Конспект урока на тему «Песня кубанскому казачеству (по поэзии Ивана Вараввы)»











«Песня кубанскому казачеству

(по поэзии Ивана Вараввы)»













Выполнила

учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №14

Тимашевского района

Краснодарского Края

Гребенюк Татьяна

Васильевна.


2012 год.




Песня Кубанскому казачеству

(по поэзии Ивана Вараввы)

О мать моя,

Земля моя, Кубань!

Ты хлеб пекла, детишек колыхала,

Из века в век печально провожала

Сынов своих на подвиг и на брань.

И.Варавва.

Передо мной небольшой томик стихотворений И.Вараввы. Листаю не торопясь страницы, и глаза невольно останавливаются на строках:

Славны хлопцы – запорожцы,-

Рано, рано.

Славны хлопцы – запорожцы,-

Да раненько!

Я задумалась, кто такие «хлопцы- запорожцы»? Почему о них пишет кубанский поэт?

Ответ на эти вопросы я нашла в других его сборниках стихов:

Становили черноморцы

У таманской крутизны

Под казачьим лютым солнцем

Запорожские челны…

Ещё в далёком 18 веке запорожские казаки обосновались на Кубани и вошли в состав Кубанского Казачьего войска под именем черноморцев.

Кто же он, певец земли казачьей? Сам поэт вспоминает: «Дед мой, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение на хате у дальних родственников в донской слободе Новоботайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевёз на Дон всё своё семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новоботайской, я и родился 5 февраля 1925 года.

А в голодный 33-й год отец с матерью, взяв за руки малолетних сыновей, пешком отправились к своим истокам – на родину Кубань!

Всё выпало на долю поэта: и голод, и холод, и война, и разруха. «Не по ровному, широкому и гладко укатанному шляху проходила моя жизнь, »- вспоминает И. Варавва.

Всё было в жизни у меня:

Свой кров, и дом, и сад

Моя семья, моя родня –

Во всём свой лад

И склад.

Ещё в студенческие годы поэт определил основной мотив своей поэзии: «Я свою судьбу, давно уже решил. Поеду домой, в станицу, песни казачьи послухаю. Может, что и напишется!»

Жизненный выбор был сделан правильно. И кубанская песня стала главным в его творчестве:

И эта песнь усатых предков

Во мне смеялась и жила,

В сиянье звезд, раскинув ветви,

Как сад весенний зацвела.

Меня заинтересовало, почему Варавва обратился именно к казачьей песне? И ответ нашла у самого поэта: «В песнях – сама история, большая душа народная. Я их познал с колыбели».

В кубанских песнях воспеты степные курганы, скрывающие многие страницы истории народов и племен, заселявших наш благодатный край. Эти песни поведали нам о древнерусском Тмутараканском княжестве Мстислава Храброго, о смелых черкасских всадниках князя Темрюка, отправившихся с миссией упросить Ивана Грозного взять под могучую руку России их свободолюбивый народ, о мятежных казаках – некрасовцах, нашедших себе пристанище на Кубани.

Хороша казачья песня, вольна, как птица, широка, как степь. Поэтому и обращается к ней И.Варавва. Сам поэт считает, что наиболее содержательная его книга – «Песни казаков Кубани». В этот сборник вошли собранные Вараввой в станицах и хуторах нашего края народные песни.

Вот уже который раз я перелистываю страницы сборника казачьих песен поэта. Передо мной встают образы славных воинов- казаков, храбро сражавшихся на море и на суше с турецкими султанами, крымскими ханами, польской шляхтой, зорко охранявших рубежи Руси:

Далеко от родимой сторонушки

Служат храбрые наши казаченьки,

Охраняют казаки Отечество –

Берегут они Русь христианскую.

Отстаивая свободу родной земли, все бросал казак: и дом, и хозяйство, и казачку, и детей. Его не трогали даже слезы любимой.

- За Кубань иду!

Гей, сивый мой коник,

Дорогой степною

Играй подо мною –

Казачка, прощай.

Мою душу затронула «Дума про Морозенко». Этот герой покорил меня своей храбростью, мужеством, отвагой, казацкой удалью. Это настоящий русский богатырь:

У того у Морозенка

Шабелька с насечкой.

Где проехал Морозенко –

Кровяная речка…

Не отстают от него и казак Супрун, который

… собрал войско

Славно Запорожское

Да пошел орду он бить.

Ой, бил казак,

Да бил Супрун,

Ой, бил он и рубал.

Не может не вызвать восхищение удалой казак Голота, который отважно бьётся со злым татарином:

Вынимает сабельку

Из ножон,

Глядь – а у татарина

Дух вон!

Самому поэту в жестокой войне с фашистами пришлось отстаивать родную «батьковщину». Отсюда, с берегов Кубань-реки, «донесли до Эльбы удаль и отвагу земляки».

Много полегло казаков за родимый край, но они освободили израненную советскую землю от фашистов. Им, кубанским казакам, павшим в неравной борьбе, поэт Варавва

спел свою песню:

Край родной,

Родное поле

Парни сберегли,

На пшеничном

На раздолье

Грудью полегли.

И сейчас ветераны-казаки, прожившие трудную жизнь, испытавшие лихолетье, отшагавшие по военным дорогам до Победы, готовы откликнуться на первый зов Отечества:

И если злобный враг зловещей силой

Встревожит Родины поля,

Пусть будет для врага его могилой

Земля отцов – моя земля.

Они делают все, чтобы возродилось казачество. Ведь казаки во все времена были той реальной силой, которая готова биться « за правое дело и жизнь народа, за горстку Кубанской земли!»

Земля, родина, труд, поход, битва, любовь, дети, горечь разлуки, радость встреч, красота милой Кубани, тоска по дому в далеких походах, плуг и сабля, отвага и нежность – все это близко и дорого сердцу казака.

Любовь к родине, к матери и дивчине не делима в песнях Ивана Вараввы. Да и вообще, разве мог казак жить без «дивчины», без «криницы», без «дома», без «калины», без «мамы»?

Бейся, коник, бейся,

Гей, бейся, выбивайся, -

К отцу, родной матери,

Коник, возвращайся.

Не так к отцу – матери,

Гей, как ко всей родине,

Гей, как к одной дивчине.

Казак, главный герой песен поэта, всей душой и всем сердцем любит природу родного края, словно к божествам обращается к ветру, орлу и соколу, к родимой степи, ведет задушевную беседу со своим другом – конем, с матерью, женой или невестой, родной землей.

Начало свое казак видит в « сердце радужном радостной мамы, «в материнских слезах», «в жизни праведной мамы», а середину свою – в «материнской причастности к сыну».

Для кубанского казака мать и родина едины.

Моя славная мама,

Как и все беззаветные люди, -

Беспредельна и вечна,

Как вечна под солнцем земля.

Иван Варавва любит землю, Кубанскую землю, до самозабвения. Он называет её матерью, которая и в радости, и в горести была со своими сыновьями: вместе с ними «стонала и страдала», вместе с ними веселилась.

Люблю тебя, мой край,

Люблю.

По колкому жнивью

Свою любовь

Не распылю,

А в песню перелью.

И, действительно поэт перелил свою любовь к родной земле в песню, которая лежит над широкими просторами Кубани. Сам поэт признаётся: « Кубань была и остаётся и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землёй».

И вот перевёрнута последняя страница сборника стихов Ивана Вараввы. Много счастливых минут подарила мне поэзия кубанского певца. Его стихи удивительные. В них я нашла ответы на волновавшие меня вопросы.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ