Урок литературы на тему «Дети, опалённые войной по произведению»












МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Урок внеклассного чтения,

посвященный 65-летию Победы















Хамматова Фарида Шарифовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.

















Тема: «Дети, опалённые войной по произведению»


Цели: 1) познакомить учащихся с произведениями о жизни детей

во время войны;

2) воспитание патриотизма через анализ героических подвигов

детей во время войны;

3) развитие связной речи, техники чтения учащихся.

Оборудование: выставка книг по данной теме, записи,

выставка рисунков, ксерокопии текста,

компьютер, мультимедийный проектор.

Вид урока: урок внеклассного чтения – презентация.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои

И память, через годы пролетая,

Нам восстановит памятные дни.

2.Актуализация знаний.

  • Какую великую дату наш народ будет отмечать в этом году?

- Вспомните, в каком году началась Великая Отечественная война? - В каком году советские войска одержали победу над

фашистской Германией?

  • Сколько лет прошло со дня этой победы?

  • Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Вступление. (На фоне записи песни «Священная война»).

1 ученик. Предрассветную тишину разорвали залпы десятков

тысяч орудий. Армады фашистских танков и самолётов

ринулись на восток. Вслед за ними шли миллионы

вымуштрованных убийц. Мирный труд русских людей

оборвала война.

2 ученик. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и

в тылу врага – это подвиг беспредельного мужества и

стойкости людей, верности родине.

3 ученик. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твоё - это наше горе, Родина.


Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина!

4 ученик. На священную борьбу с захватчиками вместе с отцами, старшими

братьями и сёстрами с оружием в руках шли в бой тысячи юных

патриотов.

5. Словарная работа. Патриот – тот, кто любит своё отечество, предан

своему народу, отечеству.

Слайд. « Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берётся за

самые трудные дела».

П. А. Павленко.

  • Как вы понимаете эти слова?

6. Анализ произведения.

  • С каким произведением вы познакомились дома? Кто автор этого произведения?

  • О каких юных патриотах шла речь в произведении Н. Внукова

« Приказ по шестому полку»?

  • Как изменился посёлок с приходом немцев? (Выборочное чтение).

  • Прочитайте, как описываются переживания матери Серёжи, вызванные появлением немцев в посёлке.

  • Серёже мама запретила выходить на улицу. Как же получилось так, что мальчики встретились?

  • Где оказались мальчики во время прогулки?

  • Что они увидели в кукурузном поле?

  • На что решились мальчики?

  • Понимали ли дети, что они совершают подвиг? Почему вы так решили?

  • К какой награде были представлены мальчики?

7. Словарная работа. Слайд. Медаль «За отвагу».

- Как вы думаете, за что давали медаль «За отвагу»?

Вывод.

  • Можно ли этих детей назвать патриотами? Почему?

  • Достойны ли ребята медали «За отвагу»?

9. Знакомство с дополнительным материалом.

А. П. Гайдар в тяжёлые для страны годы обратился к молодому поколению: « Страна о вас заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала… Пришло время и вам не словами, а делом показать, как вы её цените, бережёте и любите.» Слайд.

И юность страны откликнулась на этот призыв. Тысячи молодых патриотов делали всё, чтобы помочь фронту, старались заменить отцов и братьев, ушедших на фронт, ухаживали за ранеными, посылали на фронт посылки и письма, помогали семьям фронтовиков. Сотни школьников, оказавшихся на территории, оккупированной врагом, сражались в партизанских отрядах.


5ученик : Ветры походные в трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь.

Ребята- герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

- Каких детей-героев Великой Отечественной войны вы знаете?

6 ученик рассказывает о Марате Казее.

Слайд

Родился и жил Марат в селе Станьково Минской области. Отца Марат лишился рано, ещё до войны. В первые же дни оккупации мать и две старшие сестры его включились в борьбу с фашистами. В ноябре 1942 года 14-летний пионер Марат Казей становится бойцом партизанской бригады. Он прослыл смелым и находчивым разведчиком. В бою Марат не уступал опытным бойцам. Однажды в лесу партизаны были окружены карателями. Юный патриот первым поднялся в атаку и повёл партизан на прорыв. За проявленные смелость и геройство Казей награждён медалью « За отвагу».

11 мая 1944 года Марат выполнял задание. На обратном пути разведчики попали в засаду. Юный партизан отстреливался, пока не кончились патроны. Когда фашисты подошли совсем близко, Марат поднялся и с последней гранатой бросился на врагов, подорвав себя и окруживших его гитлеровцев.

Посмертно Марату Казею присвоено звание Героя Советского Союза.

7 ученик рассказывает о Зине Портновой.

В начале июня 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова уехала на летние каникулы в Витебскую область. Когда враг оккупировал область, Зина вступила в подпольную комсомольскую организацию.

Вместе с другими участниками подполья Зина распространяла среди населения листовки, собирала данные о расположении вражеских воинских частей. По заданию организации она устроилась в офицерскую столовую. Вскоре Зину переправили к партизанам, где она стала разведчицей. Она научилась метко стрелять. Зина активно участвовала в разгроме вражеских гарнизонов. Фашистам удалось её выследить и арестовать. На одном из допросов, воспользовавшись тем, что офицер отвернулся к окну, Зина схватила со стола пистолет и застрелила его. Та же участь постигла дежурного офицера, который вбежал в кабинет на звук выстрела.

В январе 1944 года Зина Портнова была расстреляна фашистами.

Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Вывод. Слайды. Мы подробно узнали о подвигах двух пионеров –

героев. Но по стране их было много, вот некоторые из них.


10. Работа с выставкой книг.

Прочитать о жизни, подвигах и судьбах детей в военное время, вы сможете в этих книгах:

  • В. Голявкин « Мой добрый папа».

  • П. Цвирка « Соловушка».

  • Ю. Давыдов « Март», « Юность уходит в бой»

  • Б. Костюковский « Жизнь как она есть».

  • Сборники « Пионеры- герои», « Рассказы и стихи о пионерах».

  • Рубрика в местной газете « Бугульминская газета» посвящённая

65- летию победы и др..


Итог.

8 ученик. Помните!

Через века,

Через года-

Помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Минута молчания. Минутой молчания почтим память тех, кто свою жизнь отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

В заключение исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»


Использованная литература.

« Приказ по шестому полку» Н. Внуков.

«Реквием» Р.Рождественский.

Набор открыток «Пионеры - герои»

http://nagrada-info.narod.ru/medotvaga1.html

http://sibkray.ru/news/2010-1-25/7523/

http://www.rusmed-forever.ru/forum/index.php?showtopic=2434&st=0&p=67844

http://www.sporf.ru/Фотографии/Фотографии/СССР/Партизаны_(35_фото)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ