Конспект урока по Информатике "Информационные процессы" 5 класс
КОНСТРУКТ УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Копылова Татьяна Николаевна.
МБВСОУ В(С)ОШ
Учитель информатики
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
5 класс
4.
Тип урока
УМК
Изучение нового материала
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ.
Технологическая карта
Тема
«Информационные процессы»
Цель
Сформировать у обучающихся понятие информационных процессов, их виды (хранение, передача, обработка информации); изучить схемы хранения, передачи, обработки информации.
Задачи
обучающие:
изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»;
дать представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы, т. е. показать их всеобщность и универсальность;
изучить способы хранения, передачи и обработки информации;
научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
научить обучающихся решать практические задачи на использование изученных понятий.
развивающие:
развивать умения выделять главное, существенное, обобщать полученные знания;
развивать информационную и алгоритмическую культуру;
развивать аналитические умения;
развивать у обучающихся ответственность при работе в коллективе.
воспитательные:
формировать познавательную активность; способствовать воспитанию у обучающихся ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки, самостоятельность и аккуратность в работе.
Формируемые УУД
Личностные: самоопределение (мотивация учения), смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него), нравственно-этического оценивания (оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); планирование (составление плана и последовательности действий); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); волевая саморегуляция (способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач); логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; доказательство).
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Основные понятия
Информация, процессы, источник информации, информационный канал, приёмник информации.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
ПК, проектор, интерактивная доска (экран).
Организация пространства
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.
Обучающиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем.
Взаимодействие учитель-ученик, ученик – ученик способствует более быстрому включению всех обучающихся в урок.
Личностные: самоопределение (мотивация учения)
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Учитель беседует с обучающимися, задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
1. Учитель показывает соответствующие изображения на Рабочем столе компьютера, изображение которого выведено на экран с помощью мультимедийного проектора.
Познавательные:
Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем)
Логические (подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений).
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
Давайте с вами вспомним, что мы изучили на предыдущем уроке? (Слайд 1-5)
А теперь, глядя на схему «Человек и информация» (слайд 6), зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией?
Демонстрирует презентацию, координирует и направляет работу обучающихся, при необходимости задает наводящие вопросы.
Смотря на схему, обучающиеся отвечают на вопрос: запоминает, записывает, передает, обрабатывает…
Обучающиеся рассматривают схему «Человек и информация» на слайде № 6 и отвечают на поставленный вопрос.
анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями
Познавательные:
Общеучебные (выделение информации)
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы.
Молодцы! Во-первых, человек стремиться сохранить полученную информацию: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В-третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации.
После изучения схемы обучающиеся делают выводы о том, что человек:
Хранит информацию: запоминает или записывает.
Передает информацию другим людям.
Создает новые знания, новую информацию, выполняя её обработку.
Обучающиеся в тетрадях записывают схему «Виды информационных процессов».
Обучающиеся знакомятся со схемой «Виды информационных процессов» на слайде № 7 и записывают ее в тетрадь.
анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями
Познавательные:
Общеучебные (выделение информации);
Логические (анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей)
Регулятивные:
Целеполагание, планирование, контроль.
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в определении склонения.
Учитель сообщает о том, что предстоит работа в группах, объясняет задания, которые нужно выполнить обучающимся, на какие вопросы ответить. Нацеливает обучающихся на работу.
В процессе изучения обучающиеся отвечают на вопросы:
Как человек может хранить информацию?
Какие существуют способы передачи информации?
Как обрабатывается информация?
Обучающиеся работают в трех группах, выполняя задание в тетрадях.
Класс делится на 3 группы. 1-ая группа по схеме «Хранение информации» составляет рассказ о том, как хранится информация.
2-ая группа по схеме «Передача информации» составляет рассказ о том, какими способами передается информация.
3-я группа по схеме «Обработка информации» составляет рассказ о том, как обрабатывается информация.
анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями
Познавательные:
Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем).
Регулятивные:
Волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия)
Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация)
Управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
Выдает задания в рабочей тетради, контролирует выполнение заданий.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь: стр. 16. № 12, 13.
Коммуникативные:
Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия)
Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация)
Управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка).
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Учитель задает вопросы для повторения изученной темы.
Обучающиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.
Вопросы для повторения:
1. Что такое информационные процессы?
2. Назовите виды информационных процессов.
3. При передаче информации в обязательном порядке предполагается наличие:
а) двух людей;
б) осмысленности передаваемой информации;
в) источника и приемника информации, а также канала связи между ними;
г) избыточности передающейся информации;
д) дуплексного канала связи.
Обработка информации — это процесс ее:
а) преобразования из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
б) интерпретации (осмысления) при восприятии;
в) преобразования к виду удобному для передачи;
г) преднамеренного искажения;
Личностные: нравственно-этического оценивания (оценивание усваемого содержания);
Регулятивные:
оценка (выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); контроль.
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно?
Учитель фиксирует оценки обучающихся.
Отвечают на вопросы, анализируя свою работу на уроке.
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности обучающихся.
Регулятивные:
Оценка (осознание качества и уровня усвоения).
IX. Д/з.
Учитель озвучивает Д/з: §1.3, §1.5, с.16 задание 6; с.23 задание 5.
Записывают Д/з в дневниках.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ