Конспект урока по речевой культуре "Имя – не имя" 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Факультативное занятие
по речевой культуре на тему:
Имя – не имя.
Подготовила
учитель начальных классов
Тульченко Ирина Анатольевна
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Курского района
Тема: Имя – не имя.
Цель: дать общее представление об имени, имени полном и сокращенном, имени мужском и женском; показать учащимся как важно знать о формах имени и знать когда и где употреблять нужную форму, воспитывать уважение к именам своих друзей, близких.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Сейчас занятие «Речь и культура общения». У нас много гостей и постоянные наши гости (открывая доску):
Вы их узнали? Кто это?
ГНОМИК, ГНОМ, ГНОМЫЧ.
Слова ГНОМИК, ГНОМ, ГНОМЫЧ, что они обозначают? ( Это имена).
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на занятии мы и поговорим об именах, узнаем много нового и интересного.
(Читаю стихотворение).
Нет меж живущих людей,
Да не может и быть безымянных;
В первый же миг про рождении каждый,
Убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает.
Для чего человеку имя? (Чтобы называть человека, обращаться к нему).
ИМЯ – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другим.
Существует наука об именах людей, которая изучает все-все об этом имени. Такая наука называется АНТРОПОНИМИКА. О некоторых разделах из антропонимики мы с вами сегодня поговорим.
Дети, вы, наверное, замечали, что люди друг друга называют по-разному. Иногда ласково, иногда не очень, а порой обидно… В школе часто дети называют друг друга по фамилии. Бывают грубые обращения, но все же приятнее, когда к вам обратились по имени.
Какие имена вы знаете? (Ваня, Эля, Таня).
Много интересного об именах нам помогут узнать добрые человечки.
Добрый Гномик открывает волшебный зонтик. (Выпадает ИМЕНА ПОЛНЫЕ И СОКРАЩЕННЫЕ). Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращенными.
Например: Саша, Вася, Лена.
А полные имена… знаете ли вы свое полное имя? Назовите…
Имя Катя. Это какое имя? (Сокращенное). А как будет звучать полное имя? (Екатерина). Сокращенные имена обычно употребляют дома, в кругу друзей. Эти имена теплые, домашние. А вот полные имена чаще всего встречаются в документах, в различных официальных ситуациях, в сочетании имени с отчеством.
Гномик предлагает вам задание.
(на доске):
НИКОЛАЙ, САША, ТАТЬЯНА, АЛЕКСЕЙ, ТАНЯ, АЛЕКСАНДР, АЛЕША, НИНА, КОЛЯ.
Прочитайте имена.
Что интересного вы заметили? (Одно и то же имя записано в полной и сокращенной форме).
Назовите эти имена парами.
Какое имя осталось без пары? (НИНА).
Подумайте и скажите, какую форму имени Гномик не записал? (Ответы детей). Полную или сокращенную?
Это имя употребляется только в одной форме, которая считается как полной, так и сокращенной.
Знаете ли вы еще такие имена? (Денис, Вера, Алла, Игорь, Марина, Лариса, Инна).
У некоторых имен есть одна парная форма. Как можно звать Дмитрия? (Дима, Митя). А Людмилу? (Люда, Люся, Мила).
Послушайте, пожалуйста, стихотворение загадку.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого и сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку-
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И задумалась тут я, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
(Бабушка дала только одну копеечку, т.к. речь идет об одной и той же девочке).
Значит, одну и ту же девочку можно назвать по-разному. Людей можно назвать не только сокращенными или полным именем, но также и ласковым.
(На доске):
КОЛЯ, СВЕТА, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЕНА.
Прочитайте имена.
В какой форме они записаны? (В сокращенной).
Назовите ласково.
На какие группы вы разделили бы эти имена? (Мужские и женские).
Гном открывает зонтик.
ИМЕНА МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ.
Прочитайте мужские имена.
Прочитайте женские имена. (Разговор об имени ЖЕНЯ).
Куда это имя отнести? Я не согласна.
Сокращенное имя не указывает, о ком идет речь.
Может подскажет полное имя?
Как будет звучать мужское? А женское?
Какие имена еще знаете, которыми можно называть и девочку и мальчика? (Валя, Саша, Сима, ЖЕНЯ, Паша, Валера).
Есть ли женская пара у мужского имени ФЕДОР? (ФЕДОРА).
Где это имя вам встречалось? («Федорино горе» К.И.Чуковского).
По какому имени даются людям отчества? (по мужскому, по имени отца). Если отец Максим, то отчество будет у мальчика (Максимович).
Для девочки? (Максимовна) и т.д.
Об отчествах подробнее мы будем говорить на последующих занятиях…
В русской речи есть слова, которые являются именами, но и есть слова, которые – не имена.
Гномыч открывает свой зонтик:
ИМЯ – НЕ ИМЯ.
Лимон. Что это такое? (Фрукт).
Помидор. Что это такое? (Овощ).
Герои Джанни Родари в произведении «ЧИППОЛИНО» имеют имена принц ЛИМОН, синьор ПОМИДОР, ВИШЕНКА. Обычные слова здесь превратились в имена. Слова могут быть именами не только в сказках. Сравните слова лев – Лев.
Какое значение имеет первое слово? (зверь).
Какое значение имеет второе слово? (имя).
Как вы догадались? (С заглавной буквы).
Приходилось ли вам слышать такое имя?
Дети, часто люди получают имена по названию цветов. Роза-цветок, Роза – имя девочки.
Есть ли у нас в классе имя, которое дано по названию цветка (Лилия).
Почему названия цветов используют как женские имена? (Родители хотят, чтобы их девочки были красивыми и нежными, как цветы).
Но есть еще и имена мальчиков, данные по названию цветов. Может быть кто-то знает такие имена? (Василий, Роман). Как красиво и ласково звучит: Василек, Ромашка, Лилия. (Нет).
А какие имена повторяются? (Аня, Сережа, Саша, Оля).
А кто знает, как называют людей с одним именем? (Тезки).
Тезки – люди, которые носят одинаковые имена.
Роль имени в жизни в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достижением гласности благодаря имени.
Есть такие выражения:
1. У НЕГО ДОБРОЕ ИМЯ. (На доске)
2. НЕ ПОЗОРЬ МОЕГО ИМЕНИ.
А сейчас у нас игра. Поиграем детвора!
«Отгадай ребус!»
1) Прочитай слово.
2) Назови какое это имя?
3) Произнеси полное.
4) Назови ласковое.
Ребята, скажите как зовут наших постоянных гостей? (Гномик, Гном, Гномыч).
Как вы думаете, почему такие имена у них? (Они даны по возрасту).
Почему?
Имена людей очень разнообразны по своему звучанию, происхождению, одно и то же имя может звучать по-разному в зависимости от возраста. Кроме того каждое имя что-то означает. Но чтобы рассказать о каждом имени, потребуется очень много времени, ведь имен у нас очень и очень много. Ваши любимые друзья в память о сегодняшним занятии дарят вам зонтики с кратким значением ваших личных имен.
Скажите, для чего же человеку имя?
Какие бывают имена?
(Читаю стихотворение А.С. Пушкина «Что в тебе моем»).
Заключительное слово.
Имя позволяет вежливо, уважительно обращаться друг к другу.
Спасибо за урок.
А.С.Пушкин
Что в имени тебе моем?
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в брег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине
Произнести его тоскуя:
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
Литература:
1. Амисова И. Р. Помирились-разошлись.- М.: Пед-Сервис 2007.
2. Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь.- М. : Педагогика, 1992.
3. Недригайлова В. И. Уроки речевой культуры в начальной школе.- Курск: Пед-Сервис, 1998.
4. Остроумов А. В. Речевая культура.- Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ