Открытый урок по теме: "Умножение на двузначное число"

Метлицкая Татьяна Ивановна

Переторгский филиал МБОУ-Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачёва

п. Десна Выгоничского района, Брянской области

учитель начальных классов


Тема. Умножение на двузначное число.


Цели: воспитывать трудолюбие, культуру поведения и общения, интерес к предмету,

совершенствовать умение выполнять письменное умножение на двузначное число,

познакомить с арифметическими способами умножения на двузначное число,

развивать математическую речь, мышление, внимание, память.


Ход урока

  1. Организационное начало урока

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.

Всем присутствующим в классе улыбнитесь,

На свои места тихо садитесь,
Активно включайтесь, ребята, в урок,

Чтобы каждому из вас пошел он впрок.

  1. Сообщение темы и задач урока

Вспомните, чему мы учились на прошлых уроках?

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Умножение на двузначное число…

Как вы думаете, почему стоит многоточие? Что в данной теме ещё нами может быть не изучено? Тогда внимательно послушайте слова знаменитого немецкого математика Готфрида Вильгельма Лейбница:


«Кто хочет ограничиться настоящим,

без знания прошлого,

тот никогда его не поймет…»


Как вы их понимаете?


Поэтому, сегодня на уроке мы не только закрепим знание современного известного нам способа умножения на двузначное число, но и постараемся открыть для себя его прошлое.


  1. Устный счет


1)»Цепочка»


420 : 70 * 15 : 10 * 8 : 3 =


2) - найдите произведение чисел 12 и 30.

- увеличьте 14 в 15 раз.

- Верблюд может идти со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он пройдет

за 9 ч?

- Дно клетки попугая имеет прямоугольную форму, его ширина 30 см, а

длина – в 2 раза больше. Найдите его площадь.


  1. Работа по теме урока

    1. Актуализация опорных знаний


Вспомните правила записи и рассуждения при умножении на двузначное число и проиллюстрируйте это на своем примере.

    1. Найдите ошибки в выражении:

254

46

1524

1016

2540

    1. А теперь, давайте откроем новую страничку нашего урока и познакомимся со старинными арифметическими способами умножения на двузначное число.

Как вы предполагаете, будут ли они иметь общее с известным нам способом?


Первые сведения об умножении в истории математики относят к 30-17 векам до н.э. Наука, рассказывающая о действии умножения, вычитания, сложения и деления, раньше называлась арифметикой. Арифметика возникла из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их трудовой деятельности. Поэтому, умножение, как и другие арифметические действия, не было выдумано или открыто каким – то одним человеком.

Способов умножения было придумано много. Умножать на двузначное число научились ещё в древней Индии. Этот древний способ назывался «умножение крестиком». Как вы думаете, почему? Чтобы выполнить такое умножение числа записывали друг под другом и ставили «крестик» - знак умножения. Например, 48 * 27 записывали так:

48

27

1296


Что вы можете сказать об этой записи по – сравнению с вам известной?

Далее рассуждали так: 7 * 8 = 56, 6 пишем, 5 запоминаем.

Теперь 7 * 4=28 да ещё 5 =33, запоминаем это.

2* 8 = 16, 16 + 33 = 49, 9 пишем, 4 запоминаем.

2 * 4 = 8, 8+4 = 12, записываем 12 и читаем произведение.

Что можете сказать о рассуждении?

Поэтому этот способ называли еще «молниеносным».

Гимнастика для глаз

Глазами влево нарисуй кружочек,

И то же вправо повтори.

Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди.
Всмотрись в его ты середину,

Зажмурься крепко, не ленись!
Теперь глаза открой, немного потянись,

Смотри вперед.
Гимнастика закончена, и нас работа ждет.


В эпоху средневековья итальянский математик Лука Пачиоли приводит способ умножения, получивший название «Маленький замок»: цифры верхнего числа, начиная со старшей, поочередно умножаются на нижнее число и записываются в столбик с добавлением нужного числа нулей. Затем результаты складываются.

3984

67

201000

60300

5360

268

266928

Как вы думаете, есть ли у этого способа общее с вам известным? Почему он получил такое название?

Преимущество этого метода перед обычным состоит в том, что уже с самого начала определяются цифры старших разрядов, а это бывает важно при прикидочных расчетах.

Понравились ли вам эти способы? Чем? Тогда попробуйте сами узнать о других арифметических способах умножения.


Какой вывод можно сделать?

Таким образом, мы убедились, что известный нам способ умножения на двузначное число, основан на арифметических способах умножения, которые были упрощены. А догадываетесь ли вы, кто мог этому способствовать?


    1. Самостоятельная работа

Решите примеры карточки и по полученным ответам вычеркните лишние имена.

437 * 34 = 54 600 Иван Грозный

14 858 Княгиня Ольга

2 184 * 25 = 27 658 Пётр Первый


  1. Закрепление пройденного


Составление задачи на движение по чертежу и объяснение ее решения.


  1. Подведение итогов урока


Молодцы! Со всеми заданиями справились.

Что на уроке вам понравилось?

Что закрепили, новое узнали?

О чем бы маме с папой рассказали?

Какое сейчас у вас настроение?

Поставьте оценки себе за умения.



Использованные источники


Я познаю мир: Дет. энцикл.: Математика, 1997










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ