Конспект урока на тему "В царстве грибов"

Урок: окружающий мир

Тема: «В царстве грибов».

Цель: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

  2. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.

  3. Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.

  4. Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

  5. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы.

  6. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения на природе.





Ход урока

I . Организационный момент. 1 мин.

Повернитесь поздоровайтесь с нашими гостями.

Проверьте все ли у вас лежит на парте.

II. Повторение пройденного материала. 4 мин.

Какой большой раздел мы с вами изучаем? («Эта удивительная природа»).

Давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

- Правильно.

- Какая бывает природа (Живая и неживая).

На доске появляется схема:

Живая

Природа

Неживая









  • Чем отличается живая природа от неживой? (дышит, питается, растет, размножается и умирает). Ваши знания помогут в нашей игре.

  • Давайте поиграем в игру «Кто внимательный?» что из перечисленного относится к живой природе, а что к неживой природе. Вы будете хлопать в ладоши, если речь пойдет о живой природе, а если, неживая природа, будете сидеть молча. Готовы? (проводится игра: радуга, дерево, трава, камни, звезды, звери….) (слайды)

  • Молодцы. Какие вы внимательные!

  • Сейчас продолжим разговор о живой природе.

  • Назовите царства которые мы с вами уже знаем! (Растения, животные). Дополняем схему.

III. Введение в новую тему 10 мин.

  • Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. Закройте глаза (играет музыка), представьте, что мы оказались в лесу. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

  • Ребята, а что такое лес? ( это место, где много деревьев).

  • Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

  • Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

  • А для нас , человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

  • Итак, мы отправляемся в лес на природу.

Рефлексия. Включаю музыку «Звуки леса».

  • Что вы услышали? Чьи звуки? Каких животных?

  • И так мы будем знакомиться с новым царством. А вот с каким царством вы узнаете отгадав загадку.

  1. Осень, дождь на целый день,

Листопад и мокротень.

Только им не зябко –

Одноножкам в шляпках.

  1. Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

Ответ: Грибы.

Как будет называться наше новое царство? (Царство грибов). Дополняем схему. А что вы хотите узнать об этом царстве?

  1. Строение гриба.

  2. Съедобные и несъедобные грибы.

  3. Как собирать грибы.

  4. Интересные факты. Красная книга.

IY. Отправляемся в наше путешествие.

  • Существует целая наука, посвященная ее изучению. А вот как она называется, вы должны отгадать, а я вам помогу. Если перевести ее название то получится что «микос» - гриб, «логос» - наука.

  • Как называется наука? (микология).

Показываю гриб 10 мин.

  • Дети, посмотрите, как вы думаете из чего он состоит? ( шляпка и ножка).

  • У гриба есть еще одна часть, которую мы не видим. Давайте узнаем о ней из учебника.

  • Открываем учебник с. 118, читаем. Давайте рассмотрим иллюстрацию с. 118.

  • Из каких частей состоит гриб? (слайд) обратите внимание как пишется слово грибница, от какого слова оно образовано? (гриб).

  • Как грибы связаны с деревьями?

  • Какое значение для леса имеют грибы?

- У вас на столах лежат карточки под номером 1, переверните их. 4 мин.

Подпишите части грибов, поменяйтесь. Проверим! Посмотрите на экран, сравните ответы, исправьте ошибки! И оцените работы соседа смайликами.



А сейчас мы продолжим наше путешествие, давайте встанем.

Мы шли-шли-шли,

(ходьба на месте)

Белый гриб нашли.

Раз-грибок,

Два -грибок,

Три - грибок,

(наклоны корпуса вперед)

Положили в кузовок.

- Дети, а что мы сейчас делали? (собирали грибы).

Игра 4 мин.

  • Сейчас мы еще раз будем собирать грибы! Мне нужно по одному человеку из ряда.

На полу грибы, у вас корзинки, и вы опытные грибники, пока звучит музыка, собирайте, но только внимательно.

  • Считаем! Называя грибы: лисичка, подберезовик, красный гриб.

  • Молодцы. Мухоморы никто не собрал?

  • Какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, он ядовит только для человека, некоторым животным он приносит пользу).

  • А как вы думаете, какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные). Дополняем схему. (Показываю карточку) какой вид работы у нас сейчас будет7

  • А сейчас мы с вами разделимся на группы, я каждой группе дам конверт. В нем лежит иллюстрация гриба и план вашей работы. Каждой команде надо будет подготовить выступление. Сказать название гриба, описать его внешние признаки и указать: съедобен или несъедобен гриб. Выступает от группы один человек, ответы вы будете оценивать карточками (красного, желтого, зеленого цвета).

  • Давайте узнаем, как же правильно собирать грибы.

Учебник с. 121 как собирать грибы 3 мин.

  • А сейчас перейдем к последнему пункту нашего плана. Это интересные факты! Есть у нас Красная книга. Что в ней находится. Для чего она нужна? (в ней написаны растения и животные, которые на грани вымирания и их нужно беречь).

  • Грибы тоже не исключения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними. Презентация 5 мин.

Y. Подведение итогов урока.

  • А сейчас я хочу проверить ваши знания (показываю карточку). Какой вид работы у нас будет? На столах лежат карточки под номером 2, переверните их, там текст, прочитайте его и вставите пропущенные слова (проверка 2-3 человека читают).

  • Давайте подведем итоги. 2 мин.

Грибы – это растения или животные? (особое царство природы).

  • Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные).

  • Из каких частей состоит гриб?

  • Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

Выставление оценок. 1 мин.

Запись домашнего задания 1 мин.

Природа

Живая

Растения

Животные

Грибы

Съедобные

Несъедобные

Неживая





















Использованная литература

  1. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).

  3. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, издательство “Просвещение” – серия “Зеленый дом”), часть 1,2005.

  4. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).

  5. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы. Развитие речи”)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ