Сценарий для 9 класса «ГЕНИЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Сценарий для 9 класса

«ГЕНИЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.В.Ломоносова

Задачи:

1.Раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества.

2.Показать значение просветительской и научной деятельности

М.В.Ломоносова.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, выставка книг, плакаты с высказываниями М.В.Ломоносова

Аудитория: учащиеся 9-11кл.

Учитель.19 ноября 2011г. Исполняется 300 лет со дня рождения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности ученого, прославившего Россию. Наше мероприятие пройдет в виде устного журнала, на страницах которого выступят учащиеся нашей школы.



СТРАНИЦА 1: «ДЕТСКИЕ ГОДЫ».

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711г. в деревне Денисовка, близ г.Холмогоры, в 80км. от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Детство Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжелый и опасный морской промысел. Такая жизнь закалила характер молодого человека. Огромное влияние на его развитие оказала суровая и величественная природа Севера, которую он считал своей «первой книгой». Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время гражданским книгам – славянской грамматике Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учености». Учась, Ломоносов сталкивался с трудностями, особенно после того, как в 1724г. отец привел в дом мачеху. Она е разделяла увлечения ребенка книгами, и ему приходилось читать тайком. Отец хотел, чтобы сын , как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайлы же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михаилу.

Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении.

В декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги - грамматика и арифметика. Обоз он догнал через три дня. Было ему 19 лет.

СТРАНИЦА 2: «ПУТЬ В НАУКУ».

Выдав себя за сына холмогорского дворянина, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию, в которой учится 5 лет в исключительно тяжелых условиях. Из своих скудных средств (он имел в день жалованья один алтын – 3 копейки) Михаил Васильевич мог позволить себе покупать в день не больше, как «на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды».

Страсть к науке и упорство в достижении цели помогли выдержать эти лишения и закончить за 5 лет восьмилетний курс обучения.

По окончании академии Ломоносов за блестящие успехи в учебе в числе наиспособнейших юношей был вызван из Москвы в Петербургскую Академию наук, а затем послан за границу для дальнейшего учения у виднейших ученых того времени.

В 1741 году Ломоносов возвратился на родину в Академию наук в должности помощника профессора.

В 1745 году в возрасте 34 лет он становится профессором химии.

СТРАНИЦА 3: «ЛОМОНОСОВ – УЧЕНЫЙ».

Академик М. К. Келдыш сказал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике,  астрономии,  метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии,  географии,  истории,  теории  словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.

ХИМИК.

 Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе         1742 года передал его на рассмотрение в Академию.

И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стекол.

Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.

В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик.До наших дней сохранилось 24 мозаики.

Для Петропавловского собора создана знаменитая мозаичная картина Ломоносова «Полтавская баталия».

В Эрмитаже висит портрет Петра Первого собственноручной работы Ломоносова.

В Русском музее висят портреты двух величественных женщин – Елизаветы Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.

ФИЗИК.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. Он стал родоначальником новой науки – физической химии.

С 1841 г. М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке.

26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление прохождение Венеры по диску Солнца. Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что  Венера окружена воздушной атмосферой.

ИСТОРИК.

 За годы жизни Ломоносова в России сменилось восемь правителей, но основное время выпало на годы правления Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым Ломоносов бывает при дворе и Елизавета Петровна дает наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».

Вначале 50-х гг. Ломоносов занялся написанием «Древней Российской истории».

Он сознавал большую ответственность, принимаясь за этот нелегкий труд. В 1758 г. Ломоносов подготовил первый том «Российской истории» и передал его в академическую типографию. Но в следующем году он взял рукопись, чтобы изменить расположение примечаний. Работа затянулась, и при жизни автора книга так и не была отпечатана. Она вышла в свет в 1766 г., через год после его смерти, под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.». Издание этого  труда Ломоносова   было крупным событием в русской историографии.

«Древняя Российская история» Ломоносова пользовалась популярностью не только в России, но и за рубежом. В 1768 г. она была переведена на немецкий язык, в 1769 г. вышла во французском переводе.

ПРОСВЕТИТЕЛЬ.

 Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства.  Указ  об учреждении  Московского университета был подписан 25 января 1755 года.

В Московском университете первоначально работало три факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось в основном на русском языке.

1 марта 1757 года М. В. Ломоносова назначили членом академической канцелярии, что давало ему возможность управлять делами Академии.

Наибольшее внимание М. В. Ломоносов уделял надзору за учебными заведениями Академии, которыми он заведовал до самой своей смерти. Он устроил для учащихся общежитие, настоял на своевременной выплате денег на их содержание, добивался повышения жалованья особо отличившимся ученикам.

ПОЭТ.

Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. В.В.Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными строками «Оды на день вошествия на всероссийский престол ее государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка.

М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика» - первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.

Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени.

Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины.

В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределы России.

В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 г. 10 октября Ломоносова в торжественной обстановке избрали почетным членом Петербургской Академии художеств. В 1764 г. в апреле Болонская Академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.







СТРАНИЦА 4: «ПИСАТЕЛИ О ЛОМОНОСОВЕ».

А.С.Пушкин.

«Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.Н.Радищев.

«Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый. Самому всесильному нельзя отнять от тебя того, что дал. Родил он тебя прежде других, родил тебя в вожди, и слава твоя есть слава вождя».

В.Г.Белинский.

«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».

Б.Н.Меншуткин.

«Ломоносов в совершенстве знал кроме русского и церковнославянского языков, латинский, немецкий, французский, на которых писал, читал книги. Ему принадлежит перевод физики с немецкого на латинский».

В.И.Левашов.

«Образ Михаила Васильевича вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего потому, что по многогранности своего таланта он превосходит Леонардо-да-Винчи, по мужеству ученого не уступает Николаю Копернику и вскрыл сложнейшие законы природы глубже, чем Исаак Ньютон. Поэтому в истории великих людей он представляет собой исключительное явление».

СТРАНИЦА 5: «ИМЯ ЛОМОНОСОВА НА КАРТЕ МИРА».

  1. Село Ломоносово (ранее д.Денисовка), где родился Ломоносов.

  2. Возвышенность Ломоносова – плато в центральной части острова Зап.Шпицберген, принадлежит Норвегии.

  3. Хребет Ломоносова – подводный хребет в Северном Ледовитом океане.

  4. Город Ломоносов в Ленинградской области.

  5. Течение Ломоносова – экваториальное течение в Атлантическом океане.

  6. Московский государственный университет имени Ломоносова – основан в 1755г.

  7. Проспект Ломоносова – один из центральных в Архангельске.

  8. Архангельский государственный педагогический институт имени М.В.Ломоносова основан в 1932г.

  9. Памятник в селе Ломоносове Холмогорского района Архангельской области открыт в 1958.

  10. Драматический театр имени М.В.Ломоносова в Архангельске.

Учитель: Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

СТРАНИЦА 6: «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ».

1.Несгораемый платок.

Прополоскать в воде носовой платок, слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Захватить один конец тигельными щипцами и поджечь.



2.Извержение вулкана.

На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки бихромата аммония с магнием. Стеклянную палочку нагревают над спиртовкой и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением.

3. Черная змея.

В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубление и помещают туда смесь из 10г.питьевой соды и 65г. сахарной пудры, поджигают спирт. Из массы выползает толстая «змея».

4. Исцеление раны.

Одному из наблюдателей протирают руку ваткой, смоченной раствора хлорного железа, затем берут тупой нож, опускают в раствор роданистого калия или аммония и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа с кожей появляется красная полоса. Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем ватой, смоченной в растворе фтористого натрия, проводят по «порезу». «Рана» исчезает.

5.Примерзание стакана.

На стекло наливают немного воды и ставят на него стакан с 50мл. воды. Бросить в стакан 35г. нитрата аммония и интенсивно перемешать. Стакан примерзает к стеклу.



















Литература.

1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.Просвещение,1995

2.Брейгер Л.М. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград. Учитель,2001

3.Крицман В.А.Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1.М. Посвещение,1983

4.Манолов К. Великие химики.Т.1.-М.Мир,1985

5.Сергеева М.П.Внеклассная работа по химии.М. АРКТИ,2000





6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ