Открытая олимпиада школьников «Интеллектуальный марафон» 2012-2013гг. Математика. 11 класс
Открытая олимпиада школьников
«Интеллектуальный марафон» 2012-2013гг.
Математика. 11 класс.
 
1 часть.
Решения заданий записывать. (За каждое задание 5 баллов, всего 50 баллов).
 
1. Найдите значение выражения
 ![]()
2. Найдите сумму корней уравнения
 ![]()
3. Найдите наименьшее значение функции 
 на множестве всех действительных чисел.
 
4. Один из акционеров предприятия имеет 100 акций, номинальная стоимость каждой, из которой составляет 50 рублей. Ежегодно ему выплачивается с каждой акции доход в 50%от ее стоимости. Через сколько лет его общий доход превзойдет удвоенную стоимость акций?
5. Около окружности описана равнобедренная трапеция, у которой средняя линия имеет длину 5 см. Определите периметр трапеции.
 
6. В равностороннем треугольнике NPO стороной 20 проведена медиана NF. Найдите скалярное произведение векторов 
 и 
.  
7. Имеется лист фанеры квадратной формы, стороны которого равны 6 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (KN, KL, LM, MN – дуги с центрами в точках A, B, C, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,03 кг краски?

 
 
8. Найдите все значения а, при которых неравенство х2 + (2а + 4)х + 8а + 1 ≤ 0
не имеет решений.
 
 
9. Сумма седьмого и двенадцатого членов арифметической прогрессии меньше суммы ее шестого и одиннадцатого членов на 8. Найдите разность прогрессии.
10. На рисунке изображен график производной функции 
, определенной на интервале(-9;8). В какой точке отрезка[-8;-4] 
 принимает наименьшее значение.

 
 
 
 
Часть 2.
 
 
1 задание.(10 баллов).
Докажите, что система уравнений 
  не имеет решений.
 
 
2 задание.(20 баллов).
Решите уравнение
 ![]()
3 задание.(20 баллов).
Площадь боковой грани правильной треугольной пирамиды равна S1; а площадь ее сечения, проходящего через боковое ребро и высоту, равна S2. Найти угол наклона боковой грани к основанию.
 
 
Ответы
 
 
Часть 1
1
2
 
3
4
5
6
7
8
9
10
0,25
3,5
 
5
 
3
 
20
 
 
 
 
 
300
 
0,48
1< a < 3
- 4.
-4
 
 
1. Докажите, что система уравнений 
  не имеет решений.
 
 
Решение.
Корень четной степени существует только из неотрицательного числа, значит
, 
.(3)
Разложим числитель на множители. Для этого решим уравнение 
. Так как сумма коэффициентов равна нулю: -25+5+16+4=0, то x=1 является корнем.
Воспользуемся схемой Горнера.
 
-25
5
16
4
1
-25
-20
-4
0
 
, 
, 
,5x+2=0, x=-0,4.
Н
еравенство (3) примет вид:
,
,  ![]()
ООС  ![]()
Решим уравнение (1).
.Пусть 5x=t, тогда 
 уравнение примет вид:![]()
 | *25, получим 
.Замечаем, что ни одно положительное число не может быть корнем, так как все коэффициенты положительны. Если уравнение имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена. Воспользуемся схемой Горнера.
 
3
36
110
100
-2
3
30
50
0
 t=-2 является корнем. Решим квадратное уравнение: 
,
уравнение имеет два действительных корня.![]()
. Имеем: 
 или 
, или 
. ![]()
 ![]()
, 
 входит в ООС.
Подставим найденный корень x=-0,4 в уравнение (2), получим:
,
![]()
 
,
. В системе координат zOy построим графики функций :
 и 
.Графики не пересекаются, значит, уравнение 
 не имеет решений.
Ответ: решений нет.
 
 
 
 
2. Решите уравнение 
.
Решение. ОДЗ уравнения 
.
Используя неравенство Коши имеем: 
; 
; 
; 
; 
.
Сложив последние неравенства получим: 
 Тогда: 
 Последняя система решений не имеет.
Ответ: корней нет.
3
. Площадь боковой грани правильной треугольной пирамиды равна S1; а площадь ее сечения, проходящего через боковое ребро и высоту, равна S2. Найти угол наклона боковой грани к основанию.
 
 
Решение:
Пусть SASB = S1; SSCM = S2.
Обозначим сторону основания пирамиды через а; угол наклона боковой грани к основанию - a.
Имеем: a = ÐSMC, где CM – медиана, биссектриса и высота DABC, опущенная из вершины С. Выразим S1 и S2 через неизвестные параметры а и a.
 S1 = 
.
 Рассмотрим DSOM – прямоугольный. OM = 
CM (т.к. О – точка пересечения медиан DABC, делит СМ в отношении 2:1, считая от вершины С); SM = OM/Cosa; SO = OM×tga.
Рассмотрим DABC; CM –высота, медиана.
 
.
 Тогда 
; 
.
 Найдем S1 = 
.
 Выразим S2 через а и a. Рассмотрим D CMS; S2 = SDCMS =  
CM×SO.
 ![]()
Имеем систему уравнений:
 
Выразим а2 из первого и второго уравнений и приравняем а2. Имеем:
 
 Þ ![]()
 Так как 
, (a - линейный угол двугранного угла, 
), то  
 
.
 Ответ:  
 если 
.
 
 
Критерии оценивания.
 
Каждая работа оценивается и проверяется не менее чем 2-мя членами жюри.
 
 
1 часть (5 баллов за каждое задание).
 
 
5 баллов ставится за верное решение;
4 балла – за верное решение с недочетом;
2-3 балла – решение в основных чертах верное, но неполное или содержит непринципиальные ошибки;
1 балл – решение в целом неверное, но содержит более или менее существенное продвижение в верном направлении;
0 баллов – решение неверное или отсутствует.
 
 
2 часть.
 
 
1 задание.
 
 
10 баллов – решение верное, даны необходимые пояснения;
5 баллов – идея решения верная, недостаточны пояснения или допущена техническая ошибка;
0 баллов – решение неверное или отсутствует.
 
 
2 задание.
 
 
20 баллов – решение верное, правильно выбран метод решения и приведены необходимые пояснения;
15 баллов – решение доведено до конца, сделаны необходимые пояснения, но не указана ОДЗ;
10 баллов – идея решения верная, решение доведено до конца, но не указана ОДЗ, есть техническая ошибка в решении уравнения, влияющая на ответ;
5 баллов – нет необходимых пояснений или допущена ошибка в составлении ОДЗ и решении неравенства, решение не доведено до конца, но содержит более или менее существенное продвижение в верном направлении;
0 баллов – решение неверное или отсутствует совсем.
 
 
 
 
3 задание.
 
 
20 баллов – решение верное и приведены необходимые пояснения;
15 баллов – решение верное, но нет необходимых пояснений;
10 баллов – идея решения верная, решение доведено до конца, но с технической ошибкой;
5 баллов – идея решения верная, но нет необходимых пояснений и решение задачи не доведено до конца;
0 баллов – решение неверное или отсутствует совсем.
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ