Конспект урока по литературному чтению "Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки»" 1 класс
Конспект урока. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Класс: 1
Предмет и УМК: литературное чтение, «Начальная школа 21века»
Тема урока: Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Форма проведения: урок – конкурсная программа.
Тип урока: урок-викторина.
Место урока в теме: обобщение знаний.
Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Задачи урока.
Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: учащиеся
называют правильно книги;
классифицируют книги с народными и литературными сказками;
соотносят произведение и героев (называют героя, находят сказку в учебнике, читают или рассказывают о герое);
работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения; выбирают книгу по заданному признаку на основе совместного обсуждения.
Материально-техническое оснащение урока:
1. ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация.
2. Для обучающихся: учебники, карточки для групповой работы с заданиями, сигнальные карточки
Содержание и технология урока
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Оборудование
1. Организа-ционно-мо-тивационный
этап
(парты стоят так, чтобы дети могли сесть по группам – 4 группы по
6 – 7 человек)
1)Создать мотивацию к учебному действию через игровой момент
- Посмотрите друг на друга и подарите улыбку!
- Сегодня у нас последний урок в разделе «Читаем сказки, загадки, скороговорки» .
- Как вы думаете, что будет целью нашего итогового урока?
- Правильно. Целью урока будет подведение итога знаний, которые вы получили при изучении раздела «Читаем сказки, загадки, скороговорки». Осуществим мы это в ходе конкурса знатоков.
-Как вы думаете, какие задания у нас будут на конкурсах?
Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются…
- Повторить прочитанные произведения.
Л:
- проявление интереса к способу решения поставленной задачи
К:
- умение слушать и понимать речь других;
- умение строить простое речевое высказывание
Доска
Слайд 1
2. Акту-ализация знаний
1)Актуализировать имеющиеся у детей знания :
-организовать актуализацию изученных способов действий;
-зафиксировать способы действий в речи;
-организовать актуализацию мыслительных операций для построения учебного процесса;
- Перед тем как приступить к выполнению конкурсных заданий мы с вами проведём традиционную речевую гимнастику – звукозадержание:
Шум леса –Ш-ш-ш.
Полёт пчелы -З-з-з.
Полёт жука –Ж-ж-ж.
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф.
Сдутие мяча –С-с-с.
- А сейчас всем ребятам нужно сосредоточиться, так как вы будете произносить знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Слушайте внимательно, если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да, да, да», а если не верно, то качать головой из стороны в сторону и произносить : « Нет, нет, нет».
-Соломинка тонкая, а Пузырь толстый?
-Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый?
-Соломинка низкая, а Пузырь высокий?
-Пузырь трусливый, а Соломинка смелая?
-Пузырь сплели, а Лапоть надули?
-Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул?
- О героях какого произведения мы сейчас вспоминали?
Шум леса –Ш-ш-ш.
Полёт пчелы -З-з-з.
Полёт жука –Ж-ж-ж.
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф.
Сдутие мяча –С-с-с.
Да. Да. Да.
Нет, нет. Нет
Нет, нет. Нет
Да, да, да
Нет, нет. Нет
Да, да, да
«Пузырь, Соломинка и Лапоть»
К:
- умение слушать и понимать речь других
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Оборудование
3. Постановка темы, цели урока и планирования деятельности
1) Совершенствовать умение формулировать тему и цель урока
2) Отрабатывать умение планировать свою деятельность
- Сформулируйте пожалуйста ещё раз цель нашего урока.
- Давайте составим план наших действий.
(«Угадай-ка»; «Расскажи-ка»; «Вспоминай-ка»;
«Прочитай-ка»
«Соединяйка»)
- Спрогнозируйте свой результат.
- Повторить прочитанные произведения.
1.Речевая разминка
2.Выполнение конкурсных заданий.
Дети показывают сигнальные карточки:
- справлюсь
- сомневаюсь
- не справлюсь
Самооценка по заданному критерию
Р:
- умение высказывать своё предполо-жение, форму-лировать учебную проблему;
- умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё надо узнать;
- умение составлять план и последова-тельности действий при закреплении знаний
Доска
Слайд2,3
Слайд 4
4.Физкультминутка.
(музыкальная)
5. Коррекция знаний и способов действий
1)Организовать смену динамической позы ученика
2)Организовать повторение учебного содержания.
3)Совершен-ствовать умение работать в группе по заданному критерию
Приступаем к выполнению конкурсных заданий. Первый конкурс называется «Угадай-ка».
Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки.
Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели … (Пузыри)
Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти)
Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело. (Солома).
- Героями какого произведения являются данные герои? («Пузырь, Соломинка и Лапоть»)
Чья прогностическая оценка совпала с реальной?
Второй конкурс называется «Расскажи-ка». На экране будут появляться картинки к сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация.
Работают в группе по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы»
Дети читают загадки и отгадывают их.
«Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели..» (Пузыри)
«Из коры плели галошки и одевали их на ножки» (Лапти)
«Летом в полюшке росла - колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело» (Солома).
Представители команд пересказывают тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация.
П: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические.
К:
постановка вопросов;
управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли
Р:
- умение преобразовывать иллюстративную модель в рассказ;
- умение строить логические цепочки рассуждений;
Слайды
5 - 12
Слайд 13
Слайд 14, 15
1) Совершен-ствовать умение работать в паре по заданному критерию
Третий конкурс «Вспоминай-ка». На доске записаны номера вопросов, команда выбирает номер вопроса, который будет задан второй команде. В этом конкурсе у команды есть возможность за правильный ответ получить два балла: один, если правильно будет названо произведение, а второй – если вы назовёте автора данного произведения.
Учитель вычёркивает номер, который назвали дети, и зачитывает задание.
«Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят».
«И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся».
«Кушать захочешь – вылезешь».
«Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела…»
«Петух ходит по избе, молчит, не отзывается».
«Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега…».
Работают в группе по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы»
Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин
Кораблик. В.Г.Сутеев
Лис и Мышонок. В.В.Бианки
4.(Дядя Миша. В.Г.Сутеев)
5. Кот, петух и лиса. Русская народная сказка
6. Палочка- выручалочка В.Г.Сутеев
К:
- умение слушать и понимать речь других
П: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические.
К:
постановка вопросов;
управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли
Доска
Слайд 16
Слайд 17, 18
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Оборудование
6.Работа по учебнику.
Четвёртый конкурс «Прочитай-ка». Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок». (в учебнике)
Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок».
Дети дают самооценку и оценку своих товарищей с помощью сигнальных карточек.
Р:
- умение оценивать свою работу по заданным критериям
Л:
-умение связать новое знание с жизненным опытом
Слайды 19
7.Повторение.
Установление соотношений.
Организовать повторение учебного содержания.
Пятый конкурс «Соединяй-ка». Каждая команда получает лист с заданием на котором в первом столбике записаны названия произведений, а во втором столбике даны герои этих произведений. Необходимо соотнести героя и название. Обратите внимание, что один и тот же герой может встречаться в нескольких произведениях.
Дети работают в группе.
Приложение 1.
Р:
-умение соотносить известные данные;
- умение работать с источниками информации (тетрадь, учебник)
- умение находить свои ошибки и исправлять их;
- умение оценивать свою работу по заданным критериям
Слайд 20
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Оборудование
8. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону
1) Учиться самостоятель-но применять знание при решении заданий
2) Учиться сравнивать свою работу с эталоном
Шестой конкурс «Собирай-ка». Каждой команде даётся по набору, состоящему из имён, отчеств и фамилий авторов произведений, которые мы изучили. Ваша задача: пользуясь учебником и хрестоматией правильно выложить на парте имена, отчества и фамилии писателей. (Приложение 2.)
Владимир Григорьевич Сутеев
Александр Сергеевич Пушкин
Кир Булычёв
Виталий Валентинович Бианки
Пользуясь учебником и хрестоматией команды (группы )правильно выкладывают на парте имена, отчества и фамилии писателей.
Р:
- умение строить логические цепочки рассуждений;
- умение ориентироваться в учебнике, в хрестоматии или в тетради
К:
постановка вопросов;
управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли
П:
- умение ориентироваться в системе знаний;
Учебник хрестома-тия, тетрадь
Слайд 21
Этап урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Оборудование
9. Рефлексия учебной деятельности
1) Учиться оценивать свою работу на уроке
2) Учиться сравнивать поставленную на уроке цель и ее результат
- Какая цель перед нами стояла?
- Достигли ли мы цели урока?
- Понравилось ли вам работать в команде?
- Почему? Объясните.
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
(Приложение 3)
Выслушиваются ответы детей…….
Оценивают свою работу на уроке
К:
- умение строить простое речевое высказывание, используя термино-логию;
-умение выражать свои мысли
Л:
- имеет представление о себе и своих возможностях.
Слайд 22
Слайд 23
Приложение 1.
Палочка-выручалочка. В.Г.Сутеев
Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин
Кот, петух и лиса. Русская народная сказка
Кораблик. В.Г.Сутеев
Лис и Мышонок. В.В.Бианки
Дядя Миша. В.Г.Сутеев
Лиса
Петух
Медведь
Гвидон
Мышонок
Лис
Лягушонок
Заяц
Ёжик
Приложение 2.
Владимир Григорьевич Сутеев
Александр Сергеевич Пушкин
Кир Булычёв
Виталий Валентинович Бианки
Приложение 3
У меня всё получилось
- У меня почти всё получилось
У меня ничего не получилось
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ