Тема: «Задача» 1 Класс

Тема: «Задача» (урок открытия нового знания)

Цели:

Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов;

формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.


Сформировать умение применять правила работы в группах, в парах в учебной деятельности; опыт самооценки на основе применения эталона.



Логическая основа урока:

  1. Новое знание – понятие задачи, составные части задачи.

2. Пробное действие

Составить задачу из текстов, лишние тексты зачеркнуть:


У Тани 4 гриба, а у Саши -2 гриа.



На сколько яблок больше, чем груш?





У Тани 4 гриба




Сколько грибов у Тани и Саши вместе?




3. Фиксация затруднения: «Я не могу составить задачу из текстов, а лишние тексты зачеркнуть».

«Я не могу доказать, что правильно составил задачу из текстов».

4. Фиксация причины затруднения: «Не знаем, какой текст можно считать задачей».

5. Цель деятельности учащихся: Узнать, какой текст можно считать задачей.

6. Фиксация нового знания: эталон к уроку 23, части 2, стр. 44-45



Условие

У Тани 4 гриба, а у Саши -2.

Вопрос

Сколько грибов у Тани и Саши вместе?


Условный рисунок

Схема

?



4 2

Выражение

4+2

Решение

4+2=6 (г)

Ответ

6 грибов у Тани и Саши.



Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске карточка c предложением


Не стыдно не знать, стыдно не учиться.



  • Прочитайте предложение. Как вы его понимаете? (Если человек чего-то не знает, не стоит этого стыдиться, стыдно ничем не интересоваться и ничего не знать, ничему не учиться)

  • Как это предложение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, терпеливым, не бояться ошибаться и самому учиться, узнавать новое...)

  • Какую тему вы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)

  • В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы отправитесь узнавать новое. Улыбнитесь друг другу и удачи вам!


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

  • Самостоятельно соотнесите картинки с выражениями, соедините линиями (рабочая тетрадь стр.45 №1).Обоснуйте свой ответ.

(Составляем выражения по картинке)

  • Работаем с заданием № 2 с.45 в рабочей тетради. Вам надо записать по рисунку все возможные равенства.

2+4=6 4+2=6

6-2=4 6-4=2

  • Какие знания вы использовали при выполнении задания? (Взаимосвязь части и целого, переместительное свойство сложения.)

  • А теперь подберите для каждого из них подходящую схему и составьте рассказ со словом «сколько». (4уч-ся озвучивают свои рассказы)

  • Что вы сейчас повторили? (Взаимосвязь части и целого, сопоставление выражений и картинок…)

  • Вы готовы выполнять новое задание?

  • А если у вас не получится, что вы будете делать?

  • Работаем с № 3 (а) в рабочей тетради. Вам надо составить из предложенных текстов задачу, а лишние тексты зачеркните.

Пробное задание:


У Тани 4 гриба, а у Саши -2 гриба.


На сколько яблок больше, чем груш?






У Тани 4 гриба




Сколько грибов у Тани и Саши вместе?





  • Кто не смог выполнить это задание?

  • Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили задание правильно?

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу и убрать лишний текст.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, что такое задача.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какова же цель дальнейшей деятельности? (Узнать, что такое задача.)Назовите тему нашего урока.

  • Я предлагаю поработать вам в группах. Повторим правила работы в группах.

  • Перед вами тексты, определите, какой из них является задачей.

  • Подумайте, в каком порядке вы будете выполнять работу

      1. Прочитать предложения.

      2. Подумать - это отдельное предложение или связный текст.

      3. Найти условие задачи- то, что известно в задаче.

      4. Найти вопрос задачи- то, что нужно узнать.

      5. Сформулировать признаки, которые отличают задачу от отдельных предложений.


У Кати 7 кукол, а у Наташи 2 куклы.




В корзине у белочки 6 грибов, а у ёжика 3 гриба. Сколько грибов у белочки и ёжика?


Сколько кукол у Кати и Наташи?



В одном гараже стояли 4 машины, а в другом 5 машин.

Сколько всего яблок в корзине?


-Попробуйте определить, какие предложения должны войти в текст задачи.

(условие и вопрос)

-Давайте вернёмся к вашему пробному заданию

-Прочитайте текст, который является задачей



У Тани 4 гриба, а у Саши -2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?


-Из каких же частей состоит задача. Обоснуйте свой ответ.


5. Реализация построенного проекта

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 44 и соотнести свой выбор текста задачи с учебником.

  • Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)

  • Посмотрите на эталон

Условие

У Тани 4 гриба, а у Саши -2.

Вопрос

Сколько грибов у Тани и Саши вместе?









  • Работаем в группах. Посмотрите вторую таблицу и назовите, что вам будет помогать при ответе на вопрос задачи?

После обсуждения на доске фиксируются карточки с этапами решения задачи:

УСЛОВНЫЙ РИСУНОК

РЕШЕНИЕ

ВЫРАЖЕНИЕ

СХЕМА

ОТВЕТ


  • Чем отличается выражения от решения?

  • Чем отличается условный рисунок от схемы?

  • Какой текст можно назвать задачей? (Текст, в котором есть условие и вопрос.)

  • А теперь я предлагаю в группах выполнить из учебника № 1стр.44

(определить части задачи - подберите нужные карточки)

  • Что вы теперь будете уметь? (Отличать просто текст от задачи.)

  • Что вам будет помогать при решении задачи? (Условные рисунок, схема.)

  • Что надо будет составлять по условию задачи? (Выражение.)

  • Что надо будет сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить, найти значение выражения.)

  • Что обязательно надо записать в конце? (Ответ задачи.)

Сравните с эталоном.


Условный рисунок

Схема

?



4 2

Выражение

4+2

Решение

4+2=6 (г)

Ответ

6 грибов у Тани и Саши.















  • Молодцы! Теперь вы будете учиться определять, является ли текст задачей и решать задачи.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1.Найдите 2 (а,б) в учебнике на стр.45(фронтальная работа)

  • Прочитай задачу, назови её условие и вопрос

а) «На одной тарелке 5 яблок, а на другой-2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?» (Выполняет один ученик у доски с комментарием, остальные работают в тетрадях.)

б) Объясни, что обозначает на схеме весь отрезок, части отрезка. Запиши в тетрадь выражение, решение и ответ.


2.-Работаем в парах. Выполнить задание № 4, стр. 46 из рабочей тетради. Выполненное задание проверьте по образцу.

«Что нужно найти в задаче - часть или целое? Составь выражение, запиши решение и ответ

а) У белки было семь орехов. Она нашла ещё 2 ореха. Сколько орехов стало у белки?»






7 + 2 = 9 (ор.)

Ответ: 9 орехов.








  • У кого возникли затруднения?

  • В каком месте возникли затруднения?

  • Исправьте ошибки.

  • Кто смог выполнить задание правильно?

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону..

- Прочитайте и выполните задание из рабочей тетради № 4 (б), стр. 46.

Б) Ёжик нёс 6 яблок. Два яблока он потерял. Сколько яблок осталось у ёжика?

Сделайте самопроверку по образцу :






6-2=4(ябл.)


Ответ:4 яблока


  • У кого есть ошибки? В чем они? (Ответы детей.)

  • У кого нет ошибок?

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в счете. Работаем в парах.

  • Найдите номер 4 на странице 43 в учебнике, что надо сделать? (Надо решить примеры и расшифровать слово.)


3-2+6 Ц 4+3-2 И

5+1+2 А 8-5+1 Н

9-3-3 М 6+2-7 У


Расшифровывая слово, вы должны расположить ответы примеров в порядке возрастания.

  • Какое слово получилось? (Умница.)

  • Вы все молодцы!


8. Рефлексия учебной деятельности.

  • Мы все сегодня учились.

  • Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, какой текст является задачей.)

  • Достигли ли вы цели?

  • Какое открытие вы сделали на уроке? (Ответы детей.)

  • В чем возникали трудности на уроке?

  • Мы в начале урока что-то не знали, а в конце урока у нас всё получилось, мы научились отличать текст от задачи, учились решать задачи.

  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться. А мы учились!

- Изобразите смайлик, передающий ваше настроение, на лестнице успеха.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ