Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными

«Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Цель: формировать умения УУД.

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;

  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;

  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;

  • уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, синтез и анализ.

Оборудование:

  • схема с основными вопросами урока;

  • алгоритм проверки парной согласной;

  • карточки с заданиями;

  • сигнальные карточки;

  • карточки для самооценки.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

У вас на партах две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Минутка чистописания.

Откройте ваши тетради. Запишите число, классная работа.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (слайд 1)

- Прочитайте предложение, что это? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (
Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- А теперь напишите эту пословицу.

- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
-Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (
Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, з-с)

- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные в слове? (Дети говорят правило с примерами).

3. Определение темы и задач урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

( Правописание слов с парными согласными на конце.)- (слайд 2)
- Какие задачи можете поставить себе на урок?
(слайд 3)

У – упражняться в написание парных согласных;

Р – развивать внимание;

О - объяснять написание слов;

К - коллективно, дружно работать.

- В течение урока мы ответим на вопросы: (слайд 4)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

- На какие вопросы мы уже можем дать ответы?

- Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)

- Где надо проверять? (на конце слова)

- Как надо проверять? (правило)

-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом. (слайд 5)

Алгоритм:

1. Читаю слово ….

2. Слышу звук ….

3. Изменяю слово….

4. Проверяю…

5. Пишу букву….


4. Физкультминутка. (Слайд 6)


Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться



5. Работа по теме урока. Работа в парах.


-Урок мы продолжим. Запишите отгадки:


1) Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (ёж)

2) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

4) Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он ...(Жираф)

6) Он рогат и близорук,

Плохо видит он вокруг.

Зато может крепкий бок

Продырявить … (Носорог)

7) Только с виду я хороший.

Состою в родстве я с кошкой.

Бегаю быстрее ветра,

В Африке меня ты встретишь.

Я на солнышке лежу,

И добычу сторожу.

Если грозно посмотрел,

Убегай, опасен – (Лев).

(слайды 7, 8)


5.1 Письмо по памяти. (карточка)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.


5.2 Работа у доски.

- Ястре_, ено_, пиро.., малы_, сне.., утю_, сторо.., отря_, глобу_.

- Какое правило помогло написать правильно букву? ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

6. Работа с сигнальными карточками.

Игра «Будь внимательным»

-Я буду называть слова с парной согласной , а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, уж, краб, кит, хлеб, ковш, глаз, шарф, карниз.

7. Самостоятельная работа. По карточкам.

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы,

- записать рассказ



Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …

8. Итог урока. (слайд 9)

- Что надо проверять? (парную согласную на конце слова)

-Где надо проверять? (на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с

Где надо проверять? в корне, на конце слова

Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.

Чем после согласного слышался гласный звук

9. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 10)

- Оцените свои успехи на этом уроке. На ваших столах лежат карточки.


- если вам было легко выполнять задания –


- если у вас на уроке возникали затруднения –

10. Спасибо за работу. (слайд 11)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ