Риторика 1 класс "Ключ к тексту"
Тема: Ключ к тексту.
Цель:– ознакомить с понятием «основная мысль текста».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний
– На предыдущих уроках мы с вами уже говорили о волшебных ключиках, которые помогают, например, узнавать текст. Кто помнит, что это за ключики? (Опорные слова.)
– Сегодня к нам в учебник попали три маленьких рассказа, очень похожих, но в то же время разных. Прочитаем их и разберёмся, чем они похожи и чем отличаются.
Работа по учебнику. 1 3 2
Анализ текстов (с. 28 и 29).
● – Вначале прочитаем первый рассказ.
– О чём рассказал мальчик (тема его рассказа)?– Он рассказал о поездке за город, в лес. Но узнали ли вы о том, какая это была прогулка – интересная, скучная, весёлая, грустная, понравилась она мальчику или нет?– Действительно, непонятно, чем хотел поделиться с нами автор, какими чувствами, мыслями. Непонятно, для чего написан этот рассказ.
● – Прочитаем вторую историю.– Какая тема этого текста?– В нём также говорится о поездке за город. Из этого текста нам ясно, какой получилась поездка?
– Что в тексте вам подсказало, что поездка не удалась (какие опорные слова, словосочетания)?
Анализируя текст, учащиеся выделяют слова и словосочетания «не
выспался», «слипались», «пришлось долго», «надоело», «промочил ноги», «не горел», «щипал глаза», «грязные и усталые», которые помогают читателю понять позицию рассказчика.
● – Прочитаем третий текст.– Ясно ли из него, какой получилась поездка?– Покажите на примерах из текста, что прогулка действительно была интересной, удачной.– Какие слова и словосочетания в тексте помогают раскрыть позицию рассказчика? («Не было скучно», «интересные истории», «повезло», «вкусный», «пожалела, что не поехала» и др.)
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙΙ. Открытие нового знания
1. Придумывание заголовков к текстам.
– Итак, все три текста на одну тему. Но только какие из них можно назвать настоящими текстами? (Второй и третий.)– Почему? (В них есть основная мысль – ключик, который помогает читателю понять автора.)– Если озаглавить второй и третий тексты на одну тему, какой общий заголовок можно подобрать? («Поездка за город», «Как я ездил за город».)
– А если в заголовке мы захотим отразить основную мысль, то какое название можно дать второму тексту? Третьему? («Неудачная поездка» и «Весёлая прогулка».)
2. Определение основной мысли текста.
– Познакомимся со сказкой, которую сочинили ребята из начальной школы в селе Павлыш. Прочитаем её (с. 30).– Понравилась сказка? Можете сказать, о ком она?– Какая её тема?
– Подумайте над тем, что самое важное в этой сказке.– Какая её основная мысль?
– Эта сказка об умных, сообразительных мышатах. Вот и придумайте такое название, чтобы в нём выразилась основная мысль сказки. («Умные мышата», «Вот до чего додумались наши мыши!»)
– Что мы сейчас делали?– Чему научились?– Какие действия выполняли? 2 1 4 2 3
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа по учебнику. 2 1 2 2
Самостоятельная работа.
– Попытайтесь самостоятельно озаглавить два стихотворения (с. 31). – Прочитаем текст Марины Бородицкой и сначала определим его тему: о чём оно? – Подберите заголовок, который отражал бы тему стихотворения, и запишите его в тетрадь. («Разговор с пчелой».)
– Подумайте над заголовком, который отражал бы основной смысл
этого текста. («Уж-жасно нужный цветок», «Цветок на ужин».)
– Прочитаем текст второго стихотворения.– Подберите такой заголовок, чтобы в нём была отражена тема стихотворения, и запишите его в учебник. («Мышиный гимн».)
Учитель также привлекает внимание детей к звукописи в стихотворениях, повторению и выделению при чтении отдельных звуков, обсуждает, почему автор использует именно эти звуки.
Если были индивидуальные ответы детей, то можно провести самооценку по алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить работу?– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?– Отметь в дневнике.
2. Творческая работа в парах. 1 2 3
– Предлагаю сочинить вам сказку, но не простую. Сначала рассмотрим рисунок к сказке (с. 32). Что вы видите на рисунке?
– Итак, на перепутье Иван-царевич увидел две избушки: в одной добрая Баба-яга, а в другой – злая. Мы должны выбрать, к какой Бабе-яге обратится за помощью наш герой. Если к злой – это одна сказка, к доброй – другая. Вот почему я сказала, что сказка непростая. В нашей воле изменить основное содержание сказки, её смысл, ведь тема занятия – основная мысль, основной смысл текста.
Дети выбирают Бабу-ягу и вместе с учителем сочиняют сказку.
Возможное начало сказки:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
Иван-царевич. Жил, не скучал, на охоту ходил, гусей-уток постреливал. Вот как-то раз собрался Иван-царевич на озеро молодецкую натуру потешить, а царь ему и говорит:
– Стар я стал, Иван-царевич, пора тебе на трон садиться, государством править. Надобно женить тебя, подходящую невесту выбрать.
Кликнули клич по всем царствам-королевствам, стали смотрины невестам устраивать. Но ни одна не полюбилась Ивану-царевичу. Огорчился царь, думал-думал да и говорит сыну:
– Слышал я, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт царевна Марья Моревна, красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Отправляйся, Иван-царевич, в путь за невестой.
Стал Иван-царевич собираться в дальнюю дорогу. Но никто не знал, не ведал, как пройти в тридевятое царство, в тридесятое государство.
Взял тогда Иван-царевич лук со стрелами да и пошёл искать прекрасную царевну. Долго ли, коротко ли, пришёл Иван-царевич на перепутье...»
Дети обсуждают, какой должна быть встреча с доброй или злой Бабой-ягой, придумывают окончание сказки.
ТОУУ
ΙV. Итог урока
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Как определить основную мысль текста?
– Что помогает придумать название к тексту?
– Что можно назвать ключиками к тексту?
– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4
– Какие действия пригодятся нам и на других уроках?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ