Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе «Буквы «Ж, ж» обозначающие согласный звук [ж]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж,ж»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №8
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
Открытый урок
по обучению грамоте в 1 классе
Тема: «Буквы «Ж, ж» обозначающие
согласный звук [ж].
Чтение слов, предложений и
текстов с буквами Ж,ж».
Подготовила: Радаева Т.А.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель
2013
Урок № 56
«Обучение грамоте» (букварный период)
Тема: «Буквы «Ж, ж» обозначающие согласный звук [ж].
Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж,ж».
Цель урока:Обобщение и систематизация знаний буквы Жж, обозначающей звук [ж].
Задачи урока:
-Образовательная: закрепить у учащихся умение находить и выделять в словах звук [ж]; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
-Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
-Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Класс: 1 класс
Дата:
Классификация урока: «Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков».
Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период).
Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
знают в чем отличие звуков от букв;
умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
умеют читать схемы предложений;
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint 2010, конструктор из букв, учебник «Азбука» под редакцией Горецкого В.Г., Кирюшкина В.А., рабочая тетрадь.
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование
УУД
I.Организационный момент
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
-Мы умные, мы дружные
Мы-внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
-Успеха и удачи вам!
Приветствует учащихся, настраивает их на работу.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Регулятивные УУД
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные УУД
-чувство необходимости учения
II. Актуализация опорных знаний.
- На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
-Слайд 1- (Лента букв)
-Внимательно посмотрите на ленту букв, которые мы с вами уже изучили.
-Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
-Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
-Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)
-Всем ли буквам мы дали характеристику? (Нет)
-Что вы можете сказать об этих двух буквах ЬЪ?(Не обозначают звуков)
- Рассмотрите ленту букв в АЗБУКЕстр. 29
-Давайте хором назовём все изученные нами гласные буквы.
-Давайте хором назовём все изученные нами согласные буквы.
Повторениеранее усвоенных знаний
Оказывает помощь уч-ся при необходимости
Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки.
Характеризуют их.
Характеризуют их.
Находят ленту букв в учебнике
Познавательные УУД
-структурирование знаний
-поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными средствами общения
-Умение слушать собеседника
Познавательные УУД
-осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Регулятивные УУД-контроль, сравнение с эталоном
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными средствами общения
III.Воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
IV.Выполнение уч-ся различных заданий и упражнений, направленных на закрепление данной темы
V. Физминутка
VI.Физминутка (музыкальная, электронная)
-На этом необычном уроке мы отправляемся в путешествие в Страну Грамматику. А помогу нам в этом волшебные санки.
-Почему сани? ( А потому что сейчас время года зима, январь месяц).
Повторяйте за мной.
- Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех!
- 1. Станция «Учебная»
1. Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук.
2. Назовите одинаковый звук в словах ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.
3. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши, когда услышите в слове звук Ж
(Кошка, ножницы, цапля, лыжи, мыши, жук, волк, Жанна, ужи).
4. Повторяем за мной чистоговорку
-Жу-жу-жу- молоко дадим ежу
-Жи-жи-жи- здесь живут ежи
-Же-же-же- дождь прошел уже.
-Жо-жо-жо- лужок, снежок, пирожок, творожок.
-Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].
-Дайте характеристику данному звуку (На письме этот звук обозначается буквой Ж, парная согласная, звонкий звук,обозначает твёрдый звук, шипящая.)
- Итак, кто из вас сможет сказать чем мы будем сегодня заниматься на уроке , какова цель нашего урока? Продолжать знакомиться с буквами Жж и звуком [ж], читать и составлять слога, слова и предложения, в которых есть данная буква.
-Назовите буквы, которые обозначают в рус.яз. всегда твёрдые звуки (Ж-Ш)
-Дайте им характеристику-(парные согласные, обозначают звуки-Ж-тв.звук (Ж), звонкий, шипящий
Ш-тв.звук(Ш), глухой, шипящий
- Какое правило мы должны помнить о их правописании (Жи-Ши- пиши с И)
-Найдите на доске рисунок с данной орфограммой (мыши, камыши, лыжи, чижи)
-Слайд 2 -Читаем слоги
1 строчку слогов- читают девочки
2 строчку слогов- читают мальчики
-Жа, жо, жу, жи, же
-Аж, ож,уж, еж, иж-
-Что вы заметили в 1 строчке слогов, а во второй?
2 Станция «Загадочная»
-Дифференцированная работа.
-Задание для читающих детей АЗБУКА стр.29 Загадка-шутка
-Задание для не читающих детей АЗБУКА: с.29 чтение слогов в таблице.
- Во всех словах найдите и подчеркните простым карандашом букву Жж . ( АЗБУКА стр .29)
Загадка-шутка
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
И звук Ж твержу.
- Кто это? (жук)
-Слайд 3
3 Станция «Звуковые схемы»
-А сейчас мы будем собирать на доске звуковые схемы слов.
Жук, сне-жин-ка,жи-раф, жи-лет, жу-рав-ли
-Какие слова относятся к односложным словам? (1 слог)
-Какие слова относятся к двусложным словам? (2 слога)
-Какие слова относятся к трёхсложным словам? (3 слога)
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Игра «Определи звук»
Учитель произносит слова. Если в слове слышится звук (Ж) дети приседают, в случае его отсутствия – встают и поднимают руки вверх.
(Снеговик, лыжи, деревья, жёлуди, дети, снежинки, валенки, шуба, Жанна)
4 Станция «Скороговорка»
-Азбука стр 28. - Прочитайте сначала медленно, потом быстро
-Змея шипит, а жук жужжит.
-Разделите это предложение на 2 маленьких предложения.
-Запишите в тетрадь по чтению
-Подчеркните знакомые орфограммы.
-Что общего у букв Ш и Ж?(всегда обозначают твёрдые согласные звуки, после них нельзя писать букву Ы)
-Какой вопрос можно задать к словам: змея, жук. (КТО?)
-Как мы будем называть такие слова? (одушевлённые, нарицательные)
-5 Станция «Фантазёры»
-Каждой группе при помощи конструктора придумать по 1 слову, в котором есть буква Жж(в любой позиции- в начале, середине в конце слова)
-составить звуковой анализ слова на индивидуальном наборном полотне(жираф, стриж,ежи,снежинка, лыжи)
-Слайд 4
-6 Станция «Игровая»
-Игра «Четвертый лишний»
-Найдите на доске одно лишнее слово
1.журавль, желудь, жираф, еж — (животные), жёлудь- растение
2.Женя, жук, Жанна, Жучка – (имена собственнные)жук-насекомое
-Слайд 5
Физминутка «Весёлая зарядка»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
-Слайд 6
-Проявим своё творчество. Мы будем учиться составлять рассказ по картинкам.
-Посмотрим мультфильм «О белом медвежонке»
-Составление устного рассказа по картинкам.
-Слайд 7
-7 Станция «Угадай-ка»
-Найдите на доске 4 слова с буквой Жж на картинке (морж, варежки, мороженое, медвежонок, снежинки)
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость в отработке знаний, полученных ранее
Развитие фонематического слуха.
Привлечение внимания детей к развитию умения распознавать букву и звук ж
Развитие фонематического слуха.
Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем
В случае необходимости помогает сформулировать тему и цель урока
Контролирует речь уч-ся,
оказывает помощь
Контролирует действия уч-ся, оказывает помощь
Развитие фонематического слуха.
Следит за работой учеников, оказывает помощь
Контролирует действия уч-ся, оказывает помощь
Оказывает помощь уч-ся при необходимости
Произносит слова
Контролирует действия уч-ся, оказывает помощь
Контролирует действия уч-ся, оказывает помощь
Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь
Учитель контролирует работу уч-ся
Показ движений для снятия переутомления уч-ся под музыку
Оказывает помощь уч-ся при необходимости
Учитель контролирует работу уч-ся
Ученики повторяют четверостишие
Ученики произносят звук ж
Учащиеся распознают слова, при произношении которых есть звук ж
Ученики повторяют чистоговорку
Учащиеся дают характеристику звука ж
Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока
Учащиеся дают характеристику звукам ж и ш
Дети выходят к интерактивной доске, указывают на рисунок, открывается название слова с буквой ж).
Читают слоги с буквой ж
Читают дети, умеющие читать
Не читающие дети читают слога в таблице стр.29
Работа с учебником
Составляют звуковые схемы слов
Называют какие слова называются односложными, двусложными и т.д.
Определяют слова, в которых слышится звук Ж и выполняют необходимые движения
Чтение скороговорки
-Уч-ся делят предложение на 2 маленьких предложения
-Работа в тетради
Дают характеристику буквам Ж и Ш
Дают характеристику одушевлённым и нарицательным словам
Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Анализируют слова
Выделяют лишнее
Уч-ся выполняют движения
Ученики составляют рассказ по сюжетным картинкам.
Ученики распознают слова с буквой Жж
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения
Познавательные УУД
-поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными средствами общения
-Умение слушать собеседника
-Умение аргументировать своё предложение
Познавательные УУД.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД.
анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Регулятивные УУД.
- контроль
- коррекция
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными средствами общения
Познавательные УУД.
-Смысловое чтение.
-Осознание и произвольное построение речевого высказывания
Познавательные УУД.
-Смысловое чтение
Познавательные УУД.
-Осознание и произвольное построение речевого высказывания
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными средствами общения
-Умение слушать собеседника
Познавательные УУД.
-использование знако – символических средств
-доказательство
Коммуникативные УУД
- продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными средствами общения
Познавательные УУД.
Классификация объектов
Коммуникативные УУД
-Умение слушать собеседника -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Коммуникативные УУД
-Умение слушать собеседника
Познавательные УУД
-доказательство
-Анализ объектов с целью выделения признаков
-использование знако – символических средств
Коммуникативные УУД
-Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения
Коммуникативные УУД
-Умение слушать собеседника -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Познавательные УУД.
- синтез – составление целого из частей
Познавательные УУД.
-Поиск и выделение необходимой информации
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия деятельности
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
-Чем сегодня занимались на уроке? (продолжали изучать букву Жж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов, учились составлять рассказ по картинке)
-Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Жж…»
(Всегда в русском языке твёрдая, шипящая, звонкая)
-Как пишутся сочетание жи - ши?(с буквой И)
Самооценка учащихся. - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на СМАЙЛИКАХ.
Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
-Спасибо всем за урок.
- Урок окончен.
Оценивает учащихся
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке.
Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ