Риторика 1 класс "Знакомые незнакомцы"
Тема: Знакомые незнакомцы.
Цель:– учим замечать в тексте непонятные слова, показываем, как можно объяснить их значение.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний
1 2 2 1– Ребята, кто знает русскую сказку «Колобок»?– А кто может рассказать её?– Но кое-что из этой сказки вы не знаете. Слушайте внимательно её начало и подумайте, все ли слова вам знакомы (с. 27).– Всё в сказке вам понятно и знакомо? Никаких вопросов не возникает?
Нередко учащиеся отвечают, что им всё понятно и знакомо. Тогда учитель говорит:– Хорошо, что всем всё понятно. Раз так, объясните, пожалуйста, что такое: сусек, короб, крылышко, которым старуха поскребла по сусеку?
– Что такое горсть?– Значение многих слов вы объяснить не смогли. Рассмотрим рисунки на с. 27. Они помогут нам узнать, что это такое.
Работа по учебнику. 1 3 2 Дети рассматривают рисунки и читают названия предметов, о которых говорится в начале сказки.– Вот видите, сколько незнакомых слов даже в знакомой сказке! Для того чтобы правильно понять содержание сказки, рассказа, стихотворения, надо узнать непонятные, неизвестные вам слова. Не ленитесь отмечать такие слова в тексте, просите взрослых объяснить их значение.
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙΙ. Открытие нового знания
Словарная игра «Кто больше всех заметит непонятных слов».
– Я буду читать отрывки из известных детских произведений, а вы будете называть слова, значение которых вы не знаете. Может быть и так, что слово знакомо, но точно объяснить его значение вы не можете. Будьте внимательны!
Тексты для чтения
● «А лихие обезьяны Подхватили чемоданы И скорее со всех ног
Наутёк. А акула Увильнула, Только хвостиком Махнула.
А за нею каракатица — Так и пятится, Так и катится...» (К. Чуковский)
Каракатица – морское малоподвижное животное, выделяющее красящее вещество чернильного цвета.
● «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому».
Лубяной – сделанный из луба, т.е. из коры липы и некоторых других лиственных деревьев.
● «Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:– Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец? Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.– Очень нужно мне раскаиваться! Не дождётесь...» (А. Толстой)
Чулан – помещение в доме, служащее для хранения вещей.
● «...Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса...» (К. Чуковский)
Вакса – чёрная мазь для чистки обуви.
● «– Что вам надо? – Шоколада. – Для кого? – Для сына моего.
– А много ли прислать? – Да пудов этак пять Или шесть: Много ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!» (К. Чуковский)
Пуд – мера веса, равна 16 кг.
● «Ах, те, что ты выслалНа прошлой неделе,
Мы давно уже съели И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину
Дюжину Новых и сладких калош!» (К. Чуковский)
Дюжина – двенадцать.
● «Он в кладовку заглянул –С мёдом жбан перевернул». (С. Михалков)
Жбан – кувшин с крышкой.
● «Был сынок у маменьки –Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –В медведицу бурую». (А. Барто)
Бурый – тёмно-коричневый с сероватым или красноватым оттенком.
● «Сычи-трубачиТрубят!Грачи с каланчи
Кричат!» (К. Чуковский)
Сыч – ночная птица из семейства совиных.
Каланча – высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды.
● «А слониха-щеголихаТак отплясывала лихо,Что румяная луна
В небе задрожалаИ на бедного слонаКубарем упала». (К. Чуковский)
Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.
● «У страха глаза что плошки, а не видит ни крошки». (Пословица)
Плошка – широкая плоская тарелка.
– Чему мы сейчас учились?– Почему это важно?
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа по учебнику. 2 1 2 2Словарная игра «Назови слово» (кроссворд).
– Вы учились находить, узнавать в тексте слова, значение которых необходимо пояснить, уточнить. Проверим, насколько хорошо вы знаете значение знакомых вам слов, иным способом. Я буду называть значение слов, а вы – эти слова. Поможет нам в этой работе кроссворд.– Что такое кроссворд? (От англ. сross – крест, word – слово.)– Кто его уже отгадывал?– Как вы это делали?
– Откройте учебник на с. 33. Здесь помещён кроссворд, и в его клеточки надо написать слова. Вверху даны их значения. Читаем толкование слова под номером один. Кто догадался, о ком идёт речь? Посмотрим, правильно ли мы узнали слово, – запишем его в верхнюю строчку кроссворда.
Дети записывают слова: купец, лапти, корыто, кузнец, теремок, каравай
Проверка с самооценкой.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить работу?– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?– Отметь в дневнике.
– Понравилось отгадывать кроссворд? Это не только занимательно, но и полезно: помогает определять и уточнять значения слов.
2. Самостоятельная работа: уточнение значений некоторых слов в загадках.– Сейчас мы обратимся к текстам загадок (с. 34 и 35). Вы обратили
внимание на то, как я сказала: тексты загадок? Загадка является текстом?– Докажите свою точку зрения.– Загадки положено отгадывать, и мы, конечно, тоже этим займёмся. Но прежде посмотрим, понятно ли вам значение всех слов в тексте каждой загадки.– Теперь отгадаем загадки. (Радуга, месяц, гриб.)
Можно предложить детям для следующего занятия записать новые слова, которые они узнали за неделю, и объяснить их значения.– Где вам может пригодиться то, о чём мы говорили на уроке? 1 4
ТООУ
ΙV. Итог урока
– Что нового мы сегодня узнали? 4– Как нам помогают опорные слова?– Почему их называют опорными?– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4– Какие действия пригодятся нам и на других уроках?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ