Технологическая карта по географии "Путешествие по Африке" 5 класс
Урок географии в 5 классе по теме:
«Путешествие по Африке».
Тема урока
Путешествие по Африке.
Цель урока
Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки.
Задачи урока
Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.
Развивающие:Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания материка.
Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.
Воспитательные:Формирование умения работы в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.
Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Формируемые УУД
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,
развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Планируемые результаты
Предметные:
Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.
Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Личностные: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия
Географическое положение материка, климат, внутренние воды, растительность и животный мир Африки, население материка.
Межпредметные связи
Биология, история.
Ресурсы урока
Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.
Формы урока
(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Парная, групповая
Технологии
Технология модульного обучения
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятель-ность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
(познаватель-ные, комму-никативные,
регулятив-ные)
1) Организаци-онный момент
1.Подготовка к уроку.
2.Постановка цели и задач урока.
3. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание.
Учащиеся готовят рабочее место. Вступительное слово учителя.
Просмотр видеофрагмента, повышающего интерес к изучаемой теме. Определение целей урока.
Постановка учебной цели и задачей урока.
Регулятивные целеполага-ние.
Самоконтроль готовности к уроку. Умение концентри-
ровать внимание и настроиться на работу.
2) Изучение нового материала
Ведётся работа с технологической картой, которая есть на каждом столе.
ПР.1
(УЭ-0)
(УЭ-4)
Сообщается тема урока. Тема записывается в тетрадь. Организация поисковой деятельности учащихся. Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.
Учитель координи-
рует работу на уроке, организует работу в парах.
Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах, направляет, консультирует.
УЭ-1.
Практическая работа «Определе-ние ГП Африки» по плану:
1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.
2. В каких климатических поясах располагает-ся?
3. Какими океанами омывается?
4. Как расположен относительно других материков?
5. Рельеф Африки.
6. Внутренние воды Африки.
УЭ-2.
Работа с физической и контурной картой.
На контур-ной карте Африки (с.4) карандашом обозначите:
1. Океаны, омывающие материк;
2. Моря: Средиземное и Красное;
3. Гвинейский залив;
4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;
5. Остров Мадагаскар,
6. Полуостров Сомали.
7. Пустыни Африки – Сахара;
8. Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;
9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;
10. Озёра: Виктория, Танганьика.
УЭ -3.
Учащиеся составляют характеристику раститель-
ного и животного мира, пользуясь картой «Природные зоны мира» и рисунками учебника (с. 116 -117) заполняют таблицу.
Определять ГП Африки, прогнозиро-вать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.
Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Мотивация, развитие эмоционально-ценностного и эстетичес-кого отношения к природе, бережного отношения к её богатствам.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: работа с текстом учебника и его структурирование в схему (типы горных пород), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
4)Физкультминутка. Релаксация
Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада, реки, ветра.
Учитель предлагает учащимся прослушать шум падающего водопада, шум горной реки, шум ветра в пустыне.
Умение расслабляться
5) Закрепление нового материала
Учащиеся должны самостоятельно применять полученные знания по теме «Путешест-
вие по Африке» (УЭ- 4)
Вопросы и задания на закрепление материала, выставле-ние оценок.
УЭ -4.
Учащиеся самостоятельно применяют полученные знания по теме «Путешест-вие по Африке». Тест на закрепление.
ПР.1
(УЭ -4)
Овладение элементар-ными практическими умениями для определения ГП материка.
6) Рефлексия
Беседа с учащимися
Предлагает дополнить предложе-
ние:
1) Я знаю, что такое …
2) Я могу …
3) Я научился …
4) Мне очень понравилось….
5) Мне не понравилось….
6) Я бы хотел изменить….
7) Все ли мы учебные задачи выполнили? 8) О чем мы сегодня задумались?
9) Как работали в парах?
10)Насколько нам это удалось?
11)Оценки…
Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах.
Отвечают на вопросы учителя.
Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.
Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.
*Приложение 1.
УЭ -0
2 мин.
Учащиеся должны знать и уметь:
Показывать элементы береговой линии;
Определять географическое положение материка по типовому плану;
Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.
Изучить растительный и животный мир континента Африка, изучить особенности населения.
УЭ-1
8 мин.
Учащиеся должны уметь составлять характеристику географического положения материка.
Вопросы и задания:
Выполните практическую работу по плану:
Положение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков.
Какими океанами омывается?
Как расположен относительно других материков?
УЭ -2
10 мин.
Учащиеся должны уметь с физическими и контурными картами.
Вопросы и задания:
На контурной карте Африки (с. 4) карандашом обозначьте:
Океаны, омывающие континент;
Моря: Красное и Средиземное;
Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский;
Гвинейский залив;
Суэцкий канал;
Остров Мадагаскар;
Полуостров Сомали;
Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро;
Реки: Нигер, Конго, Замбези;
Озёра: Виктория, Танганьика.
Пустыня Сахара.
УЭ-3
5 мин.
Учащиеся должны уметь характеризовать растительный и животный мир Африки, пользуясь картами атлас и рисунками учебника. Сведения заносятся в таблицу, (работайте параллельно с учебником с.116-117)
УЭ- 4
10 мин.
Учащиеся должны самостоятельно применять полученные знания по теме «Путешествие по Африке».
Вопросы и задания:
Прочитайте ещё раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей?
Выполните тест в тетради:
1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?
А) к западу;
Б) к юго-западу;
В) к северу.
2. Какой пролив отделяет Африку от Европы?
А) Мозамбикский;
Б) Гибралтарский;
В) Берингов.
3. Как называется самый крупный остров у берегов Африки?
А) Гренландия;
Б) Новая Гвинея;
В) Мадагаскар.
4. Самый большой полуостров Африки?
А) Аравийский;
Б) Сомали;
В) Индостан.
5. Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией?
А) Суэцкий;
Б) Панамский;
В) Каракумский.
6. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?
А) Атлантический;
Б) Индийский;
В) Тихий.
7. Как называется крупный залив у берегов Африки?
А) Мексиканский;
Б) Персидский;
В) Гвинейский.
УЭ-5
5 мин.
Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте. Оцените вашу работу. Результаты занесите в сводную ведомость.
Критерии оценок:
6-7 правильных ответов – вы успешно справились с заданием
4-5 правильных ответов – вы неплохо усвоили материал
3-2 правильных ответа – вы были не слишком внимательны
УЭ- 6
5 мин.
Выберите домашнее задание:
Составьте малое кругосветное путешествие по Африке.
На политической карте мира определите самое южное, северное, западное и восточное государство материка, приготовить о них краткое интересное сообщение.
Задание для всех: дооформить задания в контурной карте.
Вывод:
Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. Цель, поставленная на уроке, была достигнута. Этому способствовали следующие формы работы на уроке: парная, групповая, работа с текстом. На уроке применялись такие методы работы, как письменный опрос, эвристическая беседа, работа с технологическими и контурными картами.
Список используемой литературы:
Болотникова Н.В. изд. Волгоград: Учитель, «География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно –модульной технологии» 2008 год
Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. «Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» Журнал «География в школе» № 4, 1999.
Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий «География» 5 класс М.: Русское слово, 2012
Журнал «География в школе» № 2, 1998.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ