Конспект урока по математике «Площади и объемы» (5 класс)



МБОУ «Овгортская общеобразовательная школа-интернат»










Конспект урока по математике

«Площади и объемы »

(5 класс)



подготовила

учитель математики первой категории

Грибанова Елена Геннадьевна







с.Овгорт, Шурышкарский р-н, Тюменская обл.

2013






ТЕМА: Площади и объемы. 5 класс.

ТИП УРОКА: Интегрированный тематический зачет.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Дидактическая игра «Космическое путешествие».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученика на

заключительном этапе изучения темы.

2. Формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся.

3. Научить обобщать и систематизировать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу

обязательного уровня.

ОБОРУДОВАНИЕ: напечатанные тема и девиз урока; оформление доски под космическое пространство; плакаты с чертежами к задачам для командира и бортинженера; магнитофон, диск с записями к уроку; карточки с заданиями для групп; необходимые чертежи к задачам для групп; шкала на рефлексию для каждого обучающегося.

ХОД УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые формы, методы, приемы

Образова-тельный результат

1.Организацион-

ный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, здоровается, настраивает на урок.


Слушают

Словесный

Наличие всех учебных принадлежностей

2. Мотивационная беседа, постановка интегрирующей цели.

Основа беседы – направленность на приобретение прочной базовой подготовки. Сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Объявляется тема урока: «Площади и объемы», форма проведения – дидактическая игра «Космическое путешествие»

Полный вперед в Космическое путешествие!

Девиз путешествия:

Полет мы в космос совершим,

Разные планеты облетим.

Будем площади, объемы вычислять,

А печаль и грусть не знать!


Слушают

Словесный, фронтальная работа,

Появление темы и девиза урока на доске


3. Сообщение правил игры


Для того чтобы начать игру, необходимо провести выборы командира корабля, штурмана, бортинженера, остальные ученики – космонавты - исследователи, которые будут работать по различным направлениям: исследовать атмосферные явления, проводить биологические эксперименты, изучать космическое пространство.

Рассказ о корабле:

В нем три отсека:

1-й отсек с системой жизнеобеспечения, где находятся запасы воздуха, воды, пищи, там же находятся каюты исследователей и экипажа;

2-й отсек – приборный, где с помощью приборов производится радиосвязь, телесвязь, проверяется работа двигателей;

3-й отсек – отсек спускаемого аппарата, в котором работают командир и штурман, здесь же работают исследователи пространства. В 1-ом отсеке работают биологи, во 2-ом – метеорологи, а связь осуществляется с помощью радио и телевидения.

Полет начинается, а значит, начинается серьезная работа, которая должна для всех закончиться сдачей зачета.



Слушают


Словесный


Правила игры сообщены, чем задается психологический настрой, снимается нервно-психическое напряжение. Правила помогают направлять процесс и регулируют поведение детей и их взаимоотноше-ния между собой.


4. Актуализация опорных знаний


Учитель объявляет о начале выборов командира корабля, штурмана, бортинженера (консультантов), знакомит с правилами проведения этих конкурсов:

  1. Командир корабля должен знать очень много о космосе, о космическом корабле, знать математические формулы и уметь их применять в полете, быть внимательным, наблюдательным.

Задача:

Иван чертит последовательность «лесенок», сложенных из квадратов. Ниже показаны этапы построения.









Видно, что на этапе 1 он использовал один квадрат, на этапе 2 – три квадрата и на этапе 3 – шесть квадратов.

Сколько квадратов он использует на четвертом этапе? Вычислите площадь, получившейся лесенки.

(Ответ: 10, площадь равна 10 кв., ед.)

  1. Штурман-специалист по управлению кораблем, он прокладывает курс, отмечает движение корабля по карте, а значит, он должен знать, как вычислять расстояние, скорость, время, должен уметь ориентироваться в космическом пространстве. Участникам конкурса требуется ответить на следующие вопросы:

  1. С какой скоростью можно вывести космический корабль на орбиту Земли?

  2. С какой скоростью можно вывести корабль на Солнечную орбиту?

  3. С какой скоростью можно вывести корабль за пределы Солнечной системы?

  4. Скорость движения Земли по орбите вокруг Солнце 30 км/ с. Какой путь пройдет по орбите Земля за время нашего урока?

Штурманом станет тот, кто ответит на большее количество вопросов правильно.

  1. Бортинженер – специалист в области техники на корабле, значит, он должен уметь различать виды кораблей, уметь работать с двигателями, с различными приборами, осуществляющими полет корабля. Требуется выполнить задание:

Имеется лист жести площадью 8 кв.ед. Необходимо заделать пробоины в корабле. Какие из предложенных пробоин можно заделать данным листом жести?





а

2

4

3

) б)

4

2



4





Экипаж корабля есть, корабль готов к полету. Остальные ребята – космонавты-исследователи, работающие по трем направлениям:

1-й ряд – метеорология (наука об атмосферных явлениях);

2-й ряд – биология;

3-й ряд – исследование космического пространства.

Командир корабля контролирует 1-ю группу исследователей,

Бортинженер – 2-ю группу, штурман – 3-ю группу, экипаж работает со своими группами.


Слушают








Решают

Отвечают
















Слушают








Решают

Отвечают













Слушают








Решают

Отвечают









Словесный,

наглядный.







Беседа, частично-поисковый, индивидуальная работа














Беседа, частично-поисковый, индивидуальная работа



















Беседа, частично-поисковый, индивидуальная работа


Решенная задача, выбор командира
























Решенная задача, выбор штурмана





















Решенная задача, выбор бортинженера


5. Игровые действия


Учитель вместе с участниками игры выходит на связь с центром управления полетом.


Магнитофон: Внимание! Внимание! Говорит межгалактический центр управления полетом! Ваш корабль будет выведен за пределы Солнечной системы. Вы, посланники Земли, проведете в космосе много лет. Время полета будет использовано для дальнейшего совершенствования и углубления ваших знаний.

Внимание! Внимание! Занять места согласно предписаниям. Начинаем отсчет времени: 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Удачного полета!


Ученикам предлагается начать работу в тетради: записать число, классная работа, зачет.





Магнитофон: На связи центр управления полетом. Прослушайте первое задание. Запишите формулу пути. Что означают входящие в нее буквы? Доска-монитор подробно сообщит вам задание (на парте есть карточки, дублирующие задание на доске).


1-я группа:

1. Расстояние от Земли до Солнца 150000 км. За какое время дойдет до Земли солнечный свет, если его скорость 300000 км/с?

2. Во время солнечного затмения в 1981 году лунная тень прошла по территории нашей страны за 105 минут 7350 км. С какой скоростью перемещалась тень Луны?

3. Летчик – космонавт Павел Романович Попов находился в полете 70 часов, скорость его корабля была 8 км/с. Какой путь прошел его космический корабль?


2-я группа:

1. Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла 1120 см за 56 сек. Какова скорость движения крови?

2. Стрелка спидометра велотренажера показывала скорость 4 м/с в течение 3240 секунд. Какой путь проделал бы велосипедист с такой скоростью за это время?

3. Человек заметил вспышку молнии на расстоянии 3996 км. Через какое время он услышит гром, если скорость распространения звука 333 м/с?


3-я группа:

1. Летник –космонавт Николаев находился в полете 93 часа, скорость его корабля 8 км/с. Какой путь пролетел его космический корабль?

2. Искусственный спутник Земли обнаружил, что в космосе существует солнечный ветер, его скорость вблизи Земли 450 км/с. За какое время ветер проделает путь в 135000000 км?

3. Космическая станция прошла расстояние до Луны, равное 396000 км за 33 часа, а затем ушла в межпланетное пространство. С какой скоростью она двигалась до Луны?





Магнитофон: На связи центр управления полетом! Послушайте второе задание. Запишите формулу площади квадрата. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на доску!


1-я группа:

Самое крупное землетрясение на земном шаре было зарегистрировано на территории, имеющей площадь квадрата со стороной 21 км.

Выберите из предложенных форм ту, которая по площади соответствует данной территории :

14




а

9

35

)

7

б)

7


49





в

21

)



23



2-я группа:

На центральной площади города, имеющую форму квадрата со стороной 100м на 1 квадратном метре могут поместиться 4 человека. Могут ли разместиться на этой площади города 20000 человек; 40000 человек; 60000 человек? Ответ обоснуйте.



3-я группа:

На фотографии, сделанной в космосе, исследователи увидели необычное светлое пятно, имеющее форму квадрата со стороной 25 м. Найти площадь светлого пятна. Выберите из предложенных форм ту, которая по площади соответствует данному светлому пятну:



10


10

б)

а

15

25

)


25


29




в)

25




Магнитофон:

На связи центр управления полетом! Послушайте третье задание. Запишите формулу площади прямоугольника. Что означают входящие в нее буквы? Смотрите на мониторе.


1-я группа:

Очень сильный шторм нанес большие разрушения на площади, имеющей форму прямоугольника размерами 1200 м и 1750 м. Найти площадь участка.


2-я группа:

Найти площадь помещения, где находятся велотренажеры, если оно имеет форму прямоугольника размерами 2500 см и 1700 см.


3-я группа:

Через иллюминаторы космонавты увидели полярное сияние на территории, имеющей форму прямоугольника, длина которого 152 км, а ширина 156 км. Найти площадь.


Магнитофон:

Послушайте четвертое задание. Запишите формулу объема куба. Что означают входящие в нее буквы? Внимание на доску!


1-я группа:

Поместится ли 9 кубических метров пресной воды в емкость, имеющую форму кубу с ребром 2 м? Ответ обоснуйте.


2-я группа:

Какое максимальное количество воды может вместить аквариум, имеющий форму куба с ребром 50 см? Ответ обоснуйте.


3-я группа:

Какое максимальное количество воды может вместить бассейн, имеющий форму куба с ребром 50м? Ответ обоснуйте.


Магнитофон:

Последнее задание. Внимание! Запишите формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Что означают входящие в нее буквы? Желаю удачи!


1-я группа:

Найти объем отсека космического корабля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда со сторонами 3; 2; 5.


2-я группа:

Найти объем отсека космического корабля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда со сторонами 7; 4; 2.

3-я группа:

Найти объем отсека космического корабля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда со сторонами 6; 3; 5.






Записывают

Слушают








Решают

Записывают

Отвечают





Слушают








Решают

Записывают

Отвечают































Слушают








Решают

Записывают

Отвечают












































Слушают








Решают

Записывают

Отвечают











Слушают








Решают

Записывают

Отвечают







Слушают








Решают

Записывают

Отвечают




Словесный, вербальный, визуальный.














Поисковый, групповая работа








































Словесный, вербальный, визуальный.













Поисковый, групповая работа






































Словесный, вербальный, визуальный.












Поисковый, групповая работа






















Словесный, вербальный, визуальный.





Поисковый, групповая работа














Запись в тетради темы урока













Решение задач и запись их в тетрадь






































Решение задач и запись их в тетрадь




























































Решение задач и запись их в тетрадь
































Решение задач и запись их в тетрадь





6. Подведение итогов урока


Сообщение из центра управления полетом подводит итог игре.

Магнитофон:

Центр управления полетом благодарит исследователей и экипаж за четкие действия и слаженную работу. Все члены экипажа и космонавты – исследователи получают зачет по результатам исследований.



Слушают




Словесный, вербальный.




7. Домашнее задание


Ученики получают творческое домашнее задание: «Запишите задания для следующего сеанса связи: придумать задачу для соседа на нахождение объема куба (тренировка для следующего полета); подобрать пример на применение порядка действий».



Слушают



Записывают


Запись домашнего задания


8. Рефлексия


Из центра управления полетом пришла телеграмма:

« Командиру экипажа тчк подтвердите итог работы вашей группы – метеорологов тчк какие вопросы вы решали во время полета зпт с помощью каких формул вопрос

Бортинженеру тчк какие возникли трудности в процессе работы вашей группы вопрос

Штурману тчк какие задачи вы решали зпт какими методами вопрос

Ответ телеграфируйте тчк»


С учащимися обсуждается работа на уроке; выясняется, что нового узнали, с помощью каких формул.


На столах у каждого из вас лежит конверт. Откройте его и достаньте из него листок, на котором изображена координатная прямая. Обведите ту точку на координатной прямой, которая соответствует вашему мнению о сегодняшнем уроке. Кто выполнил задание, сдайте его мне.

Благодарю вас за вашу работу на уроке, спасибо, урок окончен, до свидания.



Слушают, отвечают


Беседа, фронтальная работа


Отметка на шкале мнения об уроке




















Пояснительная записка


Проект урока составлен по программе любого действующего учебника на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, БУП и программ для общеобразовательных школ.

Данный урок проводится в 5 классе. Знания, умения и навыки необходимые для изучения предложенной темы у учащихся сформированы.

Это последний урок в теме «Натуральны числа». Тип урока – интегрированный тематический зачет. Подготовлен он на основе знаний учащихся с целью формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся

Исходя, из целей и типа урока была выбрана форма урока – дидактическая игра «Космическое путешествие» и в соответствии с этим выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент урока.

  2. Мотивационная беседа, которая завершается постановкой интегрирующей цели – игровой замысел.

  3. Сообщение правил игры.

  4. Игровые действия, включающие познавательное содержание, диагностирующий уровень усвоения системы знаний и умений каждого обучающегося по заданной теме на этом этапе обучения и задания формирующие учебно- познавательную компетентность обучающихся.

  5. Подведение итогов игры, урока.

  6. Домашнее задание.

  7. Рефлексия.







Полет мы в космос совершим,

Разные планеты облетим.

Будем площади, объемы вычислять,

А печаль и грусть не знать!


Шкала на рефлексию





на уроке было

интересно и все

понятно

на уроке было интересно,

но возникли затруднения



на уроке было все

понятно, но

неинтересно

на уроке ничего не

заинтересовало



на уроке было все

непонятно и неинтересно























































Список использованной литературы


  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Учебник по математике 5 класс. - 2008 год

  2. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Учебник по математике 5 класс - 2009 год

  3. Никольский С.М., Потапов М.К.Учебник по математике 5 - 2012 год



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. 1 . http://school-assistant.ru

  2. http://metodisty.ru

  3. http://uchim.org












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ