Конспект урока для 2 класса «Почва. Значение почвы»

Урок познания мира во 2 классе.

Тема урока: «Почва . Значение почвы.» 
Цели: 
Образовательные: 
познакомить учащихся со свойствами почвы, определить основное свойство почвы; 
Развивающие: развивать речь учащихся, мышление, 
развитие умения доказывать выдвигаемые предположения, 
развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов 
Воспитательные: воспитание у детей коллективизма, умения работать в группе, любовь к Родине, бережного отношения к природе. 
Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, горшочек с почвой, держатель, спиртовка, лабораторное фарфоровое блюдце, фильтровальная бумага. 
Ход урока 
1. Организационный момент. 
Психологическая установка на работу. 
Мы пришли сюда учиться, не лениться ,а трудиться. 
Слушаем внимательно, работаем старательно.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? 
Фрагмент электронного урока « Окружающий мир» 2 класс- « Земля- наш общий дом» 
Какие значения имеет слово ЗЕМЛЯ? . Назовите мне их.

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова - Земля- это почва.

 
Тема нашего урока: Почва. Значение почвы . 
Чтобы ответить на главный вопрос (прочитать его), нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы.
Какой состав имеет почва? 
Что такое почва? 
Каково основное свойство почвы? 
3. Совместное открытие знаний 
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее свойство.
Работа в группах. 
Вы на несколько минут станете учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам. 
Опыт №1 
Возьми стакан с водой. 
Брось туда комочек почвы. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор. 

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________. 
Опыт №2 
Возьми фильтровальную бумагу. 
Насыпь на нее немного почвы. 
Плотно придави её к бумаге вторым листом. 
Стряхни почву обратно в стакан. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор. 

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________. 

Опыт №3 
Возьми стакан с водой. 
Добавь туда почвы. 
Размешай стеклянной палочкой. 
Подожди немного и посмотри на дно. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор. 

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть 

____________________________. 
Опыт №4 
Возьми стакан с водой. 
Добавь туда почвы. 
Размешай стеклянной палочкой. 
Подожди немного и посмотри на поверхность воды. 
Что ты наблюдаешь? 

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов. 

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________. 

Опыт №5 
Возьмите горшок с почвой. 
Налейте туда немного воды. 
Держите горшок над пустым стаканом. 
Что вы наблюдаете? 

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ 

________________ воду. 

Опыт №6 проводит учитель 
Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. 
Взять несколько капель воды из стакана. 
Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. 
Подержать блюдце (стекло) над огнем. 
Что ты наблюдаешь? 
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде. 

Презентация научных открытий ( отчёт научных групп): 
 
Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух. 
Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода. 
Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка. 
Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений и животных.. 
Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает воду. 
Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли. 

Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас на столах. Работа в парах.
Давайте проверим. Ребята карандашом отмечают состав. Осталась одна часть – остатки умерших организмов. 
4. Физкультминутка. 
- Здравствуй, солнце золотое! 
(Нарисовать руками круг) 
-Здравствуй, небо голубое! 
(Руки вверх, помахать кистями) 
Здравствуй, вольный ветерок, 
(Помахать руками перед лицом) 
-Здравствуй, маленький дубок! 
(Поднять руки вверх и покачать ими) 
-Мы живём в одном краю – 
Любим Родину свою. 
(Тихо садятся). 


5.Рассмотрите иллюстрации и определите, где лучше всего растут растения? 
(В саду, на огороде, в лесу, на лугу, на хлебном поле) 
-Где растения не растут или их совсем мало? 
- Как выдумаете, от чего зависит рост растений, урожайность посевов ? 
Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 51. Давайте прочитаем статью « Значение почвы».
Чтение по частям ( разбор содержания каждой части. Определение ключевых слов) 
Работа по вопросам. 
- Где расположился аул, в котором жил Асан? 
- Как объяснил дедушка красоту аула? 
-На какой земле не растут растения? 
- Что необходимо растениям для роста? 
-Что такое перегной?( зачитать) 
- Что такое плодородие?( зачитать) 
- Как определить плодородие почвы? 
- Какую составляющую почвы мы должны записать? 
(перегной) 
- Итак, сформулируем определение: -Что такое почва?


Почва- это поверхностный плодородный слой земли. 
Можем ли мы теперь утверждать, что почва есть везде, где есть земля, суша? 
- Можем ли мы теперь точно определить, где нам встретились плодородные почвы, а где нет? 

6. Первичное закрепление. 
Вы разгадали все тайны. Попробуйте ответить на вопросы профессора Всезнайки: 

1.Почему растения не растут на камнях? 
2.Если бы ты был растением, где бы ты предпочёл расти: 
в саду, на песке или на глине? Почему? 
3.Как вы думаете, нужно ли человеку заботиться о почве? 

7. Рефлексия: Наш профессор предлагает разгадать кроссворд ( индивидуальная работа) Кроссворд по теме «Почва» 
1.Инструмент, которым вскапывают грядки. 
2.Как надела сто рубах заскрипела на зубах 
3. слой земли, на котором растут растения 
4.Одна из составных частей почвы. 
5.Часть почвы, образованная из остатков листьев, 
веток, умерших животных. 
6.Главное свойство почвы. 

8. Подведение итогов работы 
. Оцените вашу работу на уроке. Нарисуйте смайлики. 1. Отлично. 
2. не очень хорошо. 
3. Плохо. 
Выставление оценок за урок. 
Домашнее задание: подготовиться к контрольному уроку по темам Вода, Воздух, Почва. 

Контрольная работа по темам « Вода, Воздух, Почва» 
1. Отгадай загадку: 
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый , и всё же без него мы жить не можем. 
А) почва б) вода в) воздух 
2. Укажи свойства воздуха: ( подчеркни) бесцветный, без запаха, растворитель, упругость, невидимый, текучий , 
3. Состояния воды: 
1) ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ( снег , ЛЁД, ГРАД) 
2)…………………… ( дождь) 
3) …………………. (ПАР ) 
4. Когда бывает явление природы ЛЕДОХОД? 
А) летом б) зимой в) осенью г) весной 
5. Почему в воде живут животные и растут растения? 
А) в воде есть воздух б) вода тёплая 
6. Можно ли пить морскую воду и поливать морской водой растения? 
А) да б) нет в) можно иногда 
7. Поверхностный плодородный слой земли: 
А) глина б) почва в) песок 
8. Заполни таблицу « Состав почвы» 
Почва 

9. Главное свойство почвы: 
А) УПРУГОСТЬ Б) ТЕКУЧЕСТЬ В) ПЛОДОРОДИЕ 
10. Где хорошо растут растения? 
А) на песчаной почве б) на плодородной почве В) на камнях г) на глинистой почве

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ