Конспект урока на тему "В царстве грибов"
Урок: окружающий мир
Тема: «В царстве грибов».
Цель: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.
Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.
Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы.
Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения на природе.
Ход урока
I . Организационный момент. 1 мин.
Повернитесь поздоровайтесь с нашими гостями.
Проверьте все ли у вас лежит на парте.
II. Повторение пройденного материала. 4 мин.
Какой большой раздел мы с вами изучаем? («Эта удивительная природа»).
Давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
- Правильно.
- Какая бывает природа (Живая и неживая).
На доске появляется схема:
Живая
Природа
Неживая
Чем отличается живая природа от неживой? (дышит, питается, растет, размножается и умирает). Ваши знания помогут в нашей игре.
Давайте поиграем в игру «Кто внимательный?» что из перечисленного относится к живой природе, а что к неживой природе. Вы будете хлопать в ладоши, если речь пойдет о живой природе, а если, неживая природа, будете сидеть молча. Готовы? (проводится игра: радуга, дерево, трава, камни, звезды, звери….) (слайды)
Молодцы. Какие вы внимательные!
Сейчас продолжим разговор о живой природе.
Назовите царства которые мы с вами уже знаем! (Растения, животные). Дополняем схему.
III. Введение в новую тему 10 мин.
Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. Закройте глаза (играет музыка), представьте, что мы оказались в лесу. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
Ребята, а что такое лес? ( это место, где много деревьев).
Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
А для нас , человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
Итак, мы отправляемся в лес на природу.
Рефлексия. Включаю музыку «Звуки леса».
Что вы услышали? Чьи звуки? Каких животных?
И так мы будем знакомиться с новым царством. А вот с каким царством вы узнаете отгадав загадку.
Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко –
Одноножкам в шляпках.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Ответ: Грибы.
Как будет называться наше новое царство? (Царство грибов). Дополняем схему. А что вы хотите узнать об этом царстве?
Строение гриба.
Съедобные и несъедобные грибы.
Как собирать грибы.
Интересные факты. Красная книга.
IY. Отправляемся в наше путешествие.
Существует целая наука, посвященная ее изучению. А вот как она называется, вы должны отгадать, а я вам помогу. Если перевести ее название то получится что «микос» - гриб, «логос» - наука.
Как называется наука? (микология).
Показываю гриб 10 мин.
Дети, посмотрите, как вы думаете из чего он состоит? ( шляпка и ножка).
У гриба есть еще одна часть, которую мы не видим. Давайте узнаем о ней из учебника.
Открываем учебник с. 118, читаем. Давайте рассмотрим иллюстрацию с. 118.
Из каких частей состоит гриб? (слайд) обратите внимание как пишется слово грибница, от какого слова оно образовано? (гриб).
Как грибы связаны с деревьями?
Какое значение для леса имеют грибы?
- У вас на столах лежат карточки под номером 1, переверните их. 4 мин.
Подпишите части грибов, поменяйтесь. Проверим! Посмотрите на экран, сравните ответы, исправьте ошибки! И оцените работы соседа смайликами.
А сейчас мы продолжим наше путешествие, давайте встанем.
Мы шли-шли-шли,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашли.
Раз-грибок,
Два -грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперед)
Положили в кузовок.
- Дети, а что мы сейчас делали? (собирали грибы).
Игра 4 мин.
Сейчас мы еще раз будем собирать грибы! Мне нужно по одному человеку из ряда.
На полу грибы, у вас корзинки, и вы опытные грибники, пока звучит музыка, собирайте, но только внимательно.
Считаем! Называя грибы: лисичка, подберезовик, красный гриб.
Молодцы. Мухоморы никто не собрал?
Какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, он ядовит только для человека, некоторым животным он приносит пользу).
А как вы думаете, какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные). Дополняем схему. (Показываю карточку) какой вид работы у нас сейчас будет7
А сейчас мы с вами разделимся на группы, я каждой группе дам конверт. В нем лежит иллюстрация гриба и план вашей работы. Каждой команде надо будет подготовить выступление. Сказать название гриба, описать его внешние признаки и указать: съедобен или несъедобен гриб. Выступает от группы один человек, ответы вы будете оценивать карточками (красного, желтого, зеленого цвета).
Давайте узнаем, как же правильно собирать грибы.
Учебник с. 121 как собирать грибы 3 мин.
А сейчас перейдем к последнему пункту нашего плана. Это интересные факты! Есть у нас Красная книга. Что в ней находится. Для чего она нужна? (в ней написаны растения и животные, которые на грани вымирания и их нужно беречь).
Грибы тоже не исключения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними. Презентация 5 мин.
Y. Подведение итогов урока.
А сейчас я хочу проверить ваши знания (показываю карточку). Какой вид работы у нас будет? На столах лежат карточки под номером 2, переверните их, там текст, прочитайте его и вставите пропущенные слова (проверка 2-3 человека читают).
Давайте подведем итоги. 2 мин.
Грибы – это растения или животные? (особое царство природы).
Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные).
Из каких частей состоит гриб?
Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
Выставление оценок. 1 мин.
Запись домашнего задания 1 мин.
Природа
Живая
Растения
Животные
Грибы
Съедобные
Несъедобные
Неживая
Использованная литература
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, издательство “Просвещение” – серия “Зеленый дом”), часть 1,2005.
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы. Развитие речи”)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ