РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов

Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов

Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………

РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Прочитай первую часть текста

Голубой цветок поздней осени


Шли будто бы однажды по дороге Иван да Марья. Дошли до развилки. Тут Иван и говорит:

Повернём налево.

А Марья ему:

Нет, направо.

Иван говорит:

Налево.

А Марья своё:

Направо.

Стоят они на развилке: Иван в лиловой рубахе, а Марья в жёлтом платочке. Стоят и спорят меж собой:

Повернём налево.

Повернём направо

Говорят так, а друг от друга никуда.


1. Напиши короткое (2- 4 предложения) завершение текста.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Прочитай текст до конца.

(см. Голубой цветок поздней осени продолжение )


2. Напиши, к какому жанру принадлежит первая часть текста, к которой тобой написано завершение. Обоснуй свою точку зрения

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Почему в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте со строчных? Это орфографическая ошибка? Объясни свою точку зрения.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


4. Подчеркни слова, в которых есть суффикс – к –


Травка, опушкам, лужайкам, загадка, норки.


5. Подчеркни слова с нулевым окончанием.


Цветок, соцветий, цветы, прицветные, цветёт, цветку, отцвёл, цветной.


6. Выпиши все ряды однородных членов предложения, в скобках запиши слова, к которым они относятся. Подчеркни как члены предложения все однородные члены.


Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………









Голубой цветок поздней осени (продолжение)


Так и стали цветком иван-да-марья с одним стеблем на двоих...

Цветок этот знают, наверное, все. Растёт неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь и там её тоже встретишь. У соцветий иван-да-марья окраска двойная: цветы жёлтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые.

Ботаники же называют растение марьянником дубравным. Всё лето цветёт иван-да-марья, и никакая злая непогода цветку не страшна. Солнце всё высушит вокруг, другие цветы повянут, а этомухоть бы что. Присосётся, как пиявочка, к корням деревьев и пьёт

из них воду.

Михаил Пришвин так о них писал: «Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Иван-да-Марьи. По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за это его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиком и тычинками только жёлтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями... Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:

Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»

Пчёлы этот цветок любят: он им много мёда даёт. А скот не очень жалует, разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марья бывает. И семена у цветка ядовиты.

Но вот какая загадка. Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растёт он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу. Может, это муравьи себе тенистые аллеи устраивают? И чем же так полюбился им этот цветок? А дело-то, оказывается, вот в чём. Семена иван-да-марья для муравьёв всё одно, что хлеб. Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст. Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад.

Чародеи и знахари издавна почитали марьянники. Засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду.

В первом задании оценивается связность, логичность, оригинальность, выразительность написанного ребенком текста

Примерный ответ:

первая часть текста - сказка. В ней есть волшебство – «а друг от друга – никуда. Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих»; в ней есть выбор пути – «Стоят они на развилке. Стоят и спорят меж собой».

Примерный ответ:

в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных потому, что Пришвин относится к цветку как к человеку, к личности, к живому существу, у которого есть свое имя. Поэтому он пишет его название с заглавной буквы. Это не орфографическая ошибка.

Правильный ответ:

травка, загадка, норки.
За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл

Правильный ответ:

цветок, отцвёл. За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл.

Правильный ответ:

(травка) растет, собирается
(растет) по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек
(собирается) густо, кучно.
За каждый из правильно выписанных ряда однородных членов (с учетом подчеркивания) – по 2 баллу.

Всего – 4 балла

Всего – 4 балла

Всего – 4 балла.

Всего – 3 балла.

Всего – 2 балла

Всего – 6 баллов.

Критерии оценивания

Русский язык и литературное чтение


















Итого – 23 балла.








Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов


Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


1. Известно, что в сообществе образуются связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. Докажи, что существуют связи между цветком иван-да-марья и другими живыми организмами.

Подбери иллюстрирующие примеры (3) из текста.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


2. У древних славян было множество обрядов, праздников, поверий, которые связаны с природными явлениями. Один из таких праздников день Ивана Купала, его отмечали 24 июня. Считалось, что это единственный день, когда расцветает папоротник, и того, кто увидит цветущий папоротник, ждёт счастье.


А) С каким природным событием связана дата праздника?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..Б) А веришь ли ты, что можно найти цветущий папоротник?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


3. В тексте говорится, что иван-да-марью использовали как лекарственное растение. Приведи ещё не менее 4-х примеров лекарственных растений.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Критерии оценивания

Окружающий мир

1. Правильные ответы

1. Цветок может питаться за счет корней деревьев.
       «Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду».

2. Цветок может быть кормом для скота.
        «А скот не очень жалует, разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает».

3. Семенами растения питаются муравьи.
       «Семена иван-да-марьи для муравьев все одно, что хлеб»,
или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест…».
4. Муравьи участвуют в распространении семян.
       «Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу»,
или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье,  придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст», или «Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад».
5. Человек использует иван-да-марью для лечения.
«В старинных травниках цветок называли золотушной травой, ею лечили от золотухи, а засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду»

 2. А) День Ивана Купалы совпадает с днем летнего солнцестояния.
    Б) Нет, папоротник не цветет.

3. Примеры лекарственных растений:

зверобой, крапива, мать-и-мачеха, душица, чабрец, подорожник, малина, тысячелистник и т.д.

За каждый правильно выписанный пример из текста – 2 балла.

Всего – 6 баллов.

За правильный ответ – 2 балла.

За правильный ответ – 2 балла.
Всего – 4 балла.

За каждое правильно названное растение - 1 балл.

Всего – 4 балла.


Итого - 14 баллов

Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов


Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………

МАТЕМАТИКА

1. В цветочный магазин привезли гвоздики, количество которых записывается двузначным числом. Если из них составить букеты по 7 цветков в каждом, то один цветок останется лишним. Если же составлять букеты по 9 цветков в каждом, лишними останутся 3 цветка.

Сколько гвоздик привезли в магазин?

Решение:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Иван и Марья стояли на развилке дорог (большая точка) и спорили, куда им идти направо или налево. Подумали и решили так: Иван идёт в одну сторону, а Марья в другую. Но… оказалось, что дорога закольцована так, как показано на рисунке.

Предположим, что Иван идёт со скоростью 6 км/ч, а Марья со скоростью 4 км/ч. Длина кольцевой дороги 20 км.

а) Через сколько часов после начала движения Иван и Марья встретятся?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

б) На каком расстоянии от развилки это случится?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. 6 муравьёв перенесли за полчаса в муравейник 360 зёрнышек иван-да-марьи. Сколько зёрнышек этого цветка перенесут (при той же производительности труда) 8 муравьёв за 20 минут?

Решение:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Критерии оценивания Математика

1.Решение

(примерное рассуждение)

Нужно найти такое двузначное число, которое при делении на 7 дает в остатке 1, а при делении на 9 дает в остатке 3. Выпишем все двузначные числа, которые при делении на 9 дают в остатке 3:
12 21 30 39 48 57 66 75 84 93.
Далее выписываем все двузначные числа, которые при делении на 7 дает в остатке 1:
15 22 29 36 43 50 57 64 71 78 85 9299.
Выбираем в обоих наборах одинаковые числа: такое число одно 57.
Можно на втором этапе действовать иначе: из первого набора чисел выбрать число, которое при делении на 7 дает в остатке 1. (57)

Ответ. В магазин привезли 57 гвоздик.

 2. Решение. (правильный ответ)

До первой встречи обоим нужно преодолеть расстояние 20 км, двигаясь навстречу друг другу.

Это стандартная задача на встречное движение, и время до первой встречи находится такими действиями:
1. 6 + 4=10 км/ч (скорость сближения);
2. 20:10=2 ч (время до встречи) (вопрос пункта «а»).
Для ответа на вопрос пункта «б» заметим, что за 2 часа Иван пройдет 6 х 2 = 12 км. Поэтому встреча произойдет на расстоянии 8 км от развилки (в том направлении, в котором двигался Иван).
Ответ. Иван и Марья встретятся через 2 часа. Это случится на расстоянии 8 км от развилки.

 3. Решение.

Решение удобно проводить в два этапа. На первом этапе находим, сколько зернышек перенесет один муравей за одну минуту. Это может быть сделано по-разному:
Первый вариант. 1. 360:6=60 (столько зернышек переносит 1 муравей за 30 минут); 2. 60:30=2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).
Второй вариант. 1. 360:30=12 (столько зернышек переносят 6 муравьев за 1 минуту); 2. 12:6=2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).
На втором этапе находим ответ на вопрос задачи. Это также может быть сделано по-разному:
Первый вариант. 1. 2 х 8=16 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 1 минуту); 2. 16 х 20=320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).
Второй вариант. 1. 2 х 20=40 (столько зернышек перенесет 1 муравей за 20 минут); 2. 40 х 8=320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).
Ответ. 8 муравьев перенесут за 20 минут 320 зернышек иван-да-марьи.

Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 б.
Ответ указан правильно, но объяснений нет или в них есть ошибки – 4 б.
Есть правильный подход к решению, но самого решения нет – 1 б.
Решения нет или оно неправильное – 0 б.
Всего – 6 баллов.

Максимальное количество баллов: по 3 за каждый пункт. По пункту а). Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 б.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 б.
Идея понята правильно (встречное движение), но в ходе решения допущена ошибка – 1 б.
Решения нет или оно неправильное – 0 б.
По пункту б). Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 б.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 б.
Идея понята правильно (найти путь, пройденный кем-либо за 4 часа), но в ходе решения допущена ошибка – 1 б.
Решения нет или оно неправильное – 0 б.
Всего – 6 баллов.

Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения - 6 б.
Задание выполнено правильно, но объяснения не даны или они неверные – 5 б.
Выполнена правильно только часть задания (например, найдена производительность одного муравья), а в другой части допущены ошибки – 4 б.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), выбраны верные действия, но допущены вычислительные ошибки – 3 б.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), но выбраны неверные действия для его осуществления – 2 б.
Есть только подходы к решению – 1 б.
Решения нет или оно неверное в корне – 0 б.
Всего – 6 баллов.

Итого – 18 баллов

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ