Конспект урока для 3 класса "Круговорот воды в природе"
Темы «Круговорот воды в природе»
Автор: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового
-
Тема
Круговорот воды в природе
Цель
формирование предметных компетенций у обучающихся
по теме урока на основе частично-поискового метода и применения средств информационно-коммуникативных технологий.
Задачи
по содержанию:
сформировать понятие "круговорот воды в природе";
расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды и её свойствах;
формировать бережное отношение детей к воде;
по способу деятельности:
Личностные УУД
Умение:
осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;
работать с информацией;
собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;
решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
определять цель учебной деятельности самостоятельно;
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
аргументировано находить и объяснять свои ошибки;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;
Коммуникативные УУД:
Умение:
задавать вопросы;
слушать, не перебивая;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;
Проблема
Проблемный вопрос
Учащиеся имеют недостаточные знания о круговороте воды в природе.
Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?
Предметные:
Знать три состояния воды.
Уметь рассказать о круговороте воды.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Интерактивная доска, компьютер,глобус, карточки, тетрадь, учебник «Окружающий мир».
Организация пространства
(фронтальная работа, работа в парах, группах)
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя и обучающихся
Планируемые результаты (УУД)
I.Организация начала урока
Цели:
Формирование умения оценить свою
готовность.
Дорогие ребята!
Если вы веселы – улыбнитесь!
Если вы дружны – возьмите за руку своего соседа!
Подержите его руку несколько секунд в своей руке
И поделитесь с ним своим теплом и настроением.
А настроение, как я понимаю у вас прекрасное.
Ну что ж молодцы!
-Те знания, которые вы приобрели на прошлом уроке, и узнаете сегодня, я бы хотела проверить в виде теста в конце нашего урока.
-Поэтому слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.
Регулятивные УУД
(формирование умения
планировать, контролировать свою деятельность.)
Личностные УУД (социальные компетенции, личностные
качества)
II. Постановка целей и задач урока.
Актуализация опорных знаний
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у
учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить
тематические рамки.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В супе, в чае, в каждой капле.
Вы согласны? Это так ли?
- Ребята, можно ли сказать, что вода находится «везде»? Сейчас мне нужен самый храбрый и отважный ученик(ца), который (ая) попробует составить рассказ по подготовленному мною видеоролика «Вода».
(видео «Вода»)
- Ребята, а в каком виде встречается вода в природе?( ответы детей)
- Какие превращения в ней происходят?
- Молодец!!!
- Почему воду надо беречь и охранять?
- Правильно ведь пресной, чистой воды на земле меньше чем соленой.
- Верно, молодцы.
Коммуникативные УУД(излагать свое мнение,
аргументировать его)
Личностные УУД
(сформированность мотивации к обучению)
III. Изучение нового материала
Цели:
- поставить проблему;
- организовать
формулировку темы
урока детьми;
- организовать
постановку цели
урока детьми.
(Звучит плеск воды)
(Выходят учащиеся с диалогом)
« - …,ты так много знаешь всего. Посмотри на глобус, на нем так много синего цвета. Сколько же пространства Земли покрыто водой?
- Я думаю больше половины. Хотя я не уверен, что прав. ….а ты знаешь ответ на этот вопрос?
- Практически все континенты Северная и Южная Америка, Африка, Евразия, это огромные острова в бесконечном пространстве воды. Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?»
(ответы детей)
- Какую проблему мы ставим, ребята?
- Кто может мне сказать тему нашего урока?(ответы детей)
- Какова цель урока? ( ответы детей)
- Наша цель – узнать о превращениях воды
Давайте, обратимся к учебнику на стр.78-79, работаем в парах.
Регулятивные(принимать и сохранять цель)
IV. Решение учебной задачи. Изучение
нового
Цель:
- Актуализировать
знания детей о
состояниях воды,
круговороте воды.
Физкультминутка
(в группах по 4
человека)
V.Решение учебной задачи
Цель:
формирование умения обобщать, делать
вывод.
Ваша задача:
- прочитать текст;
- составит вопрос по картинке;
- задать вопрос своему соседу по парте, который должен ответить на него.
- Какие вы молодцы!
(Правила работы в парах.)
- Представьте себе, что каждый из вас « молекула – воды», изобразите что происходит с молекулами воды:
- в паре над кипящим чайником;
- в стакане воды, которую поставили в холодильник;
- в чайнике, который поставили на огонь.
(дети изображают молекулы)
- А сейчас сможем ли мы увидеть где-нибудь как испаряется вода?
Проведем мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась у нас на глазах! Вот чудеса!!!
Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар.
- Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
- В природе, ребята, мы можем наблюдать, как вода испаряется?
- Да, конечно.
- А, как происходит круговорот воды в природе?
-Давайте послушаем Мочалова Александра, он нам приготовил доклад на тему
« Круговорот воды в природе»
-Какой вывод можно сделать? ( ответы детей)
- Вода испарилась.
( показ презентации «Круговорот воды в природе»)
Коммуникативные (готовность слушать
собеседника, вести диалог; признавать существование
различных точек зрения)
Познавательные (анализ
информации, систематизация, классификация; овладение
начальными сведениями о
сущности и особенностях природных явлений)
Личностные УУД(готовность саморазвитию)
VI. Решение учебной задачи .
Цели:
- организовать
выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;
- организовать
творческую деятельность;
- умение действовать по плану.
- Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите.
Составим план нашей работы:
1.Подготовить рабочее место.
2. Поставить цель работы.
3.Рассмотреть схему.
4. Выбрать материалы для работы.
5. Распределить обязанности в группе.
6. Выполнить работу.
Дети презентуют работу.
(инсценировка по стихотворению С.Погореловского « Весенний гром»)
- Сейчас, мне понадобиться помощник, который будет помогать в инсценировке стихотворения.
- Кто желает, мне помочь?
Нависли тучи над селом-
И разразился в небе гром. ( звучит музыка грома и появляется туча )
- Катился гром, гремел ворчал
На всех
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя. ( звучат капельки дождя )
Она была совсем ничья
Но стала капелькой ручья.( музыка ручья )
Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
– Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек-
Бегу я на родину к маме!
– А кто твоя мама? ( шум моря )
– Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней – ( появляется солнце )
И к страннице тучке
Я паром взлетела. ( Появляется пар )
Летела по свету я с ней.
– Счастливая ты!
Увидела с неба
Всю землю с ее чудесами!
– Да много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме!
-Ребята ,что совершила капелька? Правильно, круг.
-Такое явление называется круговорот воды в природе.
Познавательные УУД (связи и отношения между
объектами и предметами;
Использование схемы)
Коммуникативные (готовность слушать
собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения,
умение договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности).
Регулятивные УУД(работа с интерактивной доской)
VII. Решение учебной задачи, тест.
Цель:
- организовать
выполнение учащимися самостоятельной работы;
VIII. Обобщение
усвоенного. Оценка.
Цель:
-формирование умений обобщать
знания, делать
выводы,
оценивать работу;
Тест по теме « Круговорот воды в природе»
Ф.И.__________________________________________________
1. Под действием солнечных лучей происходит…
охлаждение испарение выпадение осадков
2. Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……
нагревание круговорот
3. В виде чего вода возвращается обратно на землю?
__________________________________________________________
4. Из чего образуются облака?
___________________________________________________________
5. Куда девается вода, которая попадает на землю
__________________________________________________________
После чего оценивают себя.
– Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута.
-В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход!
- Изменяется ли количество воды на планете? (Нет, оно остается прежним)
- Что вам показалось наиболее интересным?
- А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на уроке?
Систематизируют полученные знания.
Коммуникативные УУД(умение презентовать
работу, осуществлять
взаимный контроль в
совместной деятельности)
Регулятивные (оценка своей деятельности)
VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать
рефлексию и
самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Вы довольны собой, мои юные исследователи?
- Как вы себя чувствуете? А теперь на своих карточках
с тестом приклейте смайлик, с которым вы ассоциируете свое настроение на конец урока.
- Спасибо вам за прекрасную работу.
Регулятивные (освоение
начальных форм
познавательной и
личностной рефлексии)
Домашнее задание
- Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе», это нарисовать кадры из диафильма про капельку путешественницу с комментариями
Регулятивные УУД(поиск
информации, работа с
диафильмом)
Коммуникативные УУД(составлять комментарии в
устной и письменной форме)
Личностные (взаимодействие с родителями)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ