Обучение сложению и вычитанию в пределах 10 в классах с ЗПР








Обучение

сложению и вычитанию

в пределах 10

в классах с ЗПР.








Таблица 8 Типичные ошибки при выполнении арифметических действий в концентре 10 и их предупреждение

Ошибки

Причины

Предупреждения

1 Смешение действий сложения и вычитания (7 + 2 = 5; 6 – 4 = 10)
















2 Получение результата на единицу больше или

а) Ученики еще не усвоили самих действий сложения и вычитания или же знаков этих действий. Чаще это происходит потому, что учитель рано стал требовать выполнения арифметических действий без использования счетного материала.





б) Замена одного арифметического действия другим – это недостаточный анализ решаемого примера: при вычислениях ученики больше обращают внимание на числа, чем на знак действия.




Подобные ошибки возникают при присчитывании и отсчитывании чисел 2, 3, 4

Не следует запрещать ученикам пользоваться при вычислениях счетным материалом, если они иначе не могут найти результат сложения и вычитания. При работе со счетным материалом важно, чтобы ученики сопровождали вычисления словесным рассуждением и соответствующей записью.

Например, выполняя сложение 5 + 2, ученик берет 5 кружков и 2, затем, придвигая к 5 кружкам 1 кружок, говорит: «К 5 прибавить 1, получится 6». Далее, придвигая к 6 кружкам еще 1, он говорит: «К 6 прибавить 1, получится 7. Записываю: 5 + 2 = 7.»

Важно приучать учеников к тому, чтобы они называли сначала вслух, а позднее просебя, какое арифметическое действие надо выполнить и над какими числами, и только после этого вычисляли результат.

Например, решая пример 6 – 4, они говорят: «Это пример на

вычитание» или «Надо из 6 вычесть 4, будет 2».Воспитывая привычку выполнять такой анализ, можно полностью устранит ошибки в замене одного арифметического действия другим.

Полезно, чтобы при присчитывании и отсчитывании по единице назывались промежуточные результаты.

Продолжение таблицы 8

Ошибки

Причины

Предупреждения

меньше верного

(7 + 2 = 8; 9 – 3 = 7)




3 Неверный результат в вычислениях

(3 + 6 = 8; 9 – 7 = 1)








4 Запись или называние вместо результата одного из компонентов

(3 + 5 = 5; 6 – 4 = 6)

по единице с опорой на натуральный ряд.





Использование нерациональных приемов. Например, выполняя сложение в случаях вида 3 + 6, часть учеников вместо приема перестановки слагаемых использует прием присчитывания по единице (по 2, по 3), а это трудно, и ученики часто забывают, сколько единиц они уже прибавили, и сколько осталось прибавить, вследствие чего получают неправильный результат.

(3 + 6 = 8; 3 + 6 = 10; 9 – 7 = 1).

Ошибки возникают преимущественно из-за невнимательности. Как правило, ученики сами находят ошибку и дают правильный ответ.

Например, прибавляя к 7 число 2, ученики должны назвать два числа, следующие за числом 7. (7 + 1 = 8; 8 + 1 = 9).Однако бывает, что они первым называют данное число и думают, что они прибавили 2, получая 7 + 2 = 8.


Помогает сравнение рациональных и нерациональных приемов вычислений. Обнаружив, что ученики допускают ошибки при решении примеров вида 3 + 6, учитель спрашивает, как они решали пример. (3 + 1 = 4; 4 + 1 = 5; 5 + 1 = 6). Затем другие ученики объясняют, как можно решить пример быстрее, легче. (Надо поменять слагаемые местами, результат 6 + 3 = 9 знаем наизусть). Здесь же ученики вспоминают, в каких случаях следует переставлять слагаемые. (Когда к меньшему числу прибавляем большее).


Необходимо научить детей выполнять проверку решения путем прикидки результата: при сложении результат должен быть больше каждого из слагаемых (если ни одно из них не равно нулю); при вычитании результат меньше уменьшаемого (если вычитаемое не равно нулю).

Продолжение таблицы 8

Ошибки

Причины

Предупреждения









5 Неверный результат в вычислениях

(4 + 2 = 9)













Смешение цифр.

Например, ученик пишет 4 + 2 = 9, хотя устно называет правильный результат.

Если эти отношения не выполняются, значит, в вычислениях допущена ошибка.

Устранению названных ошибок помогает анализ и обсуждение неверно решенных примеров. Так, учитель спрашивает, верно ли решен пример 3 + 5 = 5 и может ли сумма равняться 5. Ученики сравнивают сумму со слагаемым и утверждают, что сумма должна быть больше 5).


Необходима индивидуальная работа по запоминанию цифр, пусть ученик нарисует названное учителем число каких-либо предметов и рядом запишет цифрой соответствующее число, пусть найдет в своем наборе названные цифры.









Успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач.

Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Организация дифференциации определила несколько этапов: 1) определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся

для дифференцированной работы;

2) проведение диагностики по выбранному критерию;

3) распределение детей по группам с учетом диагностики;

4) выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий;

5) реализация дифференцированного подхода;

6) диагностический контроль за результатом работы учащихся.

Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе. С этой целью нами была проведена диагностика по определению уровней сформированности познавательной деятельности учащихся, что отражено в таблице 9.

Таблица 9 Уровни сформированности познавательной деятельности учащихся

Уровни, характеристика уровней

Рекомендации по организации индивидуальных и групповых занятий в системе КРО


Низкий уровень.

Дети очень неохотно принимаются за выполнение заданий, часто отвлекаются. Наблюдается уход от интеллектуальных усилий, отвлечение от сути задания и

Эта группа детей требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на


Продолжение таблицы 9


Уровни, характеристика уровней

Рекомендации по организации индивидуальных и групповых занятий в системе КРО


обсуждению несущественных деталей.

Им трудно даже незначительное время

удерживать внимание на задании. Они не могут самостоятельно выполнить задание, не ориентируются на образец, необходима пошаговая помощь взрослого.

Подача материала в игровой форме часто уводит ребенка от общей цели, он начинает играть вместо выполнения задания. Освоенные приемы выполнения заданий не переносятся на аналогичный материал. При анализе выполнения заданий дети данной категории неадекваны. Эти дети неуспешны в ситуациях различной внешней мотивации и различных форм предъявления задания.


Средний уровень.

Дети этой группы охотно приступают к выполнению заданий, если они носят насыщенный, эмоциональный, игровой характер. Долговременное удержание внимания на одном виде деятельности очень затруднительно. Они часто отвлекаются, не могут надолго удержать цель задания.

При выполнении заданий им требуется не только присутствие педагога, но и активное его участие на всех этапах работы. Очень хорошо принимают помощь и активно работают при создании условий. Очень важны мотивационная окрашенность задания (предъявление его в игровой

уроке.

-формирование операционально-технической стороны учебной деятельности и тренировка умения переносить усвоенное в новые условия;

- особое внимание к умственному развитию детей – использование развивающих игр и других приемов и методов;

- работа должна проводиться индивидуально и в малых группах;

- психогимнастика на уроке: тренировка навыков релаксации и эмоциональной саморегуляции;

- игровой тренинг: формирование и развитие сюжетно – ролевой игры ( « Игра в школу»).


Эта группа учащихся со средними способностями, выполняет задания с помощью учителя или опорных схем.

-формирование операционально-технической стороны учебной деятельности: самостоятельная ориентировка в задании, планирование деятельности и работа по образцу без пошагового контроля со стороны учителя;

- большую часть работы проводить в форме индивидуальных и групповых занятий;

- постоянный разбор ошибок и закрепление усвоенного на однотипных заданиях;

- задания должны быть занимательными и

Продолжение таблицы 9


Уровни, характеристика уровней

Рекомендации по организации индивидуальных и групповых занятий в системе КРО


форме), а также личное отождествление с

ним (логические задачи, в которых одним из персонажей является ребенок).

Эти дети недостаточно адекватны в оценке своей успешности, причины трудностей назвать затрудняются. Проявляют большую ситуационную зависимость от участия взрослого и формы предъявления задания.










Высокий уровень.

Дети стараются хорошо выполнять задания, активно демонстрируют свои знания. Показатели активности и сосредоточенности достаточно высоки. Для поддержания внимания необходимо создание внешней мотивации. Они хорошо следуют указаниям, а затем самостоятельно выполняют задание, сверяясь с образцом. При выполнении нового задания осуществляют перенос на аналогичное. При анализе результатов выполнения задания

интересными для стимуляции активности и

познавательного интереса;

- активное использование игровых форм предъявления заданий и развивающих игр; постепенный переход от игры к учебе и тренировка в переносе усвоенных в игровой ситуации навыков в условия учебной деятельности на материале аналогичных заданий;

- задания должны быть на доступном для ребенка материале, при этом необходимо осуществлять постепенный переход от конкретных объектов к рисункам и схемам;

- необходимо соблюдение принципа сотрудничества с детьми, нельзя фиксировать внимание на неудачах; оказывать поддержку и внимание, но не в избыточной форме.







Эта группа детей ведет работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

- формирование операционально-технической стороны учебной деятельности: умения работать с учебником и наглядным материалом, удерживать инструкцию, контролировать результаты деятельности, учиться работать самостоятельно;


Продолжение таблицы 9


Уровни, характеристика уровней

Рекомендации по организации индивидуальных и групповых занятий в системе КРО


адекватны, могут проанализировать причины неуспешности.

Проявление саморегуляции познавательной деятельности ситуационно зависимо. На эффективность выполнения задания существенно влияет сам факт присутствия взрослого и создание внешней мотивации.


- по необходимости использование индивидуальных и групповых форм организации занятий;

- при обучении навыкам переноса усвоенного алгоритма должна сохраниться занимательность заданий с целью стимулирования познавательной активности и учебного интереса;

- необходимо чередовать игровые и чисто учебные задания, использовать развивающие игры;

- в оценках необходимо учитывать личное отношение ребенка к учебе: старание, активность, прилежание.



Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников и поддерживать интерес к предмету.

Используя разные способы организации деятельности детей, необходима дифференциация содержания учебных заданий. Учитывая уровни сформированности познавательной деятельности учащихся и их типичные ошибки, нами были дифференцированы упражнения по уровню сложности. В качестве способов усложнения заданий выступают:

- увеличение количества выполняемых учащимися операций;

- самостоятельность в выборе способа действия, соответствующего данному

условию;

- новизна формулировки заданий, требующая самостоятельного установления

взаимосвязей между различными вопросами;

- активное использование приемов умственной деятельности: анализа и

синтеза, сравнение, классификации и обобщения.

Переход от одного этапа к следующему осуществлялся только в том случае, если ребенок достаточно уверенно выполнял действия на предыдущем этапе. Планомерно – поэтапный характер экспериментальной методики способствовал гибкому регулированию процесса обучения и четкому контролю за успешностью его протекания.

Упражнения, построенные на материале различной степени трудности, дали возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний, что отражено в таблице 10.




Таблица 10 Система дифференцированных упражнений

Этапы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

I Подготовительный этап. Упражнения, связанные с подготовкой к восприятию детьми нового учебного материала.
















1) Назови числа от 1 до 6, от 7 до 10, от 9 до 4, от 8 до 0.



2) Соедини рисунок с цифрой.

2 3 5 5









3) - Обведи столько клеток, сколько предметов на картинке и запиши цифрой.

- Обведи клеток меньше, чем предметов на картинке и запиши цифрой.

4) Поставь знак >, <, = .

    ∆ ∆ ∆ ∆ ∆

O O O 4…3     5… 4


1) Назови числа, которые стоят между числами 1 и 3, 8 и 6, 5 и 7. Назови число, стоящее за числом 2, 7, 5, 4.

2) Запиши цифрой.

О О О О 






3) Запиши верные равенства, используя числа 3, 8, 5.





4) Поставь знак >, <, = .


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5 … 6 3 … 2 8 … 9 4 … 4

1) Продолжи числовой ряд.

1, 3, 5, …

10, 9, 8, …

10, 8, 6, …

2) Найди закономерность и продолжи запись.

2 6 8 9 4 0

3     



3) Запиши верные равенства, используя числа 7, 3, 4, 1.





4) Поставь знак >, <, = .

7 … 4 9 … 9 0 … 6

5 … 8 3 … 7 2 … 1


Продолжение таблицы 10

Этапы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

II Объяснение нового. Упражнения, связанные с приобретением новых знаний.

1) Реши пример.

    

∆ ∆ ∆ ∆

5 + 4 = 

2) Найди значения выражений.



3 =  +  7 =  + 

3) Вставь пропущенные знаки.

3 * 4 = 7 8 * 2 = 10

4 * 3 = 1 8 * 2 = 6


4) Вычти.

5 – 1 – 1 – 1 =  5 – 2 – 1 = 

5 – 1 – 2 =  5 – 3 = 

5) Соедини пример с ответом.

4 – 2 0

5 – 2 2

2 + 3 3

3 – 3 5

1) Сделай рисунок к выражению и реши пример.

5 + 4 = 


2) Найди значения выражений.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


7 = 2 +  9 = 3 +  6 =  + 4

3) Вставь пропущенные знаки и цифры.

5   = 7 4   = 0

9   = 8 6   = 6

4) Вычти.

5 – 1 – 1 – 1 =  5 -  -  = 

5 -  -  =  5 -  = 

5) Впиши нужные цифры.

4 +  = 5 6 +  = 8

10 -  = 3 9 -  = 6



1) Найди сумму чисел, запиши второй пример, используя знания о перестановке слагаемых.

5 + 4 = 

2) Найди значения выражений

5 =  + 

7 =  + 

9 =  + 


3) Угадай, какие цифры записаны на перевернутых карточках.

+  = 9  -  = 4


4) Как можно вычесть 3 единицы из числа 5?


5) Подчеркни примеры, в которых получится 9.

4 + 5 9 + 1

10 – 3 0 + 8

7 + 2 6 + 3

Продолжение таблицы 10

Этапы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень















III Закрепление изученного.Упражнения, направленные на расширение и углубление приобретенных знаний.

6) Поставь знак >, <, = .

1 … 3 5 … 2 4 … 6

7 … 9 8 … 5 5 … 5


7) Используя числовую прямую, найди значения выражений.

2 + 4 6 – 4

4 + 2 6 – 2

8) На одной полке 8 книг, а на другой на 2 книги меньше. Обозначь каждую книгу кружком и выполни рисунок.


1) Поставь знак >, <, = .

2 + 3 … 6 – 3 4 + 5 … 2 + 7

7 – 4 … 3 + 3 4 + 3 … 8 – 5

2) Найди значения выражений.

2 + 3 8 – 5 7 – 4

4 + 5 6 – 3 2 + 7

6) Поставь знак >, <, = .

3 + 5 … 9 4 + 2 … 6

7 – 3 … 8 9 – 7 … 2


7) Вставь пропущенные числа.

2 +  = 6 6 -  = 4

+ 4 = 6 6 -  = 2


8) Миша поймал 4 рыбки, а Коля на 3 рыбки больше. Выбери выражение, которое показывает, сколько рыбок поймал Коля.

5 + 3 4 – 3 4 + 3 6 + 1


1) Используя числа 9, 4, 6, запиши шесть неравенств.


2) Найди значения выражений.

3 + 5 – 2 8 – 3 + 4

4 + 2 – 5 9 – 6 + 5


6) Поставь знак >, <, = .

6 + 2 … 5 + 3

3 + 4 … 4 – 2

2 – 1 … 3 + 2

7) Запиши различные суммы и разности, используя числа 2, 4, 6.



8) На тарелке лежало 8 яблок. Маша съела 2 яблока утром и 1 вечером. Запиши выражением сколько яблок осталось на тарелке.



1) Используя числа 8, 5, 3, запиши четыре верных равенства.


2) Найди значения выражений.

8 – 4 + 2 – 5 8 + 1 – 7 + 3

3 + 6 – 7 + 4 9 – 8 + 5 – 4

Продолжение таблицы 10

Этапы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень















3) Запиши выражения и найди их значения.

К 3 прибавить 4.

Из 8 вычесть 6.

3 увеличить на 4.

7 уменьшить на 2.


4) Вычисли и сделай проверку на числовом отрезке.

6 = 4 +  9 =  + 5

9 -  = 7  - 6 = 1


5) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

9 - … = 6 … - 3 = 5

4 + … = 7 … + 2 = 8



3) Запиши выражения и найди их значения.

Разность чисел 9 и 1.

Сумма чисел 2 и 5.

Число 2 увеличить на 4.

Число 6 уменьшить на 5.


4) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

9 – 1 = 2 + … 4 + 3 = 5 + ...

5 – 3 = 9 - … 7 – 5 = 6 - …


5) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

8 – 6 = … + …

9 – 4 = … + …

5 + 2 = … + …

8 – 4 = … + …


3) На сколько 10 больше 2?На сколько 3 меньше 5?Назови число, которое больше 3 на 5. Сумму чисел 4 и 2 уменьшить на 5. Разность чисел 8 и 3 увеличить на 4.

Продолжи ряд из пяти чисел:

8, 5, 7, 4, 6, …


4) Вставь пропущенные знаки, чтобы получились верные равенства.

7 … 2 … 4 = 9 6 … 4 … 3 = 5

8 … 1 … 6 = 3 2 … 2 … 2 = 2


5) Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

- … = … + …

+ …= … + …

- … = … - …

... + … = … - …

Продолжение таблицы 10

Этапы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень














6) Запиши число 8 в виде суммы двух слагаемых.


7) Реши задачу.

На озере плавали 4 уточки и 2 гуся. Сколько птиц плавало на озере?

8) Поставь знаки + или -.

6 …1 > 4 … 2

8 … 0 = 4 …4

10 … 7 < 10 …4

5 …3 = 2 …6

6) Запиши пять выражений, в которых уменьшаемое равно 9, и найди их значения.

7) Поставь вопрос и реши задачу.

На озере плавали 4 уточки и 2 гуся.


8) Найди ошибки.

7 + 2 = 8 0 + 3 = 3

9 – 5 = 4 3 – 3 = 3

5 + 1 = 6 3 + 4 = 6

6) Используя числа 7, 6, 2, составь пять выражений и найди их значения.

7) Поставь вопрос, реши задачу и составь задачу, обратную данной.

На озере плавали 4 уточки и 2 гуся.

8) Расшифруй слово.

И 5 + 2 Р 7 – 5 Ц 9 - 5

Ф 8 – 7 А 10 – 4

4

7

1

2

6







Использование устных упражнений не ограничивается только формированием знаний, умений и навыков; в процессе выполнения упражнений мы решаем и коррекционные цели: развитие речи, памяти, внимания, способности воспринимать сказанное на слух, быстроту реакций.


1 * Назови числа от 0 до 6, от 5 до 9, от 1 до 7 через 1.

* Назови числа через 1, начиная с числа 3.

* Какие числа нужно сложить, чтобы получилось число 3?

* Реши примеры, каждый раз прочитывая их по-разному:

2 да 2 к 5 прибавить 2

6 плюс 2 1 и 2

сложить 4 и 2 3 без 2

из 5 вычесть 2 6 минус 2

* Назови спрятавшиеся числа:

10 =  + 2 8 = 2 + 

5 = 2 +  9 =  - 1

3 = 1 +  7 = 2 + 

* Сравни числа:

4 и 3 7 и 8

10 и 9 1 и 5

6 и 4 7 и 10

* Какое число я задумала? Оно меньше 5, но больше 3.

* Папа дал Вите 3 конфеты, а мама еще 2. Сколько конфет стало у Вити?

* Положили в тарелку 9 яблок, 2 переложили в вазу. Сколько яблок осталось в тарелке?

* Сколько хвостов у двух ослов?

* Два жучка бежали в домик.

Им навстречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка поскорей!


2 * Назови числа от 0 до 10, начиная с любого через один, через два

* Расскажите подробно, как нужно к 7 прибавить 2.

* К числу нужно прибавить 7. Прибавили 3. Сколько еще нужно прибавить?

* Игра «Молчанка» (результат покажи на пальцах).

4 6

2 8

± 2

3 7

5 9

* Девочка должна написать 7 строчек, она написала 3 строчки. Сколько ей осталось написать?

* 7 забавных рыжих львят

Подстригаться не хотят:

3 умчались без оглядки,

Засверкали только пятки.

Не видал трусливей в мире!

Было 7,

теперь – четыре!

* Один грузовик привез 2 трубы, второй – 3 трубы. Сколько всего труб привезли грузовики?


3 * Назови числа от 0 до 10 через два, через три.

* Какие числа следуют при счете за числами: 4, 7, 9, 10?

* Какие числа предшествуют числам: 1, 4, 8, 12?

* Назови соседей чисел: 2, 3, 5, 11.

* Какое число в натуральном ряду самое маленькое?

* Хитрый волшебник унес числа. Назови их.

6 +  = 8  + 2 = 3

7 -  = 6  - 2 = 8

4 – 1 – 2 =  5 – 2 – 1 = 

* Игра «Добавь до…»

(На кубике показывается число точек, а само число объявляется учителем. Работа над составом чисел, где одно из слагаемых 1, 2, 3.)

* Реши примеры и сделай анализ результатов.

10 – 1 7 + 2 5 + 3

10 – 2 7 + 1 5 + 2

- Чем похожи верхний и нижний примеры?

- Чем они отличаются?

- Как ты думаешь, в каком примере ответ будет больше и почему?

* Посадили 5 ли и 1 дуб. Сколько деревьев посадили?

* Мама дала Ване конфеты. Себе он оставил 2 конфеты, а сестре дал 3 конфеты. Сколько конфет дала мама Ване?


4 * Назови числа от 1 до 10 через два, через три.

* Прочитай примеры по- разному.

6 и 3 к 7 прибавить 2

4 плюс 1 5 да 3

6 без 2 из 8 вычесть 3

* Назови нужный знак.

6  1 = 7 8  2 = 6 4  3 = 7

9  3 = 6 5  3 = 8 7  3 = 10

* В семье четверо детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько сестер в семье?

* Незнайка учился решать примеры на сложение и вычитание. При решении он сделал много ошибок. Найди их.

4 + 2 = 5 9 – 3 = 7 6 – 3 + 2 = 5

7 – 1 = 6 4 + 2 = 8 3 + 3 – 2 = 3

* Было 8 хомячков,

Симпатичных толстячков.

Хомячки те веселились,

Два из них вдруг в норке скрылись.

Сколько их осталось здесь?

Было 8, стало – шесть.

* У Марины 5 мишек и 2 зайца. Сколько всего игрушек у Марины?


5 * У белки в дупле 5 орешков в мешке, ее 3 на полке. Посчитай-ка, сколько их? Как прибавлял?

* В деревне у бабушки 2 поросенка,

Белая козочка и 2 индюшонка.

Если нам их сосчитать,

Всех их будет ровно… .

* Мудрый волшебник сказал Иванушке, что указатель с наименьшим ответом ведет в царство Кащея. Указатель с наибольшим ответом показывает дорогу домой. Помоги Иванушке выбрать верный путь.

7 – 3

5 + 3



* На окне лежали 3 зеленых помидора. Через неделю 2 помидора покраснели. Сколько помидоров осталось зелеными?

* На ледяной горке катались 6 ребят, двое из них ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько стало ребят на горке?

* Редкое имя малютке – котенку

Мама его промяукала громко,

Быстро реши все примеры подряд,

Будет малыш благодарен и рад.

Ф 6 + 3 Т 7 – 2 П 5 – 1 Й 4 + 2

А 5 + 2 И 10 – 2 У 3 – 0 Н 3 – 2

4

7

9

1

3

5

8

6










6 * Назови все числа из натурального ряда, которые меньше 7 и пять чисел, которые больше 3.

* Решение примеров цепочкой.

3 – 3 =  5 = 3 + 

1 + 4 =  4 =  + 3

4 – 2 =  6 =  + 2

+  = 7  -  = 1

* У Юры 3 кубика, у Сережи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить все кубики в коробку?

* Было 8 чашек. В 2 чашки налили кофе, а в остальные – молоко. Сколько чашек с молоком?

* В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. Маша, Катя и Наташа могут взять только по одному фрукту. Наташа взяла яблоко. Какие фрукты взяли другие девочки? Катя взяла не яблоко, не апельсин. Что взяла Катя? А что Маша?

* Пять веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал – и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат?

Их стало больше или меньше?


7 * Назови числа от 0 до 10 и обратно, начиная с любого числа, через один, через два.

* Закрепление состава чисел 0 – 4 (на абаке).

* Закрепление знания таблиц – 2, 3 (по таблицам и кубику).

* Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них?

* У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

* На столе 4 яблока. Одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

* В пруду плавало 4 гуся, когда несколько улетело, осталось 2. Сколько улетело?

* Прилетели галки, сели на палки.

Если на каждую палку

Сядет по одной галке,

То для одной галки

Не хватит палки.

Если же на каждой палке

Сядет по две галки,

То одна палка без галки.

Сколько было галок? Сколько было палок? (4 галки, 3 палки)

* Назови два числа: одно больше 4, другое меньше 4.

* У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?


8 * Игра «Заселяем дома». (Повторение состава чисел 5, 7, 8)

* Прочитай примеры по-разному, употребляя слова «больше на…», «меньше на…».

1 + 4 2 – 2 3 + 2

4 – 1 3 – 3 6 + 1

* Сравни числа.

9 и 10 2 и 5

4 и 8 6 и 2

4 и 3 8 и 5

* Назови числа, предшествующие числам: 7, 9, 8, 5, 3.

последующие за числами: 9, 3, 10, 6, 8.

* Сравни примеры. Как изменится ответ следующего примера в каждом столбике: где будет меньше, а где больше?

7 + 2 6 – 1

9 – 1 5 + 2

7 + 3 6 – 2

9 – 2 5 + 3

* В вазу положили 3 яблока и 4 груши. Сколько фруктов положили в вазу?

* В комнате стояло 5 стульев, 2 стула вынесли. Сколько стульев осталось?

9 * Закрепление умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4 (по табличкам-карточкам).

* Отработка знания состава чисел 5, 6, 7, 8, 9.

* Игра «Угадай-ка»

+  = 9

* Игра «Кто внимательный?» (Учитель читает стихотворение, в конце которого стучи карандашом по столу столько раз, сколько у курочки цылят.)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко.

* Из каких одинаковых чисел состоит число 10?

* Из каких трех одинаковых чисел состоит число 9?

* Стоит в поле теремок, угадай, кто в нем живет?

4

2

1

3

Т

И

А

С


* Миша старше Димы на 3 года. На сколько лет будет Миша старше Димы через 5 лет?


10 * Назови числа от 1 до 20.

* Закрепление знания таблиц сложения и вычитания с числами 1, 2, 3, 4 и соответствующих случаев состава чисел.

* Где допущена ошибка в записи?

5 < 6 8 < 7 9 < 4

3 < 6 1 < 4 4 < 10

* Сумма на 3 больше, чем первое слагаемое. Чему равно второе слагаемое?

* А теперь пора бананы сосчитать у обезьяны.

1, 2, 3, 4, 5… можно 3 на завтрак дать.

Если 3 на завтрак дать, их уже не будет 5.

Обезьянка, ты права: их останется лишь … 2.

* Выбери арифметические действия для решения задачи:

- Миша нашел 4 белых гриба, а Коля – 3. Сколько всего грибов нашли дети?

- Миша научился писать 3 буквы, потом еще 2 буквы. Сколько всего букв умеет писать Миша?

- У жука 6 ног, а у мышки на 2 меньше. Сколько ног у мышки?

- В коробке 6 цветных карандашей. Оля достала 2. Сколько карандашей осталось в коробке?

* Может ли сумма двух чисел быть равной одному из слагаемых? Обоим слагаемым? Если может, приведите примеры.


11 * Назови числа от 0 до 20 в порядке возрастания и убывания.

* Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 по карточкам.

* Назови числа, которые при счете следуют за числами 10, 13, 16, 19.

* Назови числа, предшествующие числам 20, 11, 19.

* Прочитай математические выражения по-разному и найди их значения:

4 + 3 10 – 1 7 – 2

6 – 3 5 + 1 6 + 2

* Найди числа по таблицам вида 8 =  + 

* Сравни примеры. Как быстро получить результат?

6 – 2 4 + 6 1 + 7

6 – 1 6 + 4 7 + 1

* Ваня старше Димы на 3 года. Ваня младше Оли на 2 года. На сколько лет Оля старше Димы?

* Может ли разность быть равной уменьшаемому?

* Сколько шей у 5 журавлей?

12 * Назови числа от 1 до 20 в прямом и обратном направлении.

* Отработка состава чисел, используя игру «Заселяем дома».

* Покажи на пальцах ответы на вопросы: сколько дней в неделе, что означает слово «пара», сколько лап у кошки, сколько пальцев на руке?

* В конверте лежали белые и черные кружки. Всего 3 кружка. Могут ли оказаться среди них 2 кружка одинакового цвета?

* Может ли разность быть равной вычитаемому?

* Сегодня у тебя 5 уроков. Урок математики уже прошел. Сколько у тебя еще осталось уроков?

* Назови разные случаи состава чисел 10, 7, 5, 9.

* Устное решение задач в форме игры «Плюс и минус».

* Игра «Вставь числа».

9 =  + 6 6 = 2 + 

7 =  + 3 8 =  + 3

* Реши примеры.

5 + 2 7 – 2 7 – 5

* Коля вырезал из бумаги 6 кругов и многоугольников. Сколько может быть кругов и сколько может быть многоугольников? Рассмотри все случаи.


13 * Назови числа в порядке возрастания и убывания чисел, начиная с любого числа.

* Назови число, которое при счете стоит за числом 13, перед числом 20, между числами 9 и 11, соседей числа 14.

* Повтори состав чисел 6 =  + .

2

4

1

6

3


* Реши примеры.

4 + 2 = 6 2 + 5 = 7

6 – 2 = 7 – 2 =

6 – 4 = 7 – 5 =

* Укажи верные неравенства.

7 > 9 8 < 5 5 < 4

3 > 1 4 > 2 9 > 7

* Может ли уменьшаемое быть равным вычитаемому?

* Реши задачи.

- В аквариуме было 8 рыбок. Трех рыбок пересадили в другой аквариум. Сколько рыбок осталось в первом аквариуме?

- Родители подарили Коле 10 марок. 4 марки подарила мама. Сколько марок подарил папа?


14 * Назови и покажи по порядку «разбросанные» числа от 11 до 20.

14 12 16

13 18 20

17 11 19 15

* Назови предыдущие и последующие числа 1, 4, 6, 9, 10, 14, 18.

* Назови и покажи числа, которые откроют трое ворот к центру, набрав 10 очков.

1

7

4

10

3 2

2 5

0 4

* Скажи, сколько десятков и единиц в числах 12, 20, 16.

* Назови число, состоящее из 1 дес.3 ед., 1 дес. 7 ед., 2 дес.

* Назови числа, чтобы равенства стали верными.

+ 2 = 8 1 +  = 9

+ 1 = 7 2 +  = 5

* Как получить любое число в натуральном ряду чисел, например 8?

* Какие числа больше на 1, чем 5, 7, 4; меньше на1, чем 2, 9, 10?

* Какие цифры использованы для записи чисел 14, 16, 10, 18, 20?


15 * Игры на скорость и правильность решения примеров: «Лесенка», «Молчанка».

* Сравни числа.

11 и 13 10 и 14 14 и 16

17 и 13 19 и 12 20 и 12

* Реши задачи.

- В магазине продали за день 8 утюгов, а настольных ламп на 2 больше, чем утюгов. Сколько продали настольных ламп?

- На столе лежат книги и тетради. Книг 6, а тетрадей на 2 больше, чем книг. Сколько на столе лежит тетрадей?

- Купили 9 апельсинов, а лимонов на 3 меньше, чем апельсинов. Сколько купили лимонов?

- В пакете лежат красные и желтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 желтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?

* Какое число больше 3 на 1, больше 6 на 2, больше 4 на 3?

* Посчитай числа от 1 до8, от 9 до 0.

* Какое число меньше 6 на 1, меньше 9 на 2, меньше 4 на 3?

* Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получить 7, 9, 10?

* Когда число 8 уменьшили на несколько единиц, получилось 6. На сколько уменьшили число?

* Составь несколько математических выражений так, чтобы значения их были равны 7, 9.

* Найди пары из числового ряда так, чтобы получились числа 10, 8.


16 * На сколько больше 10, чем 9, 7, 5, 6, 3; 8 больше , чем 5, 4, 8, 6, 7?

* Ты хорошо знаешь, что 3 больше, чем 2. Но всегда ли 3 яблоко весят больше, чем 2 яблока?

* Прочитай выражения разными способами.

4 + 5 6 – 4

* Играя, Катя, Галя и Оля опустили в свой мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчонка и слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка была?

* Игра «Построй неделю».

После воскресенья наступит …, среде предшествует …, раньше других дней наступает …, пятница предшествует …, перед воскресеньем бывает … .

* Найди суммы.

4 и 3 6 и 1 10 и 1

1 и 0 5 и 4 7 и 2

* Первое слагаемое равно 2, второе – 5. Чему равна сумма?

* Какое число нужно вставить, чтобы записи были верными.

+ 4 = 10

6 +  = 10

3 +  = 10


17 * Расставь в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9.

2

6



3




4


* Сравни числа.

7 и 5 8 и 5 5 и 6

9 и 6 7 и 4 1 и 9

* Вставь в окошко числа, чтобы неравенства были верными.

3 + 2 … 4 + 2 4 + 1 … 3 + 1

6 + 3 … 3 + 6 5 – 4 … 4 + 5

* Какие арифметические действия нужно выполнить, чтобы 9 уменьшить на 3; 7 увеличить на 2; найти сумму 3 и 6; разность 7 и 4.

* С огорода принесли огурцы и помидоры. Всего 4 штуки. Огурцов было больше, чем помидоров. Как это может быть?

* Реши примеры.

7 + 3 – 4 2 + 8 – 6

8 – 5 + 7 9 – 7 + 8

* Добавь числа до 10 : 6, 8, 4, 7, 5, 2, 9.

* Составь 4 примера на сложение и вычитание, используя числа 6, 3, 9, 10, 4.

* Катя решила пример и получила в ответе 6. Назови, какой пример решила Катя?

* Составь из примеров «круговые».

10 – 7 3 + 6 5 + 3

2 + 8 9 – 4 8 – 6

Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. С этой целью возможно регулярное использование на уроках таблицы примеров на сложение и вычитание в пределах 10. Выполнение однотипных заданий утомляет детей, поэтому необходимо творчески подойти к разработке заданий по таблице. Рассмотрим некоторые из них:

- найди примеры с ответом ;

- найди примеры, в которых первое слагаемое равно ;

- найди примеры, в которых второе слагаемое равно ;

- найди примеры, в которых уменьшаемое равно ;

- найди примеры, в которых вычитаемое равно ;

- выпиши примеры, сумма чисел которых равна ;

- выпиши примеры, разность чисел которых равна ;

- используя таблицу, составь круговые примеры.



Таблица примеров на сложение и вычитание в пределах 10

1 + 0

2 – 2

6 + 3

3 + 7

4 + 1

5 + 2

5 – 5

3 – 0

10 – 9

7 – 0

1 + 9

9 – 2

3 + 6

6 – 2

2 – 1

3 – 1

8 – 1

10 – 6

4 – 4

1 + 1

5 – 0

2 + 4

0 + 4

3 + 3

6 + 2

4 – 3

0 + 10

8 – 2

9 – 3

1 + 4

8 – 3

0 + 3

7 – 1

2 – 0

3 + 2

5 + 0

0 + 2

3 + 5

4 – 2

5 + 4

10 – 7

0 + 5

10 – 10

5 + 5

8 – 5

3 + 4

2 + 7

3 – 2

7 + 3

8 – 4

10 – 0

10 - 8

2 + 8

8 + 0

7 – 2

1 + 8

6 – 1

1 + 3

5 – 3

9 – 6

4 + 3

7 – 4

3 – 3

6 – 4

4 + 0

6 + 4

9 – 7

6 + 1

5 + 3

9 – 5

7 – 3

1 + 2

0 + 9

0 – 0

5 – 4

0 + 1

9 + 1

7 – 7

6 – 3

0 + 0

7 + 0

8 + 2

9 – 1

10 + 0

10 – 5

7 + 1

2 + 2

8 – 0

6 – 6

0 + 8

3 + 1

8 – 7

8 – 6

0 + 6

1 + 6

9 + 0

9 – 4

6 – 5

4 + 2

3 + 0

10 – 3

2 + 1

4 + 4

10 – 4

6 – 0

9 – 0

8 + 1

9 – 9

2 + 5

1 + 7

1 – 1

5 – 2

4 – 1

4 + 6

0 + 7

10 – 1

5 – 1

7 – 5

6 + 0

10 – 2

4 + 5

7 + 2

4 – 0

5 + 1

2 + 3

7 – 6

1 – 0

9 – 8

1 + 5

2 + 6

8 – 8

2 + 0




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ