Внеклассное мероприятие в начальной школе "Мир басен Крылова глазами детей" 3 класс

МБОУ Старочеркассая СОШ









Проект

Мир басен Крылова глазами детей

Тип проекта: краткосрочный (февраль 2014 г.), групповой,

исследовательский















Участники проекта:

Учащиеся 3 класса

Учитель: Сугрина Е.А.







2014

Проект
Обоснование проекта

Перед учителем начальных классов стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. Дети приходят в класс совсем разные по темпераменту, с разным уровнем подготовки к школе, но уверенные, что именно «я» самый «умный и талантливый».

Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах, а затем и к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.

Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.

Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.

Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям


Краткая аннотация проекта
Общеизвестно, что чтение, а тем более чтение стихотворных текстов, сейчас не особенно популярно в среде детей школьного возраста. Тем не менее, чтение высокохудожественных произведений несёт культуру, развивает вкус, воспитывает нравственность. Актуальность проекта заключается в приобщении учащихся к эстетическим ценностям родной культуры через изучение литературного произведения, в активизации творческих способностей учащихся и в формировании интереса к предмету в рамках требований современной жизни. Своевременным является также воспитание навыков самостоятельной работы, работы в группе.


Цель проекта:

-углубить знания о жанре басни;

-формировать положительную мотивацию к исследовательской деятельности у учащихся;

-развивать и воспитывать ребенка через самостоятельную и познавательную деятельность.

- воспитывать любовь к предмету, умение работать в группе и ответственность за свою работу.

-учить анализировать литературные источники;

-показать актуальность басен в современном мире;

-побуждать интерес к жизни баснописцев и истории создания басен;


Задачи:
- приобщить ребят к изучению литературного стихотворного произведения;
- организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся с использованием различных источников информации;
- организовать творческую работу в группах;
- воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Вывод: хотя иллюстрации басен сделаны разными художниками и даже детьми, его персонажи легко узнаваемы. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как в ибылые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Этапы работы над проектом.

1этап. Подготовительный.

  1. Определение источников информации.

  1. Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.

  2. Формирование рабочих групп.

Литература:

1) Басни Крылова

2) Большая советская энциклопедия т. 45, т 23, 1979г.

3)Крылатые выражения

2 этап. Планирование.

1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.

2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..

3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.

  1. Определение способов предоставления результатов работы.

3 этап. Исследование.

1. Работа в библиотеке.

2. Поиск информации по интернету.

3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.

4 этап.

Урок-отчёт, сообщения, презентация, выставка рисунков и поделок из солёного теста.

Планируемые результаты:

  • личностные - Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование мотивации к учению, отражение индивидуально-личностной позиции, личных качеств.

  • метапредметные - овладение универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять биографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

предметные - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Защита проекта

Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! На уроках литературного чтения мы изучали басни И. А. Крылова. А сегодня мы подведём итог изученного в форме защиты проекта. Начиная работу над проектом, мы разделились на три группы: 

1 группа – «Биографы».

2 группа – «Литераторы».

3 группа – «Художники и скульпторы» .

1. Выступление группы «Биографы».

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения - синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались.

24 февраля 1809 года была выпущена тоненькая книжка на голубоватой бумаге без всяких украшений. В книге были 23 басни И.А. Крылова.
Вторая книга вышла 8 марта 1811 года. Напечатана так же скромно, как и первая. Первая иллюстрированная книга басен Крылова появилась в 1815 году.
Книги, которые есть в нашей библиотеке (представлены в презентации)

 Наше выступление хочется закончить тоже стихотворением М. Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
 Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.


2. Выступление группы «Литераторы».

 А мы изучали басню как литературный жанр, его историю, родоначальников. Что же такое басня?

БАСНЯ – это краткий, обычно стихотворный рассказ, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Действующими лицами басни обычно бывают животные. Часто названия зверей, птиц, насекомых пишутся с большой буквы. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. Таким образом, автор показывает читателю, что на самом деле речь идет о людях. Басня делится на две части: повествовательную и мораль. Мораль содержит главный смысл. Сегодня мы произносим многие выражения из басен, используя их наряду с пословицами и поговорками. Эти крылатые фразы заставляют нас обратить внимание на свои недостатки, пересмотреть свое поведение. Одним словом помогают стать лучше.

Краткий словарь устаревших слов

В работе предлагаем краткий словарь устаревших слов, встречающихся на страницах басен И.А. Крылова.

Вещунья-предсказательница
баса, альта-муз. Струнные инст-ты
прима-первая скрипка
втора -2-я скрипка
кушак- пояс
кафтан-старин. Муж. Одежда
камзол-старин. Муж. Одеж. Без рукавов
чай- думаю,предполагаю
закром- место хранения зерна
мот-расточительный человек
живот-жизнь
жило-жильё
лучина-тонкая щепка
Дородный-рослый,крупный сваха-женщина,устраивающая браки зевес-повелитель богов вертопрах-легкомысленный челобитьё-низкий поклон светлейший-почетное обращение тороватый-щедрый, расточительный откупщик-богатый купец лыко-кора молодой липы прок-выгода,польза полдюжины –шесть штук льзя-можно мурава-трава батрак-слуг аценят-бранят,ругают невидаль-небывалое,невиданное обоз-вереница повозок Аврора-богиня утренней зари свара-ссора исполать-хвала тебе,слава тебе гурт-стадо скота ритор-оратор барыш-прибыль пороть вздор-нести чушь, болтать ерунду зефир-лёгкий тёплый ветер примолвить-прибавить к тому что сказано хонт-рубин,сапфир ловчий-охотник.

3.Выступление группы «Художники и скульпторы»

Все басни сопровождались рисунками и гравюрами. Иллюстрация всегда была тесно связана с литературой. Собственное видение прочитанного предлагали многие великие художники.

Часто художественное произведение становилось толчком к написанию полотен, ставших впоследствии шедеврами изобразительного искусства. Иллюстрации к художественным произведениям способны поднять уровень их восприятия на несколько порядков и значительно усилить влияние, оказываемое ими на читателя.

Многие знаменитые художники с удовольствием рисовали иллюстрации к понравившимся литературным произведениям, очень часто даже не планируя использовать их для оформления текстов – просто так, для души, поддавшись чарующему действию слов.

Мы собрали иллюстрации героев басен И. А. Крылова таких художников как: Серова, Орловского, Рачева, Лаптева, Петелиной.

Наши художники тоже постарались и представляют вашему вниманию свои рисунки. (В презентации работы учащихся (фото))

Видеоролик (прилагается в презентации)





































16


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ