Урок по теме: "Решение задач на движение вдогонку"
Тип урока: ОНЗ.
Тема: Решение задач на движение вдогонку.
Автор: Зайцева С. А.
Должность: учитель начальных классов
Школа- лицей № 27 Астана
Ход урока:
I этап: Мотивация к учебной деятельности.
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро
Начинаешь ты решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
II этап: Актуализация знаний
Работа в группе. Вспомните, какими правилами мы пользуемся при работе в группе. (Слушай внимательно, говорит только один, говорит по существу, уважай говорящего)
Сейчас вам дается 2 минуты, чтобы вы выполнили задание, написанное на карточке № 1 (напишите, какие ассоциации у вас возникают при виде данной схемы)
Проверим. 1-я группа (это задачи на движение в противоположных направлениях, в данных задачах объекты будут удаляться друг от друга за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
2-я группа (это задачи на встречное движение, в данных задачах объекты будут сближаться друг от другом за единицу времени, при решении этих задач нужно вспомнить формулы пути s = v * t, v= s : t, t = s : v)
3- я группа. (это задачи на движение) ???
III этап: Выявление места и причины затруднения
При составлении ассоциаций к этой схеме у вас возникла проблема (мы не решали задачи такого вида, потому что стрелки здесь направлены в одном направлении)
Что нам необходимо для достижения цели урока (можно проговорить) нам необходимы новые знания, новые понятия?
IV этап: Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Сегодня мы познакомимся с новым видом решения задач на движение: Движение вдогонку.
V этап: Открытие нового знания
- Откройте учебники на стр. 26 и прочитайте задачу под номером 1.
-Чтение задачи. Расстояние между школой и домом 200 м. Одновременно из школы вышел ученик, а из дома- бабушка. Они пошли в одном направлении. Скорость ученика 110 м/мин, а бабушки- 60 м/мин. На сколько метров уменьшается расстояние каждую минуту? Через какое время ученик догонит бабушку?
Рассмотрим схему и заполним таблицу на карточке № 2.
-На прямой линии отмечены две точки (школа и дом) и обозначено расстояние 200 м. Указана стрелками скорость бабушки и ученика (больше та, стрелка, где скорость больше).
-Давайте проанализируем, как изменяется расстояние при решении задачи на движение вдогонку.
-Если ученик идёт вдогонку, расстояние будет уменьшаться или увеличиваться? (уменьшаться) Значит, они будут сближаться или удаляться? (сближаться)
-Чтобы найти скорость сближения бабушки и ученика за 1 минуту, мы от скорости ученика отнимем скорость бабушки)- это и будет скорость сближения
По формуле v сбл = v 1- v 2 110- 60= 50 (м/мин)
-Давайте заполним таблицу. Чтобы найти расстояние, какую формулу мы используем? (s = v * t)
-На каком расстоянии от школы будет бабушка через 1 минуту? (200 + 60*1 = 260 м-, т. к. расстояние между школой и домом 200 м- отметим на схеме)
-На каком расстоянии от школы будет ученик через 1 минуту? (110 * 1 = 110 м- отметим на схеме)
-На сколько уменьшится расстояние между учеником и бабушкой через 1 минуту? (260 – 110 = 50 (м))
Так же вычитываем за 2, 3, 4 минуты.
t мин
1 мин
2 мин
3 мин
4 мин
t
x б
260
320
380
440
200 + 60 * t
x у
110
220
330
440
110 * t
v сбл
50
100
150
200
v 1 – v 2
ВЫВОД: ученик и бабушка сближаются на 50 метров в минуту
-Мы рассмотрели, как изменяется расстояние между учеником и бабушкой, через некоторое время.
-Давайте решим задачу. Чтобы узнать скорость сближения ученика и бабушки v сбл = v 1- v 2 110 – 60 = 50 (м/мин)
-Чтобы догнать бабушку, ученику надо преодолеть расстояние 200 м, значит чтобы найти время t = s : v 200 : 50 = 4 (мин)
-Через какое время ученик догонит бабушку? (через 4 минуты)
VI этап: Первичное закрепление.
Работа по учебнику с. 27 № 3
Расстояние между домами Алибека и Мурата 160 м. Они вышли в школу одновременно. Алибек шёл со скоростью 100 м/мин, а Мурат шёл вдогонку Алибеку со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Мурат догонит Алибека?
Составим алгоритм.
Определить вид движения.
Выбрать схему.
Вспомнить формулы.
120- 100 = 20 (м/мин)- скорость сближения мальчиков
160 : 20 = 8 (мин)- нужно Мурату, чтобы догнать Алибека
Выражение: 160 : (120-100)= 8
VII этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
Расстояние между посёлками А и Б- 120 км Из посёлка А выехал легковой автомобиль со скоростью 90 км/ч, а из посёлка Б- одновременно грузовой со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов легковая машина догонит грузовую?
Разноуровневые задания:
-Из данных выражений выписать те, которые будут являться решением к данной задаче. Написать пояснения.
-Решить задачу
-Составить обратную задачу
VIII этап: Включение в систему знаний и повторение
1)Расшифруйте, у кого из животных самая большая и самая маленькая скорость передвижения (работа в группах) Записать ответы в порядке возрастания
2365
4184
223479
2586
68880
204306
у
и
а
л
т
к
6009 * 34= 204306 2403 * 93= 223479 72408 : 28= 2586
56 * 1230= 68880 351456 : 84= 4184 201025 : 85= 2365
7308
102496
124845
6504
51090
267525
е
а
р
г
п
д
3203 * 32= 102496 817440 : 16 = 51090 188616 : 29= 6504
87 * 1435 = 124845 3567 * 75 = 267525 277704 : 38 = 7308
Улитка, гепард
Тренажер
-
v = 2 км/ч
t = 6 ч
s - ?
s = 12 км
v = 3 км/ч
t - ?
s = 2 м
t = 2 мин
v - ?
v = 10м/мин
t = 8 мин
s - ?
v = 6 км/ч
t = 3 ч
s - ?
s = 8 км
t = 2 ч
v - ?
v = 20 км/ч
t = 4 ч
s - ?
s = 12 м
t = 6 ч
v - ?
v = 12 км/ч
t = 5 ч
s - ?
v = 6 м/мин
t = 15мин
s - ?
s = 60 см
v = 15 см/с
t - ?
s = 90 км
t = 6 ч
v - ?
v = 5 м/мин
t = 16 мин
s - ?
s = 70 км
v = 14 км/ч
t - ?
v = 25 км/ч
t = 4 ч
s - ?
s = 60 км
t = 12 мин
v - ?
Самопроверка
v = 6 км/ч
t = 3 ч
s - ?
18 км
s = 8 км
t = 2 ч
v - ?
4 км\ч
v = 20 км/ч
t = 4 ч
s - ?
80 км
s = 12 м
t = 6 ч
v - ?
2 м\ч
v = 12 км/ч
t = 5 ч
s - ?
60 км
v = 6 м/мин
t = 15мин
s - ?
90 м
s = 60 см
v = 15 см/с
t - ?
4 с
s = 90 км
t = 9 ч
v - ?
10 км\ч
v = 5 м/мин
t = 16 мин
s - ?
80 м
s = 70 км
v = 14 км/ч
t - ?
5 ч
v = 25 км/ч
t = 4 ч
s - ?
100 км
s = 60 км
t = 12 мин
v - ?
5 км\мин
Самопроверка: Проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?
– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
IX этап: Рефлексия учебной деятельности
Что нового вы сегодня узнали? (…)
- Что новое было для вас?
- Чем вы использовались при открытии нового? (Ранее изученными алгоритмами.)
- Проанализируйте свою работу на уроке. (…)
Кто из ваших товарищей показал самые лучшие знания?
Высказывается несколько учеников.
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Д/З: с 27 № 4 (5, 6), № 6
Литература:
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Учебник математики 4 класс Автор А. Б. Акпаева, Л. А. Лебедева, В. В. Буровова Издательство: «Алматыкітап баспасы» 2011 ж.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ