Статья по теме «Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока – исследования»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.УРАЛЬСКИЙ

Методическое объединение учителей начальных классов

к уроку











Статья

по теме «Создание проблемной ситуации на этапе мотивации урока – исследования».











Выполнил:

Ваулина Н.М.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Проверил:

Зайнышева О.Б.

руководитель ШМО нач.классов



п. Уральский, 2014

Подчеркну, что речь идет об уроке – исследовании, и этап – создание проблемной ситуации, является не просто самым важным, но, как показывает практика, и самым трудным. В свете последнего события – районного конкурса «Учитель года», пришлось видеть, что учителя испытывают затруднение именно в создании проблемной ситуации. Думается, что отчасти, причиной является то, что не всегда разграничиваем понятия мотивация и активизация. Поэтому, для начала, я бы хотела развести эти понятия.


мотивация

активизация

цель

Возникновение у уч-ка потребности в раскрытии неизвестного

Повышение общего уровня активности уч-ся: внимания и интереса

условие

Проблемная ситуация

Формы: загадка, обсуждение темы урока и т.д.



Постановка проблемной ситуации – это некое действо, направленное на формулирование возникшей проблемы или на формулирование проблемного вопроса, или гипотезы. Результатом урока – исследования в этом случае будет открытие нового знания, или открытие нового способа действия, или открытие условия для выполнения задания. Не так - то просто придумать проблемную ситуацию, которая бы вызвала у ученика желание исследовать. Стимульным материалом может быть все что угодно – реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация опытов, ряд слов, чье-то высказывание, отрывок из текста и т.д. Многие проблемные ситуации являются универсальными, т.к. их можно применить при изучении других тем, изменив сюжет. Дальше я приведу несколько примеров.

Окружающий мир, 2 класс.

Тема урока - Распознавание деревьев по листьям.

Материал к уроку. На доске размещаются листья с разных деревьев (липа, береза, осина). Они похожи друг на друга размером, цветом, формой .

Проблемная ситуация. - Я собрала листья под деревом. Но только вот не пойму, принадлежат они разным деревьям или одному дереву. Как вы думаете?

- Мнения разошлись. Проблема: мы не можем определить, к какому дереву (деревьям) принадлежать эти листья. Почему? (схожи по размеру, по цвету)

- Что нужно знать, чтобы решить эту проблему? (по каким признакам можно определить к какому относится дереву лист)

- Форма, край листа

Гипотеза. - И так, у нас возникло предположение, что по форме и краю листовой пластины можно предположить к какому дереву относится лист.

Цель исследования: Опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа определить, к каким деревьям относятся листья. Если нам удастся определить – значит, гипотеза подтвердилась. Если нет, значит, не подтвердилась.

Похожую проблемную ситуацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме «Распознавание лиственных деревьев по коре, по расположению почек на ветке» и «Распознавание хвойных деревьев по листьям - иголкам»



Окружающий мир, 2 класс.

Тема урока - Развитие растения из семени

Материал к уроку. На доске размещаются рисунки - развитие растения из семени (семя, корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, семя)

img7 img7

Проблемная ситуация. - Что нарисовано на первой и последней картинке?

-Между семенами 5 окошек. Что спрятано за ними?

(как, правило, дети догадываются, что спрятана последовательность, связанная с ростом растения, но не могут установить ее звенья)

Вопрос исследования. - Из каких звеньев состоит развитие растения из семени?

Цель исследования: Изучить материалы, чтобы определить последовательность развития растения из семени

Всегда ли соблюдается такая последовательность? Могут ли появляться части растения в другой последовательности? На этот вопрос ученики получают ответ уже опытным путем: садят семя фасоли, наблюдают за его развитием и фиксируют последовательность появления частей растения.

Подобную проблемную ситуацию можно использовать при изучении тем, связанных с появлением и развитием животных: насекомых, земноводных, рыб, птиц, млекопитающих.

Русский язык, 2 класс.

Тема - Проверка безударной гласной в корне слова

Материал к уроку. Текст «Рассказ об одной ошибке».

Проблемная ситуация. Дима написал своему другу Петьке записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет. Петька принесет. Я ему написал записку. Он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча у него в руках было оружие – длинный деревянный меч.

Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?

Гипотеза. Существуют способы проверки слабой позиции гласной по ее сильной позиции.

Цель исследования. Найти способы проверки безударной гласной.

Этот прием универсален тем, что похожую ситуацию можно создать по теме «Проверка парной согласной в корне».

Для создания проблемной ситуации можно использовать противоречия, возникающие во время практической работы или во время обсуждения образа известного литературного персонажа, опираясь на житейский опыт ребенка.

Окружающий мир, 2 класс.

Тема - Практическая работа. Почему снег рыхлый.

Материал к уроку. Полная литровая банка рыхлого снега.

Проблемная ситуация. - Поставь банку в теплое место на 30-40 мин.

- Напиши, какие произошли изменения

- Что теперь находиться в банке?

- Сравни объем снега и объем воды. Что заметили?

- Какое вещество, кроме снега, находилось в банке?

- Для чего он нужен?

Гипотеза. Предположим, воздух делает снег рыхлым.

Цель исследования. Почему снег рыхлый? Как это свойство используется в природе?

Литературное чтение, 2 класс.

Тема: Образ прадедушки Мороза в сказке Е.Шварца «Два брата».

Материал к уроку. Отрывок из текста.

Проблемная ситуация. Дед Мороз по характеру добрый, щедрый. Прадедушка – безжалостный, суровый, равнодушный.

Гипотеза. Возможно, прообразом Мороза был языческий образ, которому поклонялись люди в древние времена.

Цель исследования: Выяснить происхождение образа Мороза в сказке.

Таким образом, разные приемы в разной мере пригодны для создания мотивационного поля. Каждый из них имеет свою особую ценность. Но надо помнить о том, что использование исследовательских приемов обучения дает большой образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с традиционными методами и приемами обучения.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ