ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ…»
ФИО Чебакова Наталья Владимировна
Место работы МБОУ СОШ № 1 города Калача-на-Дону Волгоградской области
Должность Учитель начальных классов
Тема - ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ…»
Цели:
Познакомить учащихся с некоторыми животными и растениями, занесёнными в Красную книгу Волгоградской области и Калачёвского района. Научить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Проверить знание правил поведения в природе и умение их применять. Развивать интерес к познанию себя и окружающего мира, развивать у детей положительные личностные качества (доброту, ответственность и т.д.), развивать речь, творческие способности. Воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них, бережное отношение к природе.
Задачи:
- обучающие: познакомить с правилами поведения в природе и умением их применять;
-развивающие: развивать познавательные способности учащихся; исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы);
-воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Формы работы учащихся: групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование:
мультимедийное оборудование, доска, компьютер, проектор.
Метод:
- Объяснительно- иллюстративный
- Проблемное обучение (частично –поисковый)
План – конспект внеклассного мероприятия «Нам здесь жить…».
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 1
Вступительное слово учителя
Мы с вами живём на земле Волгоградской. Здесь мы родились, здесь живём, работаем, учимся, здесь живут родные нам люди, наши друзья, здесь наша Родина. А для каждого человека Родина –это самое лучшее место на земле.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 2
Учитель:
На карте Волгоградской области есть городок, который очень дорог нам с вами. Он не большой, но самый красивый, уютный и дорогой для нас. Это наш родной Калач-на-Дону. Он построен на берегу реки Дон. Здесь самый чистый воздух, самая красивая природа.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 3
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 4
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд №5
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 6
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 7
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 8
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 9
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 10
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 11
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 12
Дети читают стихи калачёвской поэтессы П. Горбатовой
1 чтец
Я живу здесь давно и люблю этот край
Белый шёлк ковылей и тюльпановый май
Из зелёного шума одежды садов,
Белых вишен наряд, ароматы цветов.
2 чтец
Донское раздолье, я твой навсегда,
Песчаный откос, голубая вода
Там шепчутся тихо в ночи камыши
Прохладные зори, вы так хороши!
3 чтец
Донское раздолье, я твой навсегда
Бескрайнее поле, донская вода
Огромное небо и клин журавлей
И месяца ломтик и пух тополей.
А над Доном-рекой всё плывут облака
И волна за волной убегают в века
Я к берёзе прильну, старый клён обниму,
А за что всё люблю я и сам не пойму.
4 чтец
Цветёт наш простор донской
Над Доном родной рекой
Красой и теплом богат,
Гостям дорогим всем рад.
Зелёные сосны каймой
Закрыли Калач стеной
От бурь и седых песков
Зелёный хранят покров.
5 чтец
Бегут за волной волна,
По небу плывёт луна
Воды наберу в ладонь
Как дорог ты нам наш Дон!
У берега вербы спят,
На юг журавли летят
Нигде не найти милей
Зелёных донских полей.
6 чтец
Я опущу ладони в воду,
Я прислонюсь щекой к волне
Люблю я тихую погоду
И шёпот Дона при луне
О чём ты шепчешь,
Дон мой синий?
Какую песню ты поёшь?
Откуда черпаешь ты силы,
Что никогда не устаёшь?
7 чтец
Бегут ручьи по перелескам
Между травинок и корней,
Они несут весну и песни
И красоту донских полей
Я прислонюсь к волне щекою,
Я наберу воды в ладонь,
Как хорошо мне жить с тобою,
Какой ты славный тихий Дон!
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 13
Учитель:
Когда смотришь на эти кадры, то видишь, в каком красивом месте был построен наш город. Вокруг него множество различных лесов, невысокие горы, бескрайние степи, река Дон. В реке обитает большое количество разнообразной рыбы, в степях и лесах произрастает множество видов различных растений, обитает много видов животных. Кажется, живи и радуйся всему этому!
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 14
Учитель:
Но с каждым годом в Калачёвском районе и по всей Волгоградской области, многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Все они занесены в Красную книгу Волгоградской области.
В 2008 году в природных парках Волгоградской области было зафиксировано увеличение популяций животных и растений, занесённых в Красную книгу.
На начало 2010 года в Красную книгу региона было занесено 197 видов представителей растительного мира. В 2010 году в Красную книгу Волгоградской области должны быть включены ещё 4 вида редких растений и грибов, которым грозит исчезновение.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 15
Учитель:
В 1992 году, после большой и плодотворной работы учёных, экологов, многих жителей Калачёвского района, была издана книга «Редкие виды растений и животных Калачёвского района Волгоградской области». Эта книга- дань их любви к природе родного края, их стремление к сохранению уголков дикой природы для будущих поколений. И сегодня на нашем мероприятии мы хотим вам рассказать о некоторых растениях, птицах, млекопитающих, живущих на территории нашего района, но постепенно исчезающих. Я надеюсь, что сообщения, подготовленные учениками класса, повысит ваш интерес к изучению и сбережению богатств родного края.
Дети класса были заранее поделены на несколько групп, каждая из которых готовила сообщения о разных видах животных и о растениях, занесённых в книгу «Редкие виды растений и животных Калачёвского района Волгоградской области».
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 16
Учитель:
Сейчас со своими сообщениями выступят дети из I группы. Они расскажут нам о редких растениях Калачёвского района.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 17
Ученик 1.
1. Рябчик русский.
На территории Калачёвского района встречается повсеместно, но изредка и в небольших количествах. Произрастает на степных лугах и среди кустарников. Цветёт в конце апреля – начале мая.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 18
Ученик 2.
Ирис низкий.
Это растение получило своё название в честь прекрасной богини радуги в греческой мифологии – Ирис по сходству окраски цветов с радугой. Произрастает по всей территории района в очень малых количествах. Цветёт в апреле- мае.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 19
Ученик 3.
Гусиный лук подольский.
Произрастает на степных склонах, в Калачёвском районе был замечен в районе хутора Большеголубинского. Все другие находки единичны.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 20
Ученик 4.
Ковыль опушеннолистный.
На территории района отмечен по правому берегу Дона и на севере района. Произрастает на склонах балок, среди кустарников, на опушках лесов.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 21
Ученик 5.
Тюльпан Шренка.
Название растения произошло от персидского слова дульбенд, что в перевод на русский означает чалма, тюрбан. Название дано по сходству формы цветка с этим головным убором. В пределах Калачёвского района в настоящее время встречается нечасто, очень редок, и численность продолжает быстро сокращаться.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 22
Ученик 6.
Копеечник меловой.
Встречается на территории района в местах меловых обнажений. Очень редкий вид.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 23
Ученик 7.
Угрозу существования всех этих видов растений представляет:
-выпас скота;
-распашка целинных степей;
-сбор растений на букеты;
-выкопка растений для высадки на клумбах и грядках, а также на продажу.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 24
Учитель:
Сейчас со своими сообщениями выступят дети из II группы. Они расскажут нам о редких насекомых Калачёвского района.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 25
Ученик1
. Боливария короткокрылая (богомол).
Единственный представитель рода богомолов, проживающий на территории нашего района. Обитает на склонах степных балок, где очень удачно маскируется среди растительности.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 26
Ученик 2.
Жужелица венгерская.
В Калачёвском районе отмечена на степных участках в окрестностях Найдёновой балки. Жужелица – обитатель преимущественно диких степей, но встречается и на распаханных участках, засеянных различными сельскохозяйственными культурами.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 27
Ученик 3.
Жук – олень.
В районе встречается в лесах, растущих по берегам Дона, на старых дубах, реже –на ивах, грушах, ясенях. Жук – олень – самый крупный в Европе жук. Был известен ещё древним римлянам. В длину жуки достигают 8 сантиметров, а иногда и больше. Верхние челюсти самцов сильно увеличены, разветвлены наподобие рогов оленя, за что жук и получил своё название.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 28
Ученик 4.
Подалирий.
В районе эти красивейшие бабочки встречаются в окрестностях Калача и хутора Голубинский. Места обитания подалирия – опушки, поляны лесов, плодовые сады. Размах крыльев этой бабочки 7 сантиметров.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 29
Ученик 5.
Угрозу существования всех этих видов насекомых представляет:
- освоение и распашка степей;
-применение ядохимикатов в сельском и лесном хозяйстве;
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 30
Учитель:
Сейчас со своими сообщениями выступят дети из III группы. Они расскажут нам о редких рыбах Калачёвского района.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 31
Ученик 1.
Стерлядь.
В Калачёвском районе встречается только в русловой части водохранилища. Среди осетровых стерлядь – единственная сугубо пресноводная рыба, обитает на самых глубоких участках рек.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 32
Ученик 2.
Вырезуб.
Своё название эта рыба получила за мощные зубы, которыми она переламывает раковины моллюсков.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 33
Ученик 3.
Рыбец.
На территории Калачёвского района можно встретить рыбца в верхней части Дона, куда он поднимается для нереста. Идёт на нерест два раза в году: весной и осенью.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 34
Ученик 4.
Угрозу существования всех этих видов рыб представляет:
-загрязнение рек отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
-хозяйственное освоение районов нереста;
-браконьерский вылов.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 35
Учитель:
Сейчас со своими сообщениями выступят дети из IV группы. Они расскажут нам о редких птицах Калачёвского района.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 36
Ученик 1.
Орёл степной.
В Калачёвском районе численность степного орла составляет не менее 2-3 гнездящихся пар. Обитатель степи. Гнездится как на земле, так и на различных возвышениях. Основной добычей этой птицы являются суслики, которых он терпеливо подстерегает у норки или ловит, охотясь пешком. Быстро сокращающий численность вид в России.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 37
Ученик 2.
Дрофа.
Дрофа встречается единично гнездящимися парами и небольшими группировками . В Калачёвском районе гнездится не более двух пар. Типичные места обитания – целинные участки степи. Дрофы весьма осторожны, благодаря прекрасно развитому зрению. Активны они в основном ранним утром, днём в жару залегают в травах или хлебах. Очень редкий вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 38
Ученик 3.
Журавль красавка.
В районе 2-5 гнездящихся пар красавки. Эта птица предпочитает жить в полынных и злаковых степях. Придерживаются водоёмов, устраивают гнёзда и на полях многолетних трав и озимой пшеницы. Вид, численность которого очень незначительна, сокращается.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 39
Ученик 4.
Филин.
Встречается по всему Калачёвскому району, но повсюду редок. Численность весьма приблизительно может быть оценена в 10-20 гнездящихся пар. Придерживается лесов, растущих по берегам водоёмов. Филины свои гнёзда всегда устраивают на земле в глухих малопосещаемых людьми местах. Редкий, хотя и широко распространённый вид, численность которого повсеместно сокращается.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 40
Ученик 5.
Угрозу существования всех этих видов птиц представляет:
-интенсивная деятельность человека;
-прямое преследование человеком (сбор яиц коллекционерами, отстрел птиц для изготовления чучел;
-гибель кладок яиц при выпасе скота;
-браконьерская добыча.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 41
Учитель:
Сейчас со своими сообщениями выступят дети из V группы. Они расскажут нам о редких млекопитающих Калачёвского района.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 42
Ученик 1.
Хорь- перевязка.
Ещё в 60-е годы была сравнительно обычным видом. Теперь на территории района сохранились редкие места обитания перевязки в правобережной части. Населяет целинные участки степи, где обитают суслики, тушканчики, полёвки. Наиболее активны в сумерках, охотятся в основном ночью. Очень редкий вид.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 43
Ученик 2.
Вечерница гигантская.
На территории Калачёвского района изредка встречается и то не ежегодно, обычно в стаях других летучих мышей в ивово – тополёвых лесополосах. Убежищами для вечерницы гигантской служат дупла деревьев. Это самые крупные наши летучие мыши. Редкий вид.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 44
Ученик 3.
Угрозу существования всех этих видов млекопитающих представляет:
-хозяйственная деятельность человека;
-браконьерство.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 45
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 46
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 47
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 48
Учитель:
- Ребята, а что мы с вами можем сделать для того, чтобы эти растения и животные совсем не исчезли с нашей планеты?
-Правильно, соблюдать правила поведения в природе. Давайте ещё раз вспомним их
Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
Нельзя срывать цветы.
Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.
Нельзя разорять птичьи гнёзда и трогать птичьи яйца.
Нельзя брать из леса диких животных и их детёнышей.
Нельзя шуметь в природе.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 49
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 50
Учитель:
Также для защиты природы нашего края на территории Калачёвского района, к югу от моста через реку Дон, был создан памятник природы «Ирисовый». Занимаемая им территория была признана особо охраняемой. Этот памятник природы был создан с целью сохранения уникального природного комплекса — места произрастания и обитания ценных, малочисленных, редких и исчезающих видов растений, в том числе ириса низкого, занесённого в Красную книгу Волгоградской области и Калачевского района.
Своё название комплекс получил благодаря произрастающему в этих местах редкому цветку — ирису низкому. . А всего здесь зафиксировано 7 оттенков цветка.
На территории, занимаемой памятником природы, запрещены распашка земель, строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, рубка лесных насаждений, выпас скота, а также разжигание костров и разбивка палаток вне отведённых мест.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 51
Учитель:
В Калачёвском районе предотвратили экологическую катастрофу. Суд Калача -на -Дону запретил Калачевскому порту осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с серой. Сера поступала в открытых вагонах из Астраханской области, складировалась в порту, а после – также открыто перегружалась на суда. Местные жители и экологи забили тревогу. Мало того, что все соседние с портом дома и деревья покрылись характерной пылью, так еще в летнее время были неоднократные случаи возгораний серы в вагонах и отвалах. По словам жителей Калача, тлеющее вещество сваливали в реку, отчего массово гибла рыба, а во время пожаров все были вынуждены дышать ядовитыми продуктами горения.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 52
Учитель:
Специалисты по охране природы Волгоградской области проверил больницу на станции Ложки в Калачёвском районе, и пришли к выводу о нарушениях, связанных со сбросом вод в Цимлянское водохранилище без обработки и очистки. Между тем вода Цимлянского водохранилища используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух областей страны – Ростовской и Волгоградской. Грязную воду запретили сбрасывать в Цимлянское водохранилище.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 53
Учитель:
Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, бутылками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой и остатками еды?
Знаете ли вы, что бумага, брошенная нами будет лежать более 2-х лет, консервные банки –более 200 лет, стекло -1000 лет? Уезжая после пикника из леса, с берега реки не забудьте убрать весь мусор, который остался после вашего пребывания в природе.
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 54
Ресурс № 1. Презентация к уроку
Слайд № 55
Учитель:
Подводя итоги нашего классного часа, хочу напомнить вам слова знаменитого учёного Гржимека: «С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем с дворцами, разрушенными войной – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь.». Запомните эти слова.
Берегите природу родного края, ведь нам здесь жить!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ