ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ…»

















ФИО Чебакова Наталья Владимировна

Место работы МБОУ СОШ № 1 города Калача-на-Дону Волгоградской области

Должность Учитель начальных классов

Тема - ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ…»












Цели:

Познакомить учащихся с некоторыми животными и растениями, занесёнными в Красную книгу Волгоградской области и Калачёвского района. Научить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Проверить знание правил поведения в природе и умение их применять. Развивать интерес к познанию себя и окружающего мира, развивать у детей положительные личностные качества (доброту, ответственность и т.д.), развивать речь, творческие способности. Воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них, бережное отношение к природе.


Задачи:

- обучающие: познакомить с правилами поведения в природе и умением их применять;

-развивающие: развивать познавательные способности учащихся; исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы);

-воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Формы работы учащихся: групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование:

мультимедийное оборудование, доска, компьютер, проектор.

Метод:

- Объяснительно- иллюстративный

- Проблемное обучение (частично –поисковый)







План – конспект внеклассного мероприятия «Нам здесь жить…».


Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 1

Вступительное слово учителя

Мы с вами живём на земле Волгоградской. Здесь мы родились, здесь живём, работаем, учимся, здесь живут родные нам люди, наши друзья, здесь наша Родина. А для каждого человека Родина –это самое лучшее место на земле.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 2

Учитель:

На карте Волгоградской области есть городок, который очень дорог нам с вами. Он не большой, но самый красивый, уютный и дорогой для нас. Это наш родной Калач-на-Дону. Он построен на берегу реки Дон. Здесь самый чистый воздух, самая красивая природа.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 3

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 4

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд №5

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 6

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 7

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 8

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 9

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 10

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 11

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 12


Дети читают стихи калачёвской поэтессы П. Горбатовой


1 чтец

Я живу здесь давно и люблю этот край

Белый шёлк ковылей и тюльпановый май

Из зелёного шума одежды садов,

Белых вишен наряд, ароматы цветов.


2 чтец

Донское раздолье, я твой навсегда,

Песчаный откос, голубая вода

Там шепчутся тихо в ночи камыши

Прохладные зори, вы так хороши!


3 чтец

Донское раздолье, я твой навсегда

Бескрайнее поле, донская вода

Огромное небо и клин журавлей

И месяца ломтик и пух тополей.

А над Доном-рекой всё плывут облака

И волна за волной убегают в века

Я к берёзе прильну, старый клён обниму,

А за что всё люблю я и сам не пойму.


4 чтец

Цветёт наш простор донской

Над Доном родной рекой

Красой и теплом богат,

Гостям дорогим всем рад.

Зелёные сосны каймой

Закрыли Калач стеной

От бурь и седых песков

Зелёный хранят покров.


5 чтец

Бегут за волной волна,

По небу плывёт луна

Воды наберу в ладонь

Как дорог ты нам наш Дон!

У берега вербы спят,

На юг журавли летят

Нигде не найти милей

Зелёных донских полей.

6 чтец

Я опущу ладони в воду,

Я прислонюсь щекой к волне

Люблю я тихую погоду

И шёпот Дона при луне

О чём ты шепчешь,

Дон мой синий?

Какую песню ты поёшь?

Откуда черпаешь ты силы,

Что никогда не устаёшь?

7 чтец

Бегут ручьи по перелескам

Между травинок и корней,

Они несут весну и песни

И красоту донских полей

Я прислонюсь к волне щекою,

Я наберу воды в ладонь,

Как хорошо мне жить с тобою,

Какой ты славный тихий Дон!


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 13

Учитель:

Когда смотришь на эти кадры, то видишь, в каком красивом месте был построен наш город. Вокруг него множество различных лесов, невысокие горы, бескрайние степи, река Дон. В реке обитает большое количество разнообразной рыбы, в степях и лесах произрастает множество видов различных растений, обитает много видов животных. Кажется, живи и радуйся всему этому!

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 14


Учитель:

Но с каждым годом в Калачёвском районе и по всей Волгоградской области, многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Все они занесены в Красную книгу Волгоградской области.

В 2008 году в природных парках Волгоградской области было зафиксировано увеличение популяций животных и растений, занесённых в Красную книгу.

На начало 2010 года в Красную книгу региона было занесено 197 видов представителей растительного мира. В 2010 году в Красную книгу Волгоградской области должны быть включены ещё 4 вида редких растений и грибов, которым грозит исчезновение.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 15


Учитель:

В 1992 году, после большой и плодотворной работы учёных, экологов, многих жителей Калачёвского района, была издана книга «Редкие виды растений и животных Калачёвского района Волгоградской области». Эта книга- дань их любви к природе родного края, их стремление к сохранению уголков дикой природы для будущих поколений. И сегодня на нашем мероприятии мы хотим вам рассказать о некоторых растениях, птицах, млекопитающих, живущих на территории нашего района, но постепенно исчезающих. Я надеюсь, что сообщения, подготовленные учениками класса, повысит ваш интерес к изучению и сбережению богатств родного края.

Дети класса были заранее поделены на несколько групп, каждая из которых готовила сообщения о разных видах животных и о растениях, занесённых в книгу «Редкие виды растений и животных Калачёвского района Волгоградской области».


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 16

Учитель:

Сейчас со своими сообщениями выступят дети из I группы. Они расскажут нам о редких растениях Калачёвского района.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 17

Ученик 1.

1. Рябчик русский.

На территории Калачёвского района встречается повсеместно, но изредка и в небольших количествах. Произрастает на степных лугах и среди кустарников. Цветёт в конце апреля – начале мая.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 18

Ученик 2.

Ирис низкий.

Это растение получило своё название в честь прекрасной богини радуги в греческой мифологии – Ирис по сходству окраски цветов с радугой. Произрастает по всей территории района в очень малых количествах. Цветёт в апреле- мае.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 19

Ученик 3.

Гусиный лук подольский.

Произрастает на степных склонах, в Калачёвском районе был замечен в районе хутора Большеголубинского. Все другие находки единичны.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 20

Ученик 4.

Ковыль опушеннолистный.

На территории района отмечен по правому берегу Дона и на севере района. Произрастает на склонах балок, среди кустарников, на опушках лесов.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 21

Ученик 5.

Тюльпан Шренка.

Название растения произошло от персидского слова дульбенд, что в перевод на русский означает чалма, тюрбан. Название дано по сходству формы цветка с этим головным убором. В пределах Калачёвского района в настоящее время встречается нечасто, очень редок, и численность продолжает быстро сокращаться.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 22

Ученик 6.

Копеечник меловой.

Встречается на территории района в местах меловых обнажений. Очень редкий вид.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 23

Ученик 7.

Угрозу существования всех этих видов растений представляет:

-выпас скота;

-распашка целинных степей;

-сбор растений на букеты;

-выкопка растений для высадки на клумбах и грядках, а также на продажу.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 24

Учитель:

Сейчас со своими сообщениями выступят дети из II группы. Они расскажут нам о редких насекомых Калачёвского района.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 25

Ученик1

. Боливария короткокрылая (богомол).

Единственный представитель рода богомолов, проживающий на территории нашего района. Обитает на склонах степных балок, где очень удачно маскируется среди растительности.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 26

Ученик 2.

Жужелица венгерская.

В Калачёвском районе отмечена на степных участках в окрестностях Найдёновой балки. Жужелица – обитатель преимущественно диких степей, но встречается и на распаханных участках, засеянных различными сельскохозяйственными культурами.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 27

Ученик 3.

Жук – олень.

В районе встречается в лесах, растущих по берегам Дона, на старых дубах, реже –на ивах, грушах, ясенях. Жук – олень – самый крупный в Европе жук. Был известен ещё древним римлянам. В длину жуки достигают 8 сантиметров, а иногда и больше. Верхние челюсти самцов сильно увеличены, разветвлены наподобие рогов оленя, за что жук и получил своё название.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 28

Ученик 4.

Подалирий.

В районе эти красивейшие бабочки встречаются в окрестностях Калача и хутора Голубинский. Места обитания подалирия – опушки, поляны лесов, плодовые сады. Размах крыльев этой бабочки 7 сантиметров.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 29

Ученик 5.

Угрозу существования всех этих видов насекомых представляет:

- освоение и распашка степей;

-применение ядохимикатов в сельском и лесном хозяйстве;


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 30

Учитель:

Сейчас со своими сообщениями выступят дети из III группы. Они расскажут нам о редких рыбах Калачёвского района.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 31

Ученик 1.

Стерлядь.

В Калачёвском районе встречается только в русловой части водохранилища. Среди осетровых стерлядь – единственная сугубо пресноводная рыба, обитает на самых глубоких участках рек.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 32

Ученик 2.

Вырезуб.

Своё название эта рыба получила за мощные зубы, которыми она переламывает раковины моллюсков.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 33

Ученик 3.

Рыбец.

На территории Калачёвского района можно встретить рыбца в верхней части Дона, куда он поднимается для нереста. Идёт на нерест два раза в году: весной и осенью.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 34

Ученик 4.

Угрозу существования всех этих видов рыб представляет:

-загрязнение рек отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

-хозяйственное освоение районов нереста;

-браконьерский вылов.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 35

Учитель:

Сейчас со своими сообщениями выступят дети из IV группы. Они расскажут нам о редких птицах Калачёвского района.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 36

Ученик 1.

Орёл степной.

В Калачёвском районе численность степного орла составляет не менее 2-3 гнездящихся пар. Обитатель степи. Гнездится как на земле, так и на различных возвышениях. Основной добычей этой птицы являются суслики, которых он терпеливо подстерегает у норки или ловит, охотясь пешком. Быстро сокращающий численность вид в России.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 37

Ученик 2.

Дрофа.

Дрофа встречается единично гнездящимися парами и небольшими группировками . В Калачёвском районе гнездится не более двух пар. Типичные места обитания – целинные участки степи. Дрофы весьма осторожны, благодаря прекрасно развитому зрению. Активны они в основном ранним утром, днём в жару залегают в травах или хлебах. Очень редкий вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 38

Ученик 3.

Журавль красавка.

В районе 2-5 гнездящихся пар красавки. Эта птица предпочитает жить в полынных и злаковых степях. Придерживаются водоёмов, устраивают гнёзда и на полях многолетних трав и озимой пшеницы. Вид, численность которого очень незначительна, сокращается.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 39

Ученик 4.

Филин.

Встречается по всему Калачёвскому району, но повсюду редок. Численность весьма приблизительно может быть оценена в 10-20 гнездящихся пар. Придерживается лесов, растущих по берегам водоёмов. Филины свои гнёзда всегда устраивают на земле в глухих малопосещаемых людьми местах. Редкий, хотя и широко распространённый вид, численность которого повсеместно сокращается.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 40

Ученик 5.

Угрозу существования всех этих видов птиц представляет:

-интенсивная деятельность человека;

-прямое преследование человеком (сбор яиц коллекционерами, отстрел птиц для изготовления чучел;

-гибель кладок яиц при выпасе скота;

-браконьерская добыча.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 41

Учитель:

Сейчас со своими сообщениями выступят дети из V группы. Они расскажут нам о редких млекопитающих Калачёвского района.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 42

Ученик 1.

Хорь- перевязка.

Ещё в 60-е годы была сравнительно обычным видом. Теперь на территории района сохранились редкие места обитания перевязки в правобережной части. Населяет целинные участки степи, где обитают суслики, тушканчики, полёвки. Наиболее активны в сумерках, охотятся в основном ночью. Очень редкий вид.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 43

Ученик 2.

Вечерница гигантская.

На территории Калачёвского района изредка встречается и то не ежегодно, обычно в стаях других летучих мышей в ивово – тополёвых лесополосах. Убежищами для вечерницы гигантской служат дупла деревьев. Это самые крупные наши летучие мыши. Редкий вид.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 44

Ученик 3.

Угрозу существования всех этих видов млекопитающих представляет:

-хозяйственная деятельность человека;

-браконьерство.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 45

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 46

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 47

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 48

Учитель:

- Ребята, а что мы с вами можем сделать для того, чтобы эти растения и животные совсем не исчезли с нашей планеты?

-Правильно, соблюдать правила поведения в природе. Давайте ещё раз вспомним их


Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.


Нельзя срывать цветы.


Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.


Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.


Нельзя разорять птичьи гнёзда и трогать птичьи яйца.


Нельзя брать из леса диких животных и их детёнышей.


Нельзя шуметь в природе.


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 49


Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 50


Учитель:

Также для защиты природы нашего края на территории Калачёвского района, к югу от моста через реку Дон, был создан памятник природы «Ирисовый». Занимаемая им территория была признана особо охраняемой. Этот памятник природы был создан с целью сохранения уникального природного комплекса — места произрастания и обитания ценных, малочисленных, редких и исчезающих видов растений, в том числе ириса низкого, занесённого в Красную книгу Волгоградской области и Калачевского района.

Своё название комплекс получил благодаря произрастающему в этих местах редкому цветку — ирису низкому. . А всего здесь зафиксировано 7 оттенков цветка.

На территории, занимаемой памятником природы, запрещены распашка земель, строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, рубка лесных насаждений, выпас скота, а также разжигание костров и разбивка палаток вне отведённых мест.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 51

Учитель:

В Калачёвском районе предотвратили экологическую катастрофу. Суд Калача -на -Дону запретил Калачевскому порту осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с серой. Сера поступала в открытых вагонах из Астраханской области, складировалась в порту, а после – также открыто перегружалась на суда. Местные жители и экологи забили тревогу. Мало того, что все соседние с портом дома и деревья покрылись характерной пылью, так еще в летнее время были неоднократные случаи возгораний серы в вагонах и отвалах. По словам жителей Калача, тлеющее вещество сваливали в реку, отчего массово гибла рыба, а во время пожаров все были вынуждены дышать ядовитыми продуктами горения.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 52

Учитель:

Специалисты по охране природы Волгоградской области проверил больницу на станции Ложки в Калачёвском районе, и пришли к выводу о нарушениях, связанных со сбросом вод в Цимлянское водохранилище без обработки и очистки. Между тем вода Цимлянского водохранилища используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух областей страны – Ростовской и Волгоградской. Грязную воду запретили сбрасывать в Цимлянское водохранилище.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 53

Учитель:

Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, бутылками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой и остатками еды?

Знаете ли вы, что бумага, брошенная нами будет лежать более 2-х лет, консервные банки –более 200 лет, стекло -1000 лет? Уезжая после пикника из леса, с берега реки не забудьте убрать весь мусор, который остался после вашего пребывания в природе.

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 54

Ресурс № 1. Презентация к уроку

Слайд № 55

Учитель:

Подводя итоги нашего классного часа, хочу напомнить вам слова знаменитого учёного Гржимека: «С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем с дворцами, разрушенными войной – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь.». Запомните эти слова.

Берегите природу родного края, ведь нам здесь жить!



4



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ