Конспект урока по Литературе «В каждом сердце есть храм…» (урок внеклассного чтения по рассказу В.Шукшина «Мастер»)
Тема: «В каждом сердце есть храм…» (урок внеклассного чтения по рассказу В.Шукшина «Мастер»).
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В.Шукшина.
2. Работать над умением анализировать прочитанное произведение,
выражать личностное отношение к проблеме.
3. Воспитывать уважение и бережное отношение к прошлому страны,
к русской культуре.
4. Пробудить в душе ребенка стремление к доброму, светлому,
прекрасному.
Эпиграф: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…» (В.Шукшин).
Ход урока.
1) Звучит музыка (О.Газманов. «Мой храм»).
Слова учителя на фоне музыки:
- Храм… Какое короткое и какое важное слово для каждого русского человека… Храм – это история наша с ее печальными и радостными страницами. Храм – это культура наша, это строгие, глядящие из глубины веков глаза святых со старинных икон. Храм – это наша русская душа, наша совесть. Храм – это свет, согревающий нас…
В сердце каждого человека свой храм, и дорога к нему тоже у каждого своя, порою долгая и трудная. О том, что значит храм для каждого из нас мы и будем говорить сегодня на уроке.
Свое понимание храма и своя дорога к нему были и у В.М.Шукшина, пожалуй, самого русского из современных писателей. Слайд:
Однажды В. Шукшин сказал: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…» С этой мыслью жил, в это верил, это проповедовал писатель в своих произведениях, которые стали, по его же словам, «историей души русского человека».
2) Проверка домашнего задания.
- Что же узнали вы, ребята, о Шукшине, человеке, писателе, прочитав книги и статьи о нем?
Учащиеся рассказывают, какие моменты биографии писателя, его творчества их заинтересовали. По ходу ответов демонстрируются слайды (кадры из фильмов с участием Шукшина):
В ходе беседы учитель сообщает, что Шукшин был не только режиссером, актером, писателем, но поэтом. Правда, тетрадь с его стихами не сохранилась. Только одно стихотворение стало эпиграфом к рассказу «И разыгрались же кони в поле»:
И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают?
Чью они долю
Мыкают по полю?
Уж не мою ль?
Тихо в поле.
Устали кони…
Тихо в поле –
Зови не зови.
В сонном озере, как в иконе, -
Красный оклад зари.
Делается вывод: талант В.Шукшина был многогранен. Сергей Залыгин сказал: «Если бы Шукшин был только актером, только сценаристом и драматургом и , наконец, только прозаиком, то и тогда … мы имели бы перед собой выдающееся дарование». И, наверное, без храма-доброты, храма-совести в душе вряд ли он смог бы проявить свои таланты.
3) Своя дорога к храму была и у героя рассказа Шукшина «Мастер».
Учащийся передает краткое содержание рассказа:
- Главный герой рассказа Семка Рысь – непревзойденный столяр, при этом пьяница. Приметив полуразрушенную Талицкую церковь, решает во что бы то ни стало восстановить ее. Он едет просить помощи к митрополиту, к председателю исполкома, к писателю. Но никому, кроме Семки, церковь оказалась не нужна.
4) Анализ рассказа.
а)
Каким видим Семку в начале рассказа? (Чтение отрывка). Какое производит впечатление?
Какую деталь в его портрете отмечает автор? (руки) Почему? (в них его красота, красота непревзойденного мастера) Докажите, что Семка действительно был настоящим мастером.
Пользуется ли своим мастерством?
Почему пьет Семка? (Выпив, лучше думает о людях. Душа его ищет добро, но неумело).
б) – Чем привлекла героя Талицкая церковь? (Чтение эпизода). Какие эпитеты помогают представить церковь? (Белая, легкая среди тяжкой зелени).
в) Демонстрируются слайды:
- На какой из представленных храмов, на ваш взгляд, более всего походит Талицкая церковь? Почему?
(Храм Покрова на Нерли).
г) Сообщение уч-ся о православных храмах.
Появление храмов на Руси связано с принятием в X в. христианства.
Зодчие Древней Руси работали «на глазок», без чертежей, по одному вдохновению, держа общий план в голове. Поэтому в древнерусских храмах почти не бывает симметричных окон, правильных арок, идеально прямых линий.
Все элементы храма очень символичны. Храмы могут иметь следующие формы: форму креста (символ спасения), круга (символ вечности), звезды (символ путеводной звезды).
Над каждым храмом возвышаются главы, их может быть разное количество. Одна глава символизирует образ Христа, две – божественное и человеческое начало в Христе, три – Святую Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов и т.д.
Каждая глава увенчана куполом, имеющим форму «луковицы», или «маковки», вытянутой кверху. Считается, что такая форма символизирует пламя свечи, обращенное в небо к Спасителю. Неслучайно купола храмов часто покрыты позолотой, горящей на солнце.
д) И в рассказе Шукшина строитель Талицкой церкви нигде не назван архитектором. Он строитель, зодчий, мастер, как и сам Семка, который работал тоже по вдохновению.
О чем думал Семка, глядя на церковь? (Чтение эпизода).
Какую задумку мастера разгадал герой? (Отшлифовать стену).
Что поразило героя внутри церквушки? Что он почувствовал, находясь там? (Форма, дающая ощущение свободы, не теснящая душу).
Почему решил заняться восстановлением церкви (молиться-то он в ней, наверняка, не собирался)? (Разгадав секреты мастера, слился с ним душой. Увидев красоту, почувствовав свободу, освободив свою душу для доброго, светлого, хотел поделиться этим с людьми).
е)
К кому отправляется Семка за помощью?
Почему отказал в помощи митрополит? (Нельзя открыть приход). Почему не поддержали в облисполкоме? (Не представляет исторической ценности, всего лишь копия известного храма). А писатель и вовсе не желает говорить с Семкой.
Что общего во взгляде служителей церкви и чиновника? (Оценивают с утилитарной точки зрения, никого не волнует духовность и красота. А Семка восклицает: «Но красота-то какая!»).
Почему именно к священнику, представителю власти, писателю отправляет Шукшин своего героя? (Они своего рода пастыри народа, но не в состоянии спасти разрушающиеся духовные ценности. А ведь храм – это душа народа, опора нравственности).
ж) – Почему же Семка перестал ходить к Талицкой церкви? Умерли ли в нем те прекрасные, светлые, добрые чувства, которые пробудил храм? (Эти чувства, этот храм остались в душе его, только теперь он прятал их от людей).
4)
Талицкая церковь так и осталась в своем полуразрушенном состоянии. Как вы думаете, какою могла бы быть ее судьба в наши дни?
Какова судьба храмов Ртищевского района?
(Чч-ся сообщают о восстановлении храмов в с.Владыкино и в Красной звезде). Демонстрируются слайды:
Имеют ли эти храмы историческую, культурную ценность? (Нет).
Почему же тогда восстанавливаются? Что движет людьми? (Желание взрастить в своей душе что-то доброе, светлое, прекрасное. Желание возродить в душе соей храм).
5) Свой храм в душе сумела открыть и ваша одноклассница Настя Новакова. Свои чувства она выразила в стихотворении «Мой храм».
В лучах утонут купола.
В глазах стоит слеза от блеска.
Храм – это то, что навсегда,
Ему в душе, под сердцем место.
Здесь можно слушать тишину
И тишиною упиваться.
Храм – это то, чем я живу,
Лишь этим можно наслаждаться.
Ты утони в его покое,
Ты утони в его тиши,
Доверь ему свои секреты
И этой правдою дыши.
В душе своей я храм воздвигла
И с этой легкостью живу,
Ведь в нашем мире очень трудно
Противиться людскому злу.
Порой бывает очень грустно
(На это жизни есть закон).
Утри слезу и улыбайся,
Услышав колокольный звон.
(Звучит колокольный звон.)
6) Итог.
Зажигается свеча. На фоне песни О.Газманова слова учителя:
- Я желаю вам, ребята, и всем , кто пришел к нам в гости, никогда не забывать о душе, иметь свой, хотя бы маленький, храм в сердце. Желаю, чтобы ваши души, ваши сердца стремились только к доброму, светлому, прекрасному. Стремились, как пламя горящей свечи стремится в небо.
Использованы материалы:
И.Л.Шолпо. «Мастера и геростраты». («Литература в школе», 1996/4)
Н.Л.Ермолаева. «О творчестве В.М.Шукшина». («Литература в школе», 2006/3)
Ресурсы Интернета
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ