"Определение глагола как части речи" 3 класс
МБОУ СОШ с УИОП
Г.Салехард
Неделя науки и творчества
2013-2014 уч.г.
Учитель: Панова Елена Викторовна
3б класс
«Школа 2100»
Русский язык
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 106
Тема: Определение глагола как части речи
– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1. Организационный момент – самооценка
“Обмен настроением”
-Посмотрите на слайд, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.
Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
У –ль: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Беседа.
– Как называются слова, о которых можно спросить:
что это? кто это? (Имена существительные.)
какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)
– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)
– Приведите примеры названных частей речи.
По группам: один ученик называет слово, ученик из другой группы отвечает, какая это часть речи, и т.д.
Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3 4 5
1. Мотивирующее введение в тему урока.
На слайде представлен текст.
Муравей и голубка.
Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)
– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.
Варианты учеников.
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
(Л.Н. Толстой)
– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Зачем глаголы нужны в речи?
Вопросы на слайде
2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.
– Рассмотрите рисунок. Что делает Афанасий? (Плывёт.)
– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?
А представьте себе мир без действий.
- Какой это будет мир?
- Попробуйте его показать.
- Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.
- Покажите эту жизнь.
- К концу урока вы постараетесь ответить на вопросы и составить определение изучаемой части речи.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний.
Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.
4 5 6 1 4
а) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.
- Прочитайте задание
– Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)
- Выберите по одному слову и всей группой подберите к нему глаголы.
2. Слуховой диктант.
– Кто о себе мог так рассказать?
Я – страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
(Т. Рик)
– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.
– Сколько глаголов? (7.)
Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)
– По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.
- Сделайте вывод. Выберите нужную карточку
1 4 3 4 1 4
б) Упр. 346.
– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?
Связные ответы детей.
- Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению.
1 3 4 1 2 3 4
2. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.
- Посмотрите на следующий слайд. Упр. 347.
– Что общего у слов в каждой группе?
– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.
Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...
– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)
- Сделайте вывод и подберите нужную карточку.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1 45
3. Работа с определением (с. 105).
– Прочитайте текст про себя.
– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)
– Приведите свои примеры глаголов.
IV. Развитие умений.
3 4 6 1 3
1. Первичное закрепление материала.
- А сейчас задание для самых сообразительных. Помогите друг другу.
Замените словосочетания глаголом. (каждой группе)
Задирать нос(важничать)
Зарубить на носу(запомнить)
Клевать носом(дремать)
Повесить нос(загрустить, опечалиться)
Водить за нос(обманывать)
Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.
- Как называются такие словосочетания?
2. Словесное рисование.
– Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.
Какой он?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
V. Итог урока.
4 4 2 3
– Итак, подведём итог урока.
- На какие вопросы мы хотели сегодня ответить?
- Возьмите карточки и прочитайте своё определение глагола.
- Найдите правило в учебнике.
- Сравните его со своим.
2. – Вспомните своё настроение в начале урока.
- Осталось ли оно тем же или изменилось?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Я рада, что настроение у некоторых улучшилось.
Вы молодцы, работали дружно.
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.
2. Нарисовать портрет Глагола.
Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ