Методическая разработка внеклассного мероприятия «ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3,
города Вольска Саратовской области»
учитель начальных классов
Орлова Надежда Евгеньевна
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: « ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ»
Воспитательные задачи:
Способствовать гражданско-патриотическому воспитанию детей.
На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию экологического сознания детей.
Формировать умение выражать свое отношение к роли как определенной жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость, ответственность).
Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.
Оборудование:
ИКТ, презентация, фильм о лесном пожаре, фрагмент мультфильма «Бемби».
Наглядность: иллюстрации, плакаты, выставка книг и детских рисунков.
Ход занятия.
Организация. Создание эмоционально-образного настроя.
Учитель:
Загадка:
Дом со всех сторон открыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Слайд - 1. (Лес)
Ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель:
Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Дорогой с пути никуда не свернем.
Но чтобы лес поскорее достичь,
Надо быстро тему занятия определить.
Постановка проблемы.
Учитель:
Мальчики разожгли костер. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и побежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться.
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? (Пожар)
О чем мы будем сегодня говорить? (О лесном пожаре). Слайд - 2.
Сообщение темы.
Сегодня мы поговорим о лесных пожарах, о причинах их возникновения и о том, что нужно делать, чтобы не допустить этого.
Вступительная часть. Значение леса.
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь! Слайд - 3. (Лес)
Человек очень многим обязан природе, лесу.
Чем же именно лес дорог нам?
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он нужен нам?
Ответы детей
Лес - это наше богатство!
Лес – это ДОМ для зверей и птиц.
Лес – это зеленый наряд нашей Земли.
Лес – это чистый воздух.
Лес – это щедрая кладовая: орехов, грибов, ягод, цветов, лекарственных трав.
Лес – очищает воздух.
Лес – защищает водоемы и почву.
Учитель:
Верно. Там, где растет лес, не мелеют реки, лес их питает.
Недаром в народе говорят:
Лес и вода – родные брат и сестра.
Учащиеся читают стихи о лесе.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все, до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если я устану,
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, ЛЕС шумит.
Учитель:
Лес – это наш зеленый друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой земли и черными тучами погнал ее над равнинами.
На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ними семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою мощную грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.
Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.
Учащиеся:
В лесу я видел огород:
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород –
Березы, сосны, ели.
И столько было здесь лесной
Кудрявой, свежей солоди:
Дубок с мизинец толщиной
Тянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист,
Вот этот прут дрожащий,
Уже сейчас раскрыл он лист
Дубовый, настоящий.
Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров,
Он не склонится под ветром
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг народа,
Часовой родных полей
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей!
Основная часть.
Учитель:
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Послушайте стихотворение Н.Некрасова и назовите, о какой экологической проблеме говорится в нем.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Ответы учащихся:
О вырубке леса.
Учитель:
Людям казалось, что лесов много. Теперь стало ясно: леса в опасности!
Инсценировка.
Автор: Девочки Оля и Маша, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, яйца. Когда девочки уже заканчивали кушать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Маша сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила под куст. Маша же завернула в газету скорлупу и положила в сумку.
Оля: Зачем ты берешь с собой мусор? Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит!
Маша: Нет! Не брошу, стыдно перед соловушкой!
Учитель:
Чье поведение в лесу вы считаете правильным? Слайд – 4 (свалка мусора в лесу).
Послушайте другую историю. Стихотворение Т. Ладонников «Дикарь в лесу»
Понравился ли белочке мальчик?
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Почему мальчик не понравился белочке?
Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо себя вести в лесу. Какие это правила?
Ответы учащихся:
Не ломать ветки деревьев и кустарников, не качаться на них.
Не разорять муравейник и птичьи гнезда.
Не рвать большие букеты цветов, особенно занесенные в Красную книгу (ландыши, подснежники, колокольчики, кувшинки и др.)
Не оставлять мусор в лесу.
Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. (Физминутка)
Мы с вами входим в лес. – шаги на месте
Сколько здесь вокруг чудес! – поворот головы направо, налево
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились, чуть присели,
Заниматься тихо сели.
Учитель:
Какой вред принесет лесу и его обитателям оставленный вами мусор? (ответы учащихся)
Брошенный вами мусор будет лежать на земле:
Бумага – более 2-х лет.
Консервная банка – более 30 лет.
Полиэтиленовый пакет – 200 лет.
Стекло – 1000 лет.
Но самое страшное бедствие для леса – это ПОЖАР! Слайды – 5 – 10.
Одной из причин лесных пожаров является природное явление – гроза.
Послушайте стихотворение Н.А. Некрасова, вдумайтесь
Зажгло грозою дерево,
А было соловьиное
На дереве гнездо.
Горит и стонет дерево,
Горят и стонут птенчики:
«Ой, матушка! Где ты?
А ты бы нас похолила,
Пока не оперились мы:
Как крылья отрастим,
В долины, в рощи тихие
Мы сами улетим!»
Дотла сгорело дерево.
Дотла сгорели птенчики.
Тут прилетела мать.
Ни дерева…, ни гнездышка…,
Ни птенчиков… Поет-зовет…
Поет, рыдает, кружится,
Что крылышки свистят!
Настала ночь, весь мир затих,
Одна рыдала пташечка,
Да мертвых не докликалась
До белого утра!
Учитель:
Но часто лесные пожары возникают по вине человека!
Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель:
К обитателям леса пришла беда! Задыхаясь в дыму, из леса бежали обезумевшие звери. Метались и кричали птицы, слетевшие с гнезд, где остались беспомощные птенцы. Бабочки с опаленными крыльями падали на землю. В огне гибнут многие виды животных: ящерицы, лягушки, птицы, насекомые.
Просмотр фрагмента мультфильма «Бемби» - (лесной пожар)
Учащиеся:
«Погорельцы» Г. Граубин
Лес кормил зверей и птиц,
Укрывал в мороз и зной.
Но деревья пали ниц,
Стали пеплом и золой.
Нет ни дупел, ни берлог,
Только угли там и тут.
На чужбину без дорог
Белки-нищенки бредут.
Ковыляют кое-как,
От ушей до пят черны.
Заяц больше не беляк,
Погорельцы кабаны.
Еле тащится лиса,
Лось бредет едва живой,
Воспаленные глаза
Переполнены тоской.
Волк обнюхал их следы
И ушел. Таков закон:
В час всеобщей их беды
Никого не тронет он.
Перед горем все равны, драки, распри – все в былом,
Волки, зайцы, кабаны
Вместе ищут новый дом.
Л. Татьяничева
Ребята осенней ночью
Костер распалили жаркий.
Пламя повыжгло очи
Березке
В косынке яркой.
Стоит она –
Чуть живая,
Сжав побелевшие губы…
Мы чаще всего обижаем
Тех, кого больше любим.
Лесной пожар – это огромное бедствие для всех!
Просмотр видеоролика о пожарах.
Учитель:
Вот что говорит статистика: Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час на планете происходит семьсот пожаров и загораний. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров – девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар – из-за детской шалости с огнем.
Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
Каждый третий погибший – ребенок!
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Учитель:
Россия на протяжении своего исторического развития была и остается лесной державой. Жизнь населения страны всегда была неразрывно связана с эксплуатацией леса: он являлся источником получения пропитания и древесины, использовался как оборонительные сооружения и резерв для увеличения сельскохозяйственных угодий — все это зачастую приводило к уничтожению лесных богатств. В результате к середине XVII века — началу XVIII века сформировалась проблема сохранения лесов, в том числе и от пожаров. Первые печатные призывы бережно относиться к лесу прозвучали в 1724 году. Современник Петра Великого Иван Тихонович Посошков в своей «Книге о скудности и богатстве» рекомендовал для охраны молодого леса от пожара ежегодно осенью окапывать вокруг участков траву шириной в 5—6 сажень (10—12 м).
Родители:
Пожары в лесах России случались часто и издавна. В Никоновской патриаршей летописи есть записи о бушевавших тогда в лесах пожарах: «за 1094 год: мнози боры возгорахуся сами и болота»; «за 1364 год: земля и воздух, курящиеся над землей»; «за 1371 год: сухомень же бысть тогда великая и зной и жар много, яко за едину сажень пред собой не видети и мнози человецы лицом уда- ряхуся… а птицы… падаху с воздуха на землю… звери не видяще по селом ходя- ху и по грядам, смещающиеся с человеком медведи, волки, лисицы».
И Новгородская летопись полна такими же свидетельствами. Например, за 1430 год: «Тои же осени вода бысть мала велми, и земля и леса горяху, и дым мочъ велми».
Как боролись с пожарами встарь? В прежние времена, когда не было ни огнетушителей, ни пожарных машин, пожары погубили немало поселений и житниц. Но и четыре века назад в России правительство принимало свои «охранительные меры» против огненной стихии. В летнее время запрещали топить избы и бани. А чтобы люди могли готовить еду, велели делать печи на пустых местах у рек и огородов. У всякого дома должны были стоять кадки и бочки с водой. Ночью по улицам дежурили сторожа да смотрители, чтобы беспечные жильцы не нарушали порядка. Иначе им грозило жестокое наказание, вплоть до лишения жизни.
Во избежание лесных пожаров местному населению запрещали ходить в лес. Петр I своим указом от 17 июня 1719 г. надзор за лесами определил за Ад- миралтейств-коллегией, президентом которой был назначен генерал-адмирал граф Федор Матвеевич Апраксин. При коллегии была вальдмейстерская контора — служба лесных сторожей. Первому ее обер-вальдмейстеру Глебовскому
Петр I в 1723 г. вручил именную инструкцию по охране леса. Виновных в лесных пожарах велел казнить нещадно. Да, видно, и это мало помогало делу. Племянница Петра I, императрица Анна Иоанновна, в 1735 г., будучи в Петербурге, писала генералу Ушакову: «Андрей Иванович, здесь так дымно, что окошка открыть нельзя… по-прошлогоднему горит лес… и уже горит не первый год… разошли людей, чтобы огонь затушить».
Опустошительные пожары бушевали в лесах России в 1867 г. Пришлось посылать на их тушение воинские части. В 1882 г. лесными пожарами было охвачено все Приморье.
Очень серьезное возгорание случилось в 1908 году в Сибири. Причина стихийного бедствия на сей раз была весьма неординарна: среди непроходимых лесных дебрей в районе Подкаменной Тунгуски взорвался огненный шар огромного метеорита. В результате визита космического гостя посреди зеленой шубы тайги образовалась обугленная «дырка» диаметром почти сто километров.
По отчетам Лесного департамента России в 1910—1914 годах, в стране возникало в среднем по 23 пожара в расчете на 1 млн гектаров при средней площади пожара 1300 га.
В 1915 г. в Сибири лесные пожары охватили 12,5 млн га. Очень сильно горели леса во время Гражданской войны. На севере Вологодской губернии в 1920 г. они свирепствовали так долго, что дым не успевал рассеяться, и днем не видно было солнца. В тот год сгорело в губернии 2725 тыс. га леса. Правительство тогда приняло Постановление Совета Труда и Обороны «О борьбе с лесными пожарами». Охрану лесов от пожаров возложили на местные советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Охоту запретили до 1 сентября. Не разрешали курить табак на улицах городов и деревень, топить печи позднее 10 часов утра. В деревнях пожары поутихли, но лес горел по-прежнему.
В 1921 г., когда засуха охватила Поволжье, леса горели с весны до глубокой осени и уничтожили 300 тыс. га леса, сгорело 60 селений. Тушили эти пожары 25 тыс. человек. В 1923 г. произошло 13 315 лесных пожаров. Сгорело в тот год 706 тыс. га леса. Почти половина пожаров произошла в Алтайском крае. В 703 пожарах в крае сгорело 40 тыс. га лучших лесов.
Как видно, леса России горели и раньше, но теперь они горят каждый год, и эти пожары подчас уже приобретают статус бедствия планетарного масштаба.
Статистика лесных пожаров удручает. От огня в воздух поднимаются тысячи тонн сажи, пыли, а главное — выгорает кислород. С этим злом лесники борются. Почти треть всех отпускаемых лесному ведомству средств уходит на содержание лесной охраны, пожарных лесных станций, наблюдательных вышек, лесной противопожарной авиации, научные разработки по организации охраны леса и разработку эффективных методов тушения лесных пожаров. Но леса продолжают интенсивно гореть. Очень уж много людей стало бывать в лесу, и количество их по мере «машинизации» населения будет и впредь увеличиваться.
Реальные масштабы горимости лесов России и размеры наносимого огнем ущерба до настоящего времени точно не установлены. Регулярные наблюдения за лесными пожарами ведутся только в зоне активной охраны лесов, охватывающей 2/3 общей площади лесного фонда. В северных районах Сибири и Дальнего Востока, охватывающих 1/3 лесного фонда, активная борьба с огнем и учет пожаров практически отсутствуют. Официальный учет лесных пожаров осуществляется только по количеству и площади обнаруживаемых пожаров на активно охраняемой территории. Ученые добавляют к ним данные оценки площади обнаруженных (главным образом, по данным аэрокосмических наблюдений) новых лесных гарей на остальной площади лесов.
Среднегодовая площадь лесных пожаров в официальной статистике приводится примерно на уровне около 1 млн га. Между тем фактическая площадь лесных пожаров превосходит указанную величину не менее чем в полтора—два раза. Об этом можно судить по площади гарей и погибших насаждений, фонд которых сохраняется на уровне около 25 млн га. Обычно гари в первую очередь зарастают мягколиственными породами в течение ближайших 10 лет. В этом случае среднегодовая площадь лесных пожаров составит не менее 2 млн га, т.е. даже больше, чем ежегодные площади сплошных вырубок.
Огромные по масштабам лесные пожары повторяются с удручающим постоянством.
Для лесной территории страны характерна повторяемость пожароопасных сезонов с экстремальными погодными условиями с периодичностью 2—3 раза в десятилетие, и в отдельные годы горимость лесов существенно возрастает. В то же время остается стабильным количество пожаров, относящихся к категории крупных, они ежегодно составляют 1—2 % от общего количества.
СТАТИСТИКА.
Родители:
О пожарах на территории лесного фонда Российской Федерации по состоянию на 11 ноября 2011 года
За сутки в Российской Федерации ликвидировано 3 лесных пожара.
На локализации и ликвидации было задействовано 46 человек и 4 единицы специализированной техники.
По состоянию на утро 11 ноября 2011 года на территории лесного фонда Российской Федерации зарегистрировано 3 пожара в Еврейской автономной области и Приморском крае.
Прирост площади, пройденной огнем за сутки, составил 48 гектаров.
На ликвидации задействован 581 человек и 101 единиц техники. Всего за прошедшие сутки для ликвидации очагов лесных пожаров привлекалось 2 778 человек и 543 единиц техники.
Основная причина возникновения пожаров - деятельность местного населения.
Статистика лесных пожаров в России 11 апреля, 2008
По статистике, огнем охвачено до 2 миллионов гектаров леса в год (это в 140 раз больше площади Москвы).
В 2007 году в пожарах сгорел один миллион гектаров российских лесов
Восстановление одного гектара хвойного леса стоит примерно 300 долларов США. Для восстановления 1 га сгоревшего леса требуется высадить от 3 до 5 тысяч саженцев. Точное количество растений зависит от природных условий и параметров почвы. Большое количество деревьев необходимо для того, чтобы ускорить срок для смыкания крон деревьев, который обычно составляет 14—15 лет. В отличие от сельскохозяйственных культур лес растет очень медленно. Новый лес — если не будет новых пожаров — сможет подняться на горельниках не раньше, чем через 80—100 лет. Чтобы вырастить одно поколение леса, должны работать, сменяя друг друга, как минимум три поколения лесничих. Если лесные пожары в России и впредь будут принимать катастрофический характер, а доходы от лесного хозяйства будут столь же низки, преимущественное развитие будут иметь рубки леса и экспорт дешевых бревен, мы не только законсервируем свою нищету, но и оставим ее в наследство будущим поколениям.
Министр лесного хозяйства Саратовской области Александр Ганькин в связи с приближением пожароопасного периода просит жителей региона с осторожностью относиться к огню на природе, поскольку ежедневно в разных уголках области происходят десятки природных пожаров.
По данным областного управления МЧС РФ, пожароопасный период 2010 года "отметился рядом сложных пожаров". Так, в Озинском районе области под угрозой оказался детский лагерь "Ветерок", в результате чего пришлось эвакуировать детей. В Лысогорском районе пожарные "отстаивали" село Урицкое, в Саратовском районе - тушили лесные пожары вблизи сел Рыбушка и Сосновка, а в Петровском - в селах Синенькие и Вишневое. Масштабы природных пожаров были значительны, поэтому в области тогда был объявлен самый высокий, пятый класс пожарной опасности и введен режим ЧС.
"Наша общая задача - не допустить ситуации с лесными пожарами, которая сложилась летом 2010 года... В настоящее время практически во всех уголках области ежедневно возникают пожары - это горит сухая трава. Огонь от нее может перейти в лесные массивы и вызвать сильный лесной пожар", - отметил Ганькин, обращение которого опубликовано на сайте регионального правительства в четверг.
По словам министра, только в среду, 27 апреля, на области зарегистрировано 26 природных степных пожаров на общей площади 830 гектаров. "Их причины - неосторожное обращение с огнем, а порой и сознательные действия граждан, умышленно поджигающих мусор, камыш и траву", - пояснил он.
Ганькин напомнил, что площадь лесов в Саратовской области составляет около 7% от ее территории.
"Обращаюсь к жителям области, руководителям и работникам сельхозорганизаций и напоминаю: в весенне-летний пожароопасный сезон нужно быть особенно бдительными и соблюдать предельную осторожность с огнем. Случайно брошенная на сухую траву горящая спичка или окурок могут обернуться большой бедой", - подчеркнул он.
Учащиеся:
Огонь силен – он может сжечь деревню.
Он беспощаден, зол, напорист, груб.
Он сожжет столетние деревья
Быстрее, чем умелый лесоруб.
И там, где он проходит,
Сгорает лес, сгорает весь дотла.
Недаром поговорка есть в народе:
«Бояться как огня».
Боятся степи, горные просторы
Его горячих, беспощадных лап
Но есть такие люди, для которых
Он как прирученный – послушен, тих и слаб.
Они его к земле прибьют, потушат,
В горящий дом, бесстрашные люди, войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь,
Свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем,
Мы нашими пожарными зовем!
Слайды 11 -25 (О людях, принимающих участие в тушении лесных пожаров,
о технике: машинах, авиации,…)
Выполняя свой служебный долг, пожарные работают и в стужу и в зной, зачастую в экстремальных условиях, проявляя при этом мужество и героизм.
И таких примеров можно приводить десятки. Пожарные самоотверженно выполняют свой долг, проявляя героизм и мужество при защите людей и народного достояния от огня. В историю пожарной охраны навеки вписаны имена тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с огнем.
Что может сделать каждый?
Будьте предельно осторожны с огнем на любой природной территории. Чтобы ваша неаккуратность не стала причиной больших проблем, выполняйте следующие правила:
*никогда не поджигайте сухую траву на полях и полянах. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь их остановить и объяснить, что травяные палы очень опасны;
*никогда не разводите костер в сухом лесу или на торфянике. Прежде всего, убедитесь, что кострище располагается на минеральной почве (песке или глине). Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;
*хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились - то залейте еще раз. Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар. О том, чем заливать костер, позаботьтесь заранее;
*никогда не бросайте непотушенные спички или сигареты, не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями: петардами, бенгальскими огнями, свечами и т.п. (разве что под Новый год, когда все покрыто толстым слоем снега);
*не заезжайте в лес на автомобилях и особенно мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар, особенно в сухом лесу с лишайниковым покровом;
*постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров.
Примитивные меры (иными словами - осторожность) - самый действенный способ борьбы с лесными пожарами. Это подтверждается опытом многих стран мира.
ВЫВОД:
Учитель:
Из одного дерева можно изготовить миллион спичек, но одна спичка может сжечь миллион деревьев.
Ученики:
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
Учитель:
Вы усвоили, друзья,
Что с огнем играть нельзя?
Какое главное правило надо выполнять?
Ученики:
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнем
Чтоб не пожалеть потом.
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй
Даже крошка-огонек
От пожара недалек!
Организация совместной деятельности родителей и учащихся: «Цветущий островок»
Учитель:
Костровища – раны леса, восстанавливаются в течение нескольких лет, но мы можем помочь лесу. Задачей нашего первого весеннего похода в лес будет – найти костровища и залечить эту рану. Снять выгоревший слой почвы, заменить его на плодородный, высадить траву, цветы, полить, внести удобрения.
Как вы думаете, будет ли радоваться лес цветущему островку на месте бывшего костра?
ИГРА «Доскажи словечко»
Побежал пожар во двор. Кто у дома жег … (костер)?
Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег … (листву)?
Дым увидел - не зевай, а пожарных …(вызывай)!
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться –
Навести порядок там
Метлу, лопату взяли
И быстро все … (Убрали)
ИГРА «Это - я, это – я, это – все мои друзья!»
Учитель:
Предлагаю вам хором ответить на вопросы.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную природу от огня?
(Это - я, это – я, это – все мои друзья!)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (Дети молчат)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это - я, это – я, это – все мои друзья!)
Кто украдкой в лесу
Жег бумагу и листву?
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает?
ИТОГ: Какие пословицы подойдут к теме нашего занятия? Слайды 26 - 30
Растение – Земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
Лес не школа, а всех учит.
Ученики:
Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел березу.
Шаловливый ручей
Что-то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чем-то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
- К нам пришел человек,
И не злой, а хороший!
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Не причини природе зла.
… Иди к земле хорошим другом, ее защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди! (И. Дружинин)
Литература:
Л.П. Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии»
И.В. Цветкова «Экология для начальной школы. Игры и проекты»
Л.И. Грехова «В союзе с природой». Учебно-методическое пособие.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ