РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………
РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Прочитай первую часть текста
Голубой цветок поздней осени
Шли будто бы однажды по дороге Иван да Марья. Дошли до развилки. Тут Иван и говорит:
– Повернём налево.
А Марья ему:
– Нет, направо.
Иван говорит:
– Налево.
А Марья своё:
– Направо.
Стоят они на развилке: Иван – в лиловой рубахе, а Марья – в жёлтом платочке. Стоят и спорят меж собой:
– Повернём налево.
– Повернём направо
Говорят так, а друг от друга – никуда.
1. Напиши короткое (2- 4 предложения) завершение текста.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Прочитай текст до конца.
(см. Голубой цветок поздней осени продолжение )
2. Напиши, к какому жанру принадлежит первая часть текста, к которой тобой написано завершение. Обоснуй свою точку зрения
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Почему в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных? Это орфографическая ошибка? Объясни свою точку зрения.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Подчеркни слова, в которых есть суффикс – к –
Травка, опушкам, лужайкам, загадка, норки.
5. Подчеркни слова с нулевым окончанием.
Цветок, соцветий, цветы, прицветные, цветёт, цветку, отцвёл, цветной.
6. Выпиши все ряды однородных членов предложения, в скобках запиши слова, к которым они относятся. Подчеркни как члены предложения все однородные члены.
Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Голубой цветок поздней осени (продолжение)
Так и стали цветком иван-да-марья с одним стеблем на двоих...
Цветок этот знают, наверное, все. Растёт неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там её тоже встретишь. У соцветий иван-да-марья окраска двойная: цветы жёлтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые.
Ботаники же называют растение марьянником дубравным. Всё лето цветёт иван-да-марья, и никакая злая непогода цветку не страшна. Солнце всё высушит вокруг, другие цветы повянут, а этому– хоть бы что. Присосётся, как пиявочка, к корням деревьев и пьёт
из них воду.
Михаил Пришвин так о них писал: «Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Иван-да-Марьи. По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за это его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиком и тычинками – только жёлтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями... Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»
Пчёлы этот цветок любят: он им много мёда даёт. А скот не очень жалует, разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марья бывает. И семена у цветка ядовиты.
Но вот какая загадка. Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растёт он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу. Может, это муравьи себе тенистые аллеи устраивают? И чем же так полюбился им этот цветок? А дело-то, оказывается, вот в чём. Семена иван-да-марья для муравьёв всё одно, что хлеб. Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст. Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад.
Чародеи и знахари издавна почитали марьянники. Засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду.
В первом задании оценивается связность, логичность, оригинальность, выразительность написанного ребенком текста
Примерный ответ:
первая часть текста - сказка. В ней есть волшебство – «а друг от друга – никуда. Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих»; в ней есть выбор пути – «Стоят они на развилке. Стоят и спорят меж собой».
Примерный ответ:
в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных потому, что Пришвин относится к цветку как к человеку, к личности, к живому существу, у которого есть свое имя. Поэтому он пишет его название с заглавной буквы. Это не орфографическая ошибка.
Правильный ответ:
травка, загадка, норки.
За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл
Правильный ответ:
цветок, отцвёл. За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл.
Правильный ответ:
(травка) растет, собирается
(растет) по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек
(собирается) густо, кучно.
За каждый из правильно выписанных ряда однородных членов (с учетом подчеркивания) – по 2 баллу.
Всего – 4 балла
Всего – 4 балла
Всего – 4 балла.
Всего – 3 балла.
Всего – 2 балла
Всего – 6 баллов.
Русский язык и литературное чтение
Итого – 23 балла.
Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Известно, что в сообществе образуются связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. Докажи, что существуют связи между цветком иван-да-марья и другими живыми организмами.
Подбери иллюстрирующие примеры (3) из текста.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2. У древних славян было множество обрядов, праздников, поверий, которые связаны с природными явлениями. Один из таких праздников – день Ивана Купала, его отмечали 24 июня. Считалось, что это единственный день, когда расцветает папоротник, и того, кто увидит цветущий папоротник, ждёт счастье.
А) С каким природным событием связана дата праздника?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..Б) А веришь ли ты, что можно найти цветущий папоротник?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3. В тексте говорится, что иван-да-марью использовали как лекарственное растение. Приведи ещё не менее 4-х примеров лекарственных растений.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания
Окружающий мир
1. Правильные ответы
1. Цветок может питаться за счет корней деревьев.
«Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду».
2. Цветок может быть кормом для скота.
«А скот не очень жалует, разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает».
3. Семенами растения питаются муравьи.
«Семена иван-да-марьи для муравьев все одно, что хлеб», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест…».
4. Муравьи участвуют в распространении семян.
«Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст», или «Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад».
5. Человек использует иван-да-марью для лечения.
«В старинных травниках цветок называли золотушной травой, ею лечили от золотухи, а засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду»
2. А) День Ивана Купалы совпадает с днем летнего солнцестояния.
Б) Нет, папоротник не цветет.
3. Примеры лекарственных растений:
зверобой, крапива, мать-и-мачеха, душица, чабрец, подорожник, малина, тысячелистник и т.д.
За каждый правильно выписанный пример из текста – 2 балла.
Всего – 6 баллов.
За правильный ответ – 2 балла.
За правильный ответ – 2 балла.
Всего – 4 балла.
За каждое правильно названное растение - 1 балл.
Всего – 4 балла.
Итого - 14 баллов
Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………
МАТЕМАТИКА
1. В цветочный магазин привезли гвоздики, количество которых записывается двузначным числом. Если из них составить букеты по 7 цветков в каждом, то один цветок останется лишним. Если же составлять букеты по 9 цветков в каждом, лишними останутся 3 цветка.
Сколько гвоздик привезли в магазин?
Решение:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Иван и Марья стояли на развилке дорог (большая точка) и спорили, куда им идти – направо или налево. Подумали и решили так: Иван идёт в одну сторону, а Марья в другую. Но… оказалось, что дорога закольцована так, как показано на рисунке.
Предположим, что Иван идёт со скоростью 6 км/ч, а Марья со скоростью 4 км/ч. Длина кольцевой дороги 20 км.
а) Через сколько часов после начала движения Иван и Марья встретятся?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) На каком расстоянии от развилки это случится?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. 6 муравьёв перенесли за полчаса в муравейник 360 зёрнышек иван-да-марьи. Сколько зёрнышек этого цветка перенесут (при той же производительности труда) 8 муравьёв за 20 минут?
Решение:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания Математика
1.Решение
(примерное рассуждение)
Нужно найти такое двузначное число, которое при делении на 7 дает в остатке 1, а при делении на 9 дает в остатке 3. Выпишем все двузначные числа, которые при делении на 9 дают в остатке 3:
12 21 30 39 48 57 66 75 84 93.
Далее выписываем все двузначные числа, которые при делении на 7 дает в остатке 1:
15 22 29 36 43 50 57 64 71 78 85 9299.
Выбираем в обоих наборах одинаковые числа: такое число одно 57.
Можно на втором этапе действовать иначе: из первого набора чисел выбрать число, которое при делении на 7 дает в остатке 1. (57)
Ответ. В магазин привезли 57 гвоздик.
2. Решение. (правильный ответ)
До первой встречи обоим нужно преодолеть расстояние 20 км, двигаясь навстречу друг другу.
Это стандартная задача на встречное движение, и время до первой встречи находится такими действиями:
1. 6 + 4=10 км/ч (скорость сближения);
2. 20:10=2 ч (время до встречи) (вопрос пункта «а»).
Для ответа на вопрос пункта «б» заметим, что за 2 часа Иван пройдет 6 х 2 = 12 км. Поэтому встреча произойдет на расстоянии 8 км от развилки (в том направлении, в котором двигался Иван).
Ответ. Иван и Марья встретятся через 2 часа. Это случится на расстоянии 8 км от развилки.
3. Решение.
Решение удобно проводить в два этапа. На первом этапе находим, сколько зернышек перенесет один муравей за одну минуту. Это может быть сделано по-разному:
Первый вариант. 1. 360:6=60 (столько зернышек переносит 1 муравей за 30 минут); 2. 60:30=2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).
Второй вариант. 1. 360:30=12 (столько зернышек переносят 6 муравьев за 1 минуту); 2. 12:6=2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).
На втором этапе находим ответ на вопрос задачи. Это также может быть сделано по-разному:
Первый вариант. 1. 2 х 8=16 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 1 минуту); 2. 16 х 20=320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).
Второй вариант. 1. 2 х 20=40 (столько зернышек перенесет 1 муравей за 20 минут); 2. 40 х 8=320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).
Ответ. 8 муравьев перенесут за 20 минут 320 зернышек иван-да-марьи.
Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 б.
Ответ указан правильно, но объяснений нет или в них есть ошибки – 4 б.
Есть правильный подход к решению, но самого решения нет – 1 б.
Решения нет или оно неправильное – 0 б.
Всего – 6 баллов.
Максимальное количество баллов: по 3 за каждый пункт. По пункту а). Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 б.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 б.
Идея понята правильно (встречное движение), но в ходе решения допущена ошибка – 1 б.
Решения нет или оно неправильное – 0 б.
По пункту б). Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 б.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 б.
Идея понята правильно (найти путь, пройденный кем-либо за 4 часа), но в ходе решения допущена ошибка – 1 б.
Решения нет или оно неправильное – 0 б.
Всего – 6 баллов.
Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения - 6 б.
Задание выполнено правильно, но объяснения не даны или они неверные – 5 б.
Выполнена правильно только часть задания (например, найдена производительность одного муравья), а в другой части допущены ошибки – 4 б.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), выбраны верные действия, но допущены вычислительные ошибки – 3 б.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), но выбраны неверные действия для его осуществления – 2 б.
Есть только подходы к решению – 1 б.
Решения нет или оно неверное в корне – 0 б.
Всего – 6 баллов.
Итого – 18 баллов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ