"Определение глагола как части речи" 3 класс

МБОУ СОШ с УИОП

Г.Салехард

Неделя науки и творчества

2013-2014 уч.г.

Учитель: Панова Елена Викторовна

3б класс

«Школа 2100»


Русский язык

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Урок 106

Тема: Определение глагола как части речи

Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










1. Организационный момент – самооценка


Обмен настроением”


-Посмотрите на слайд, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.

Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.


У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Напишите «Классная работа».

3 4 4

Беседа.

Как называются слова, о которых можно спросить:

что это? кто это? (Имена существительные.)

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)

Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)

Приведите примеры названных частей речи.

По группам: один ученик называет слово, ученик из другой группы отвечает, какая это часть речи, и т.д.

Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.







1 3 3 4 5

1. Мотивирующее введение в тему урока.

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Зачем глаголы нужны в речи?

Вопросы на слайде

2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.

Рассмотрите рисунок. Что делает Афанасий? (Плывёт.)



Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий.

- Какой это будет мир?

- Попробуйте его показать.

- Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

- Покажите эту жизнь.

- К концу урока вы постараетесь ответить на вопросы и составить определение изучаемой части речи.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

  1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.

4 5 6 1  4

а) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.

- Прочитайте задание

Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

- Выберите по одному слову и всей группой подберите к нему глаголы.

2. Слуховой диктант.

Кто о себе мог так рассказать?


Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

Сколько глаголов? (7.)


Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.

- Сделайте вывод. Выберите нужную карточку

1 4 3 4 1 4

б) Упр. 346.

Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Связные ответы детей.

- Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению.


1 3 4 1 2 3 4

2. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

- Посмотрите на следующий слайд. Упр. 347.

Что общего у слов в каждой группе?

Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)

Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...

Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)

- Сделайте вывод и подберите нужную карточку.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1 45

3. Работа с определением (с. 105).

Прочитайте текст про себя.

Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)

Приведите свои примеры глаголов.




IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

1. Первичное закрепление материала.

- А сейчас задание для самых сообразительных. Помогите друг другу.

Замените словосочетания глаголом. (каждой группе)

Задирать нос(важничать)

Зарубить на носу(запомнить)

Клевать носом(дремать)

Повесить нос(загрустить, опечалиться)

Водить за нос(обманывать)

Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.

- Как называются такие словосочетания?

2. Словесное рисование.

Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.

Какой он?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.


2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.


V. Итог урока.


4 4 2 3

  1. Итак, подведём итог урока.

- На какие вопросы мы хотели сегодня ответить?

- Возьмите карточки и прочитайте своё определение глагола.

- Найдите правило в учебнике.

- Сравните его со своим.

2. – Вспомните своё настроение в начале урока.

- Осталось ли оно тем же или изменилось?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

- Я рада, что настроение у некоторых улучшилось.

Вы молодцы, работали дружно.






VI. Домашнее задание.



1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.

2. Нарисовать портрет Глагола.





Деятельность учеников:

  • Наблюдать за ролью глаголов в речи.

© ООО «Баласс», 2014 7

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ