Конспект урока по речевой культуре "Имя – не имя" 3 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области









Факультативное занятие

по речевой культуре на тему:



Имя – не имя.









Подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская СОШ»

Курского района









Тема: Имя – не имя.

Цель: дать общее представление об имени, имени полном и сокращенном, имени мужском и женском; показать учащимся как важно знать о формах имени и знать когда и где употреблять нужную форму, воспитывать уважение к именам своих друзей, близких.

Ход урока.

I. Орг. момент.

  • Сейчас занятие «Речь и культура общения». У нас много гостей и постоянные наши гости (открывая доску):

  • Вы их узнали? Кто это?

ГНОМИК, ГНОМ, ГНОМЫЧ.





  • Слова ГНОМИК, ГНОМ, ГНОМЫЧ, что они обозначают? ( Это имена).

II. Сообщение темы урока.

  • Сегодня на занятии мы и поговорим об именах, узнаем много нового и интересного.

(Читаю стихотворение).

Нет меж живущих людей,

Да не может и быть безымянных;

В первый же миг про рождении каждый,

Убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

От родимых своих получает.

  • Для чего человеку имя? (Чтобы называть человека, обращаться к нему).

ИМЯ – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другим.

Существует наука об именах людей, которая изучает все-все об этом имени. Такая наука называется АНТРОПОНИМИКА. О некоторых разделах из антропонимики мы с вами сегодня поговорим.

  • Дети, вы, наверное, замечали, что люди друг друга называют по-разному. Иногда ласково, иногда не очень, а порой обидно… В школе часто дети называют друг друга по фамилии. Бывают грубые обращения, но все же приятнее, когда к вам обратились по имени.

  • Какие имена вы знаете? (Ваня, Эля, Таня).

  • Много интересного об именах нам помогут узнать добрые человечки.



Добрый Гномик открывает волшебный зонтик. (Выпадает ИМЕНА ПОЛНЫЕ И СОКРАЩЕННЫЕ). Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращенными.

Например: Саша, Вася, Лена.

А полные имена… знаете ли вы свое полное имя? Назовите…

Имя Катя. Это какое имя? (Сокращенное). А как будет звучать полное имя? (Екатерина). Сокращенные имена обычно употребляют дома, в кругу друзей. Эти имена теплые, домашние. А вот полные имена чаще всего встречаются в документах, в различных официальных ситуациях, в сочетании имени с отчеством.

  • Гномик предлагает вам задание.

(на доске):

НИКОЛАЙ, САША, ТАТЬЯНА, АЛЕКСЕЙ, ТАНЯ, АЛЕКСАНДР, АЛЕША, НИНА, КОЛЯ.

  • Прочитайте имена.

  • Что интересного вы заметили? (Одно и то же имя записано в полной и сокращенной форме).

  • Назовите эти имена парами.

  • Какое имя осталось без пары? (НИНА).

  • Подумайте и скажите, какую форму имени Гномик не записал? (Ответы детей). Полную или сокращенную?

  • Это имя употребляется только в одной форме, которая считается как полной, так и сокращенной.

  • Знаете ли вы еще такие имена? (Денис, Вера, Алла, Игорь, Марина, Лариса, Инна).

  • У некоторых имен есть одна парная форма. Как можно звать Дмитрия? (Дима, Митя). А Людмилу? (Люда, Люся, Мила).

  • Послушайте, пожалуйста, стихотворение загадку.



Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого и сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку-

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И задумалась тут я, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

(Бабушка дала только одну копеечку, т.к. речь идет об одной и той же девочке).

  • Значит, одну и ту же девочку можно назвать по-разному. Людей можно назвать не только сокращенными или полным именем, но также и ласковым.

(На доске):

КОЛЯ, СВЕТА, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЕНА.

  • Прочитайте имена.

  • В какой форме они записаны? (В сокращенной).

  • Назовите ласково.

  • На какие группы вы разделили бы эти имена? (Мужские и женские).

Гном открывает зонтик.

ИМЕНА МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ.

  • Прочитайте мужские имена.

  • Прочитайте женские имена. (Разговор об имени ЖЕНЯ).

  • Куда это имя отнести? Я не согласна.

  • Сокращенное имя не указывает, о ком идет речь.

  • Может подскажет полное имя?

  • Как будет звучать мужское? А женское?

  • Какие имена еще знаете, которыми можно называть и девочку и мальчика? (Валя, Саша, Сима, ЖЕНЯ, Паша, Валера).

  • Есть ли женская пара у мужского имени ФЕДОР? (ФЕДОРА).

  • Где это имя вам встречалось? («Федорино горе» К.И.Чуковского).

  • По какому имени даются людям отчества? (по мужскому, по имени отца). Если отец Максим, то отчество будет у мальчика (Максимович).

  • Для девочки? (Максимовна) и т.д.

  • Об отчествах подробнее мы будем говорить на последующих занятиях…

  • В русской речи есть слова, которые являются именами, но и есть слова, которые – не имена.



Гномыч открывает свой зонтик:

ИМЯ – НЕ ИМЯ.

  • Лимон. Что это такое? (Фрукт).

  • Помидор. Что это такое? (Овощ).

  • Герои Джанни Родари в произведении «ЧИППОЛИНО» имеют имена принц ЛИМОН, синьор ПОМИДОР, ВИШЕНКА. Обычные слова здесь превратились в имена. Слова могут быть именами не только в сказках. Сравните слова лев – Лев.

  • Какое значение имеет первое слово? (зверь).

  • Какое значение имеет второе слово? (имя).

  • Как вы догадались? (С заглавной буквы).

  • Приходилось ли вам слышать такое имя?

  • Дети, часто люди получают имена по названию цветов. Роза-цветок, Роза – имя девочки.

  • Есть ли у нас в классе имя, которое дано по названию цветка (Лилия).

  • Почему названия цветов используют как женские имена? (Родители хотят, чтобы их девочки были красивыми и нежными, как цветы).

  • Но есть еще и имена мальчиков, данные по названию цветов. Может быть кто-то знает такие имена? (Василий, Роман). Как красиво и ласково звучит: Василек, Ромашка, Лилия. (Нет).

  • А какие имена повторяются? (Аня, Сережа, Саша, Оля).

  • А кто знает, как называют людей с одним именем? (Тезки).

Тезки – люди, которые носят одинаковые имена.



  • Роль имени в жизни в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достижением гласности благодаря имени.

  • Есть такие выражения:

1. У НЕГО ДОБРОЕ ИМЯ. (На доске)

2. НЕ ПОЗОРЬ МОЕГО ИМЕНИ.



  • А сейчас у нас игра. Поиграем детвора!

«Отгадай ребус!»

1) Прочитай слово.

2) Назови какое это имя?

3) Произнеси полное.

4) Назови ласковое.

  • Ребята, скажите как зовут наших постоянных гостей? (Гномик, Гном, Гномыч).

  • Как вы думаете, почему такие имена у них? (Они даны по возрасту).

  • Почему?

Имена людей очень разнообразны по своему звучанию, происхождению, одно и то же имя может звучать по-разному в зависимости от возраста. Кроме того каждое имя что-то означает. Но чтобы рассказать о каждом имени, потребуется очень много времени, ведь имен у нас очень и очень много. Ваши любимые друзья в память о сегодняшним занятии дарят вам зонтики с кратким значением ваших личных имен.

  • Скажите, для чего же человеку имя?

  • Какие бывают имена?

(Читаю стихотворение А.С. Пушкина «Что в тебе моем»).

Заключительное слово.

  • Имя позволяет вежливо, уважительно обращаться друг к другу.

  • Спасибо за урок.



А.С.Пушкин

Что в имени тебе моем?

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в брег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине

Произнести его тоскуя:

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.



Литература:

1. Амисова И. Р. Помирились-разошлись.- М.: Пед-Сервис 2007.

2. Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь.- М. : Педагогика, 1992.

3. Недригайлова В. И. Уроки речевой культуры в начальной школе.- Курск: Пед-Сервис, 1998.

4. Остроумов А. В. Речевая культура.- Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ