прямой решения неравенств: а) -1,5 ≤х≤4; б) 2<x≤6,5.
3. Какие из чисел -1,6; -1,5; -1; 0; 3; 5,1; 6,5 принадлежат промежутку [-1,5; 6,5]
4. Укажи наибольшее целое число, принадлежащее промежутку [-12; -9).
5. Используя координатную прямую, найди пересечение и объединение промежутков: а) (-∞;6) и (-∞;9), б) [1;5] и [0; 8].
6. Реши неравенства: а)-х≥-1, б) 2х<17, в) 2x/5≥1.
7. Реши неравенство: 3,2(a-b)-1,2a≤3(a-8).
8. Реши неравенство: (3+х):4+(2-х):5≥0.
9. Реши систему неравенств: х>0
x<8
10. Реши систему неравенств: а) 2х-12>0 б) х/3+x/4<7
3x<9, 1-x/6>0.
Индивидуальное задание 2
1. Является ли решением неравенства 5у>2(у-1)+6 значение у, равное 8; -2; 1,5; 2.
2. Реши неравенство: -у/7<-1.
3. Реши неравенство 6у-(у+8)-3(2-у)≤2.
4. Реши неравенство и покажи на координатной прямой множество его решений: 6а(а-1)-2а(3а-2)<6.
5. Реши неравенство х+4-х/3<2x/3.
6. При каких значениях переменной имеет смысл подкоренное выражение 2х-4?
7.Является ли число 3 решением системы неравенств 6х-1>x
4x-32<3x?
8. Реши систему неравенств 2,5а-0,5(8-а)<a+1,6
!,5(2a-1)-2a<a+2,9.
9.Реши двойное неравенство -3<2x-1<3.
10. Реши двойное неравенство и укажи 3 числа, являющиеся его решениями -2≤(3х-1)/8≤0.
Контрольная работа
1. Реши неравенство: а) х/6<5, б) 1-3х≤0, в) 5(у-1,2)-4,6>3y+1.
2. При каких а значение дроби (7+а)/3 меньше соответствующего значения дроби (12-а)/2?
3.Решите систему неравенств: а) 2х-3>0 б) 3-2х<1
7x+4>0 , 1,6+x<2,9.
4. Найдите целые решения системы неравенств: 6-2х<3(x-1)
6-x/2≥x.
5. При каких значениях х имеет смысл подкоренное выражение 3х-2?
Уважаемые коллеги!
Если вы работаете в школе, техникуме, институте, университете, используя методики коллективных учебных занятий, поделитесь опытом работы, своими рекомендациями и успехами.
Используемая литература:
И. Г. Литвинская "Коллективные учебные занятия",
М. А. Мкртчян "Общие методики коллективных учебных занятий",
В.В.Архипова "Коллективная организационная форма учебного процесса",
Ю. Н. Макарычев "Алгебра. Учебник 8 класса средней школы",
Тесты. Алгебра 7-9 классы.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Автор и источник заимствования неизвестен
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории алгебра:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ